"Даешь магистраль века!": БАМ празднует 50-летний юбилей

Байкало-Амурская железнодорожная магистраль отмечает 50-летний юбилей

Подписывайтесь на РИА Новости Крым
СИМФЕРОПОЛЬ, 8 июл – РИА Новости Крым. 8 июля исполняется ровно полвека с принятия Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" – одной из наиболее протяженных ж/д линий в мире. Аббревиатура из трех букв – БАМ – знакома практически каждому жителю нашей страны. Байкало-Амурская магистраль протянулась на 4278 километров через Восточную Сибирь и Дальний Восток. Ее строительство стало самым масштабным инфраструктурным и инвестиционным проектом за всю историю нашей Родины.

От БАМлага до Комсомола

О необходимости строительства железных дорог с целью освоения Сибири и Дальнего Востока, в том числе в районе озера Байкал, говорили еще во времена Российской империи, в 1880-х годах. Но уровень развития промышленности царской России не позволял вести работы в этой труднодоступной местности. Затею отложили, вернувшись к ней уже в 1911 году, начав проводить изыскания
Но только в советский период, в начале 30-х годов, Совнарком СССР принял постановление "О строительстве Байкало-Амурской магистрали" к Тихому океану. Именно тогда впервые появилась аббревиатура БАМ. Советское правительство утвердило план строительства БАМа с опорными пунктами Тайшет – север Байкала – Тында – Ургал – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань и передала все работы в ведение ОГПУ.
БАМ строился одновременно и с запада, и с востока. Одной из основных проблем при строительстве стала нехватка рабочей силы, которую решили в том числе за счет привлечения труда заключенных. В 1932 году в Советском Союзе создали Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь (БАМлаг), который входил в систему Главного управления исправительно-трудовых лагерей. В строительстве отдельных участков магистрали принимали участие более 100 тысяч заключенных.
После начала Великой Отечественной войны работы были приостановлены. В 1941 уже уложенные пути разобрали и использовали для строительства железнодорожной магистрали вдоль Волги, чтобы снабжать войска Красной армии под Сталинградом.
Но уже в 1943 году Госкомитет обороны принял решение о строительстве восточного участка дороги Комсомольск – Советская Гавань, который был введен в эксплуатацию через два года. После войны строительство БАМа продолжили. Уже в 1958 году запустили в эксплуатацию участок Тайшет – Братск – Усть-Кут, что стимулировало интенсивное освоение природных ресурсов района.
К началу 1960-х годов в эксплуатацию сдали более 1150 из 4000 километров БАМа. Вступило в строй второе меридиональное соединение БАМа с Транссибом – трасса Известковая – Ургал. После этого строительство приостановилось почти на 10 лет. Специалисты проводили дополнительные изыскания и корректировали линию дороги.
БАМ сыграл решающую роль в освоении богатств Сибири – Путин

Новая жизнь "Всесоюзной ударной"

Новый мощный импульс и фактически второе рождение проект получил только в начале 1970-х годов, когда генсеком ЦК КПСС был Леонид Брежнев. В 1972 году начато восстановление соединительной железной дороги БАМ – Тында, разобранной в начале войны. А в 1974 году вышло постановление ЦК партии и Совмина о строительстве железной дороги. В документе была определена территория стройки от Тайшета до Комсомольска-на-Амуре. Брежнев на собрании в Алма-Ате объявил, что стройка БАМа станет всенародной, в ней примут участие все республики и в первую очередь советская молодежь.
В апреле того же года на съезде ВЛКСМ БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Первый отряд комсомольцев численностью 600 человек сразу с московского съезда отправился покорять тайгу. Они были первопроходцами, за которыми последовали сотни тысяч молодых людей…
Проект предполагал не только строительство магистрали как таковой и выход к Тихому океану, но также освоение богатейших запасов полезных ископаемых на этих территориях. В частности, в постановлении предусматривалось возведение 11 производственных комплексов, в том числе нефтегазового, золоторудного и топливно-энергетического. Кроме того, БАМ дал возможность транзита грузов с Дальнего Востока в центр страны. БАМ примерно на тысячу километров сокращал расстояние между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европой.
Из Судака на БАМ: как чета Афанасьевых в Сибирь за машиной ездила

Ехали за романтикой, но и платили хорошо

Шефство по строительству БАМа взял на себя специально созданный штаб. Был создан ГлавБАМстрой. Участников "Всесоюзной ударной" провожали на стройку магистрали почти так же, как в годы Великой Отечественной войны провожали на фронт бойцов Красной армии – с почетом, благодарностью и верой в победу. Туда съезжались люди со всех концов Советского Союза и даже из-за рубежа – Болгарии, ГДР, Венгрии, Монголии. БАМ строили не только комсомольцы, но и военнослужащие Железнодорожных войск. Строителей наделяли качествами героев-первопроходцев, противостоящих природной стихии и принадлежавших к лучшим представителям советской молодежи.
Работали в непростых условиях: суровый климат (морозы до -50 зимой и жара до +40 летом), бездорожье, сложный рельеф местности. Тем не менее, строители БАМа были воодушевлены идеей своими руками создавать будущее страны и последующих поколений ее жителей. Прорубали просеки, засыпали болота, строили мосты и тоннели, возводили города и поселки, проводили электричество. Но Байкало-Амурская магистраль была не только стройкой. Там веселились, пели, танцевали, знакомились и создавали семьи (нередко – межнациональные), рожали детей – коренных бамовцев. Практический каждый, кто ехал на БАМ, верил, что делает великое дело.
Ехали на БАМ не только из-за невиданного энтузиазма, ради великой идеи или за таежной романтикой и приключениями. Участникам всесоюзной стройки платили приличную зарплату. Средняя зарплата рабочего на БАМе составляла 322 рубля, тогда как в СССР та же средняя зарплата рабочего составляла 180 рублей. Некоторые высококвалифицированные специалисты получали по 600-700 рублей. Ехали и ради того, чтобы, проработав пять лет, получить кооперативную квартиру. Проработавшие непрерывно два с половиной года получали сертификаты на автомобили.
Также строителей магистрали поощряли лучшим снабжением дефицитными товарами, в том числе иностранного производства (одеждой, бытовой техникой, электроникой). Кроме того, БАМ служил хорошей стартовой площадкой для партийной или управленческой карьеры.
Путин назвал БАМ настоящей дорогой будущего

Самый дорогой инфраструктурный проект СССР

Байкало-Амурская магистраль стала самым дорогим инфраструктурным проектом СССР – почти 18 миллиардов рублей в ценах 1991 года. В ее строительстве за 12 лет приняли участие около двух миллионов человек. Около 60% строителей магистрали были моложе 30 лет.
При строительстве БАМа основали 63 новых населенных пункта, из которых три – это новые города: Северобайкальск, Тында и Февральск. Вокруг БАМа возводили и сопутствующую инфраструктуру: больницы, школы, детские сады, культурные центры, учреждения бытового обслуживани, различные предприятия. Всего было построено 3400 притрассовых автомобильных дорог, 1400 мостов и 1800 водопропускных труб, уложено 2260 км главных железнодорожных путей.
Кроме того, строителями БАМа был найден способ сохранения вечномерзлых грунтов с помощью термосвай (жидкостных систем охлаждения). Их действие основывается на естественной конвекции раствора-теплоносителя, хорошо проводящего тепло. На термосваях стоят многие сооружения магистрали – многоэтажные дома, мосты, локомотивные депо.
1 октября 1984 года две части магистрали соединились в районе станции Куанда, а 27 октября было объявлено об открытии движения поездов. Но еще несколько лет завершались работы на отдельных участках, а точку в строительстве поставили в 2003 году, когда был закончен Северомуйский тоннель.

БАМ 2.0

Сегодня на БАМе протяженностью 4 287 километров расположены 280 станций и разъездов, более 4000 мостов, несколько тоннелей длиной более километра. Магистраль охватывает шесть регионов Российской Федерации: Иркутскую, Читинскую, Амурскую области, а также Бурятию, Якутию и Хабаровский край. Дорога пересекает 11 рек и семь горных хребтов.
Сегодня магистраль работает со стопроцентной загруженностью, по ней перевозят десятки миллионов тонн грузов ежегодно, в том числе нефть, газ, уголь, лес. В условиях беспрецедентных западных санкций против РФ и переориентации на Восток Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали, входящие в Восточный полигон, приобретают ключевое инфраструктурное значение.
Строительство БАМа будет продолжено – Путин
С 2013 года на Восточном полигоне было построено более 3 тысяч и модернизировано более 5 тысяч километров железнодорожных путей, возведены и реконструированы более 100 мостов и тоннелей, в том числе наиболее крупные мосты через реки Лена, Бурея, Зея, Селенга.
В 2021 году началось строительство 340-километровой ветки от Улака до Февральска, в том же году открыли второй Байкальский тоннель. К 2022 году общая провозная способность Транссиба и БАМа возросла до 144 миллионов тонн.
На 2024 год запланировано увеличение провозной способности магистралей Восточного полигона до 180 миллионов тонн в рамках второго этапа развития Восточного полигона. В частности, планируется строительство 1,4 тысячи километров дополнительных главных путей, строительство 29 и реконструкция четырех разъездов, реконструкция 29 станций, строительство путепроводной развязки на Дальневосточной железной дороге.
Провозная способность самой Байкало-Амурской магистрали с начала модернизации увеличилась с 14,4 млн тонн в 2012 году до 41,6 млн тонн в 2024 году. Здесь запланированы работы по строительству двух разъездов, 15 двухпутных вставок, укладке вторых путей на четырех перегонах
К 2032 году планируется закончить возведение второго Северомуйского тоннеля, моста через Амур в районе Комсомольска-на-Амуре и ряда других объектов. Благодаря этим мерам провозная способность Восточного полигона увеличится до 270 миллионов тонн.
Надежная смена растет: строитель БАМа из Крыма о современных добровольцах
Рекомендуем