СИМФЕРОПОЛЬ, 15 мая – РИА Новости Крым, Наталия Назарук. Слово "засуха" для Крыма уже второй год подряд становится неприглядной реальностью, к которой приходится привыкать. Несмотря на то, что правительство принимает огромное количество программ по бурению новых скважин, строительству новых водозаборов и каналов по переброске воды из одного региона в другой.
Увы, от перекладывания "из одного кармана в другой" воды больше не станет. Это понимают ученые, которые уже сейчас говорят о том, что проблема "уходящей" воды чем дальше, тем вернее будет захватывать на полуострове все новые рубежи, диктуя свои, новые правила жизни.
Что именно нужно услышать и принять крымчанам - как чиновникам, так и простым жителям - разбирался корреспондент РИА Новости Крым.
Будто и не лило: почему Крым теряет воду, несмотря на дожди >>
Пора признать очевидное
Будто и не лило: почему Крым теряет воду, несмотря на дожди >>
Тем не менее, понижение уровня грунтовых вод – та самая уходящая из скважин вода, о которой в самых разных районах Крыма говорят местные жители с начала апреля, – действительно, результат интенсивного использования подземных водных горизонтов, которые тоже не безграничны. Только в сентябре 2016 года, по данным специалиста, в Крыму построили три водозабора и пробурили 36 скважин, чтобы подавать в сутки около 195 тысяч кубометров воды – и это обеспечивало только около 400 тысяч населения в Восточном Крыму.
Аксенов не исключил ограничений подачи воды при отсутствии осадков >>
Ситуация в современном Крыму так или иначе отталкивается от действовавшего Северо-Крымского канала – и теперь, по словам эколога, делится на три периода: до открытия канала, когда степной Крым так же страдал от засух; с действующим каналом, который подарил полуострову новые проблемы – подтопление и вторичное засоление земель; после закрытия канала, когда процесс пошел в обратную сторону, еще и усугубился общими тенденциями изменения климата.
"Четко отделить здесь природные процессы от антропогенных не представляется возможным. Одни дополняют и усиливают другие. Многие водоемы, которые наполнялись за счет СКК, в настоящее время пересохли. Крупные плавневые территории – Присивашье, госзаказник Астанинские плавни, озеро Ачи - практически утратили свое значение, так как уровень солености там превысил критический, пресной воды там практически нет, что обусловило резкое снижение биоразнообразия. Как видим, изменяются условия не только для человека, но и в целом меняются природные комплексы, а это неизбежно влияет на сельское хозяйство, рыболовство, охотхозяйства и т.д.", - пояснил Прокопов.
"Следует признать, что без внешних источников воды, с материка, водная проблема полуострова не решится. А это или реанимация СКК как наиболее приемлемый вариант, или переброска воды в Крым из реки Кубань. Но здесь следует учесть, что уже сегодня вода из этой реки расходуется более чем на 20% больше норматива, и такой вариант решения проблемы может негативно сказаться на Краснодарском крае и соседних областях. Либо Республике Крым придется жертвовать рядом отраслей промышленности и сельского хозяйства", - заключил Прокопов.
Новая стратегия
Как считает завкафедрой геоэкологии факультета географии Таврической академии КФУ Татьяна Бобра, будущее действительно лежит за формированием для региона новой водной стратегии. Без поэтапного внедрения принципов экономии не только в технологический процесс, но и в сознание людей полуостров не сможет полноценно жить уже в недалеком будущем.
Самое печальное, что большинство жителей даже не представляет себе, насколько масштабные изменения в теории должны коснуться их жизни. Глобальные перемены, во-первых, нужны в системе землепользования и принципах ведения сельского хозяйства, на которое уходила большая часть поступавшей с территории Украины воды.
"Если вы посмотрите официальные отчеты министерства сельского хозяйства, увидите, что ежегодно растут площади орошаемых земель. Значит, увеличиваются объемы воды, которая идет на орошение. Нужно прогнозировать, до какой степени можно увеличивать эти объемы и стоит ли вообще это делать. Может, стоит сокращать площади пахотных земель под зерновые и отдавать предпочтение, например, эфиромасличным культурам, которым не нужен полив. Это уже было в Крыму, и, заметьте, в России не так много регионов, где можно заниматься эфиромасличными культурами в естественных условиях", - привела пример ученый, напомнив, что сельское хозяйство на полуострове существовало и до строительства канала.
Второй не менее важный вопрос, который нуждается в принципиальном пересмотре – поддержание водозатратной промышленности, в частности, заводов на севере Крыма.
"Понятно, что сегодня важны рабочие места – но это вопрос сегодняшнего дня. А на будущее, возможно, стоит заменять эти производства другими типами предприятий", - предположила специалист.
То же самое касается и рекреации: ежегодные отчеты об увеличении количества туристов, напомнила эколог, имеют обратную сторону.
Кроме того, нужно пересматривать позицию по локальному использованию опреснительных установок, которые могли бы точечно, объектно поддерживать ту же водозатратную промышленность. Определенные ограничения должны коснуться и бизнеса: в обозримом будущем – автомоек, а в перспективе – даже проектно-строительной сферы:
И самое главное: параллельно со всеми этими процессами должны меняться культура поведения и отношения к воде самих крымчан, жизнеобеспечение которых напрямую зависит от того, насколько бережно они научатся обращаться с оставшимися водными ресурсами.
"Крым всегда был вододефицитным районом. И вы обратите внимание, какое было уважительное, рачительное отношение к воде в прошлые века: ко всем поверхностным источникам, к родникам. Эта культура водопользования, когда сюда пришла большая вода по Северо-Крымскому каналу, была практически утеряна. Нужно возрождать трепетное отношение к воде", - заключила ученый.