РИА Новости Крым, Лев Рыжков
Российские регионы начинают постепенную отмену карантинных мероприятий. А это значит, что курортный сезон в отелях и санаториях Крыма и Краснодарского края все-таки состоится, хотя и в несколько усеченном виде.
О том, чего ждать от сезона, кто поедет отдыхать и сколько денег потратит, РИА Новости Крым ответили руководители крупных туристических компаний.
Кто не поедет, а кто поедет по-другому
По словам исполнительного директора компании "Интурист" Сергея Толчина, в этом году курорты не досчитаются представителей двух социальных категорий.
"Мы с коллегами недавно проводили исследование, которое показало, что текущий кризис затронул порядка 40% потребителей туристических услуг, - говорит Толчин. - То же исследование показало, что первая категория людей, которые не поедут – люди в возрасте от 65 лет. Помимо вопроса по доходам для них возникает еще и вопрос с безопасностью, потому что они находятся в группе риска в случае второй волны эпидемии коронавируса".
"Меньше всего подвержена этому страху молодежь, которая даже в условиях экономии может поехать и отдохнуть довольно аскетично, без особых требований к комфорту, в частном секторе или даже где-то еще, в экономичных средствах размещения", - говорит менеджер "Интуриста".
Многие потребители услуг среднего ценового сегмента в этом году, по мнению Толчина, предпочтут эконом-класс или частный сектор на личном авто.
"Бензин дороже не стал, - говорит Толчин. - Частный сектор, как и раньше, думаю, будет стоить по 500 рублей за койкоместо. Агентства жалуются, что люди, которые когда-то были их клиентами, в этом году собрались ехать на машине, а затем снять с друзьями дом в частном секторе на несколько семей".
"Эти сбережения пока не проедены, судя по той динамике, которую мы видим в торговых центрах, - говорит эксперт. - Поэтому, мне кажется, сезон-2020 будет финансироваться, в основном, из доходов 2019 года. Эти доходы, как мы видим, сократились некритично. А вот сезон 2021 года будет финансироваться из уменьшившихся доходов 2020-го. Таким образом, мы ждем какого-то серьезного потрясения уже в 2021 году".
Готовим, но не знаем. Состоится ли в Крыму этим летом детский отдых >>
Что будет с ценами?
Повышения цен на российских курортах, по мнению гендиректора "Дельфина", этим летом опасаться не стоит.
"Мы ожидаем, что по крайней мере июль будет продан по нынешним ценам, - говорит Сергей Ромашкин. - На данном этапе задача отелей и санаториев – оперативно нарастить загрузку. Быстрое наращивание загрузки гораздо важнее, чем рост цены. Поэтому пока они не загрузятся на 70-100%, им нет смысла поднимать цены. Мой прогноз – будет нулевой рост, и мы вернемся к показателям 2019 года. А в этих показателях рост цены абсолютно невозможен и бессмыслен, потому что его никто не поддержит".
"Я считаю, в этом году мы можем столкнуться даже со снижением стоимости отдыха, - считает Илья Уманский. - Туризм - достаточно инертная сфера. И отдых планируется заранее, и отели заполняются заблаговременно. Заполниться в одночасье они просто не успеют. А против фактора закрытых границ, который должен работать вроде бы на увеличение числа потенциальных туристов, работает целый комплекс контраргументов. Первый – снижение доходов у людей. Второе – так называемый социальный шок".
Нас добивают: как "белый" и "серый" бизнес переживает кризис >>
В отпуск? Уже отгуляли
Также, по словам Уманского, присутствуют "технические" факторы: многие отгуляли свои отпуска в период карантина.
"Ну и самое главное – на дворе уже июнь, - говорит генеральный директор "Алеана". - А сезон на наших курортах – короткий. Всего-то три месяца. Может быть, сентябрь. Но сильно зависит от погоды. Сейчас у нас курорты фактически закрыты, если не брать санатории Краснодарского края. Поэтому рассчитывать на какой-то взрывной, ажиотажный спрос, думаю, не стоит. Мы прогнозируем, что в лучшем случае, при всех положительных сценариях, которые сработают, результат по итогам сезона мы можем достичь где-то в районе 80% от прошлого года. Такие показатели явно не способствуют повышению цены".
