Элеонора Павловская
Пока власти Крыма строят планы по спасению туристического сезона, увеличивая расстояния между шезлонгами, дезинфицируя песок и вводя часы посещения для граждан из групп риска, многочисленные предприниматели сферы активного отдыха и объектов турпоказа делают нелегкий выбор между "плохим" и "очень плохим".
Как живут люди в той сфере, которая полностью зависит от туристов? Владельцы лошадей, лодок и квадроциклов делают непростой выбор, чтобы выжить и сохранить животных. Каково им сейчас - в материале РИА Новости Крым.
Что делать уволенным крымчанам, работавшим неофициально >>
Лошадей кормить будет нечем
Теперь же то, каким будет грядущий сезон, зависит от ряда факторов. И дата снятия карантина – не единственный из них.
"Никто не верит, что карантин будет снят к майским праздникам", – рассказывает прокатчик квадроциклов Андрей Иванов и добавляет: "Даже если это случится, очереди у меня не появятся. Когда нет уверенности в завтрашнем дне, люди предпочитают осторожно расходовать деньги. И в первую очередь урезают статью на развлечения".
Организатор конных прогулок Анастасия Воронова тоже не спешит делать благоприятные прогнозы.
"Лошадей необходимо кормить круглый год, конюшню – чистить и отапливать. Зима была холодной. На корм, отопление и зарплаты сотрудников затрачены значительные средства. Мы надеялись, что весной сможем поправить дела, но Covid-19 лишил нас этой возможности".
Анастасии пришлось сократить штат сотрудников на треть, но