СИМФЕРОПОЛЬ, 20 мая – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. "Наш следующий вызов – это возвращение утраченных территорий… И Крым, и Донбасс – это наша украинская земля". Эти слова произнес новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский во время своей инаугурации ровно год назад.
Как показывает день сегодняшний, за прошедший год руководство страны так и не пришло к пониманию, каким образом эти территории "возвращать" или хотя бы что нужно делать, чтобы начать двигаться по этому пути. В особенности это касается Крыма, в отношении которого нынешний глава украинского государства является верным последователем своего предшественника.
План "деоккупации" и "блокадный вопрос"
Работу над комплексной стратегией "деоккупации" полуострова Зеленский анонсировал в начале осени. Вдаваться в детали, какой должна быть стратегия и что конкретно в себя включать, президент не стал, ограничившись общими соображениями. Говорилось о том, что документ должен быть разработан к концу 2019 года.
Но когда в начале апреля новоназначенный вице-премьер – министр по "временно оккупированным территориям" Алексей Резников попросил спикера Рады Дмитрия Разумкова посодействовать привлечению депутатов к работе над документом, стало понятно, что никакой стратегии "деоккупации" Крыма до сих пор нет. И работа, судя по всему, находится даже не в завершающей стадии.
Какими причинами это обусловлено? Вероятно, осознанием того, что полуостров по факту "вернуть" невозможно. Но и полностью исключить вопрос из повестки дня тоже нельзя – тут же последует массированная атака оппозиции и националистов.
А возможно, стратегия изначально должна была содержать некоторые радикальные изменения позиции Киева к Крыму и его жителям. Например, пуск днепровской воды на полуостров и возобновление транспортного сообщения, на чем Украина, по крайней мере, могла бы зарабатывать деньги.
Эти идеи в разное время вбрасывались в информационное пространство с целью выяснить реакцию общества. Но протесты националистически настроенных сил были довольно жесткими. Поэтому стратегию решили придержать и адаптировать под чаяния противников российского Крыма.
Наконец, зарубежные партнеры Украины в последние годы не предпринимают никаких активных действий в плане скорейшего "освобождения" Крыма, кроме продления санкций и соответствующих заявлений.
Уход крымского вопроса на дальний план и значительное снижение градуса дискуссий по этому поводу констатирует и экс-лидер запрещенного в России меджлиса* Мустафа Джемилев, который имеет связи на международном уровне, а значит, знает, о чем говорит.
"В целом мы как-то утратили ту остроту. Понятно, что в мире много разных событий, которые чаще занимают первые страницы полос мировых изданий. Но, тем не менее, каких-то существенных мер по тому, чтобы тема Крыма была представлена на должном уровне, к сожалению, не делается", – сказал он на днях в одном из интервью.
Вирус ни при чем: почему не повторился прорыв границы с Крымом >>
Больше стратегий, хороших и разных
Несуществующие стратегии о "возврате" полуострова тем временем множатся. На днях глава МИД Украины Дмитрий Кулеба объявил, что ведомство разработало собственную "стратегию деоккупации Крыма". Раскрыть детали документа дипломат отказался, сославшись на то, что документ "нуждается в изучении и последующей доработке".
Еще раньше Кулеба отметил, что на этом пути Киев должен решить три "тактических задачи": сохранить Крым в стратегической повестке дня, обеспечить эффективность санкций и задействовать дополнительные международные инструменты для давления на Москву.
Отношение к различным стратегиям "возврата" Крыма и их реалистичности наиболее характерно выразил бывший министр экономики и экс-замминистра МВД Украины Виктор Суслов. Он также предложил "реальный план деоккупации Крыма из трех шагов", с учетом предыдущего успешного опыта передачи Крыма Украине в 1954 году.
"1. Украине вместе с Россией и другими государствами создать союзное государство – условно Союз Антисоветских Капиталистических Республик (САКР). 2. На пост президента САКР продвигаем современного кандидата, аналогичного прежнему украинскому Никите Хрущеву, например, Дмитрия Кулебу. Президент САКР Кулеба передает ("дарит") Украине Крым, аналогично тому, как это сделал Хрущев в 1954 году. Получилось раз, получится и второй! По крайней мере, этот план более реальный, чем план Кулебы", – поделился мнением Суслов в соцсетях.
Еще были обещания построить для крымчан "город-сад" в Херсонской области, благодаря которому жители полуострова якобы увидят, как их любят на Украине, и захотят вернуться обратно. В марте начал вещание телеканал "Дом" – специально для "объективного информирования" жителей Крыма и Донбасса.
Только это все не про "возвращение территорий".
На кого именно рассчитан "город-сад" Зеленского? На переселенцев? Но войны и беженцев в Крыму нет, массовых репрессий тоже. Непонятно, от чего бежать в эфемерный "рай" и осваивать херсонскую "целину", которая, к слову, сейчас страдает от засухи не меньше Крыма. Кто хотел покинуть полуостров после марта 2014 года, давно это сделал. И уехали люди не только на Украину, но в том числе на материковую часть России.
А новый телеканал, судя по контенту, ничего нового крымчанам не предлагает. Россия – все тот же "оккупант", а крымчане "живут под страхом арестов и репрессий". Иное мнение не звучит. Как тогда Киев хочет бороться за крымчан, если их голос даже не хотят слышать?
В Верховной Раде назвали причину "задержки" возвращения Крыма Украине >>
Авторы привели данные соцпроса, которые свидетельствуют о высоком уровне оптимизма среди этнических групп в Крыму, в том числе крымских татар и украинцев, по поводу нахождения в составе России. Эксперты пришли к выводу, что большинство крымчан не считают российское правление угнетающим, чуждым или нежеланным и счастливы, что живут в РФ.
Разумеется, это не говорит о том, что в Штатах или Европе российский статус Крыма признают официально. Но и активно помогать Украине в "деоккупации" полуострова они вряд ли будут. А без деятельной поддержки Запада все киевские стратегии уж точно не имеют абсолютно никаких перспектив. Тем более сейчас у стран другие заботы – коронавирус и его последствия для людей и экономик.
Оппозиция крепнет: что происходит с рейтингами украинских политиков >>
С надеждой на "нового президента"
Получается, содержательной, не популистской, а прикладной стратегии "деоккупации" Крыма у украинского руководства нет. Как и не было ее у предшественников "Зе-команды" в лице Петра Порошенко и его соратников. Нет и четкого понимания, каким образом выстраивать дипломатический процесс в этом направлении.
Но в такой сценарий верится примерно так же, как в успешность "деоккупационных стратегий" Киева. Даже если к власти в России придут люди, осуждающие присоединение Крыма, сложно представить, что они отдадут часть территории государства. Это рискует обернуться слишком непредсказуемыми и тяжелыми последствиями для самой России. На такое не пойдет ни один политик.
Можно констатировать, что нынешние власти Украины не только не понимают, какую политику проводить в отношении Крыма, но и не очень стараются даже изменить подходы к вопросу по сравнению с бывшей правящей командой во главе с Порошенко. Робкие попытки хотя бы смягчить блокадный режим закончились ничем.
Крым готов принимать авиарейсы с Украины - власти >>
*Запрещенная в России организация