"В частности, сейчас туристы должны перед отправкой в санаторий получить две справки, - говорит Илья Уманский. - Одна – об отрицательном тесте на COVID. Вторая – об эпидокружении. К тому же справка о тесте на COVID еще и стоит денег - от 2,5 до 5 тысяч рублей. Не на всех курортах принимают справки в электронном виде. Это, конечно, не добавляет ситуации и снижает всячески желание туда отправиться. Если мы говорим о перезапуске курортного сезона, эту норму нужно отменять".
Наименее депрессивным, по прогнозам профессионалов, будет, как ни странно, vip-сегмент курортного отдыха.
"В здравницы класса "люкс" ездят люди со стабильными доходами, на которых кризис не так сильно сказался, - говорит исполнительный директор компании "Интурист" Сергей Толчин. - Но сезон короче, а, значит, доходы объектов пропорционально меньше. С повышением цены клиенты наверняка не согласятся. У них есть выбор. Они могут себе, например, снять виллу, а не ехать в отель".
Если откроется Турция
Полной определенности в прогнозах по курортам в РФ нет еще и потому, что в любой момент может сработать фактор неожиданности. Например, откроют границы страны, часто посещаемые российскими туристами.
"Пока зарубежные направления закрыты и срок их открытия даже приблизительно не понятен, - говорит генеральный директор туроператора "Дельфин" Сергей Ромашкин. - Мы ожидаем, что пока зарубежные курорты закрыты, туристы выберут наши здравницы. Просто потому, что ехать куда-то надо и по морю мы все соскучились. Когда закончится пандемия, турпотоки вернутся к своим обычным значениям".
"Нельзя исключать вероятность, что на наших курортах останутся жесткие требования к приезжающим, а на выезд все будет открыто. Понятно, что я утрирую. Может, где-то в июле мы получим возможность перемещаться по миру. Наверное, будут открыты международные рейсы, но скорее всего это могут быть регулярные рейсы, связывающие столицы стран. Вероятность того, что сейчас будет возобновлена чартерная перевозка по основным турнаправлениям, мала", - убежден гендиректор компании "Алеан" Илья Уманский.
По мнению исполнительного директора "Интуриста" Сергея Толчина, от открытия границ пострадают прежде всего те отечественные отельеры, которые считают, что люди никуда не денутся, все равно приедут, и говорят даже о повышении цен.
Невысокий, но с любовью
В условиях, когда денег у отдыхающих стало меньше, могут возрасти требования к тому спектру услуг, которые отдыхающие за свои средства получают.
"Повышение качества услуг - это системная работа, - говорит гендиректор компании "Алеан" Илья Уманский. - Здесь без системных мер не победить. Если предположить, что в этом сезоне будет сумасшедший ажиотаж на черноморских курортах ввиду закрытия границ, что у людей достаточно осталось денег, что они не боятся COVID’а, следом мы получаем взрывной рост цен, а качества сервиса не будет никакого. Здесь будет единственное желание сорвать денег. Зачем думать о качестве, если там, за забором, еще десяток людей стоит, и все хотят на эту койку разместиться?»
Но вряд ли, убежден менеджер, этим предложениям суждено воплотиться в реальность.
По мнению Сергея Толчина, чтобы выигрывать в конкурентной борьбе, отечественные отельеры должны поднять планку обслуживания еще выше.
"К сожалению, пока, с точки зрения маркетинговой активности, работы с агентствами, которые оповещали бы туристов, что где-то улучшили пляж, где-то реконструировали отель, Крым отстает от Сочи, Анапы, Геленджика, которые более активно занимаются самопродвижением. Да, год от года отельеры начинают это понимать. Менталитет "и так приедут" – потихоньку тает, но в Крыму сохраняется в большей степени, чем на других внутренних курортах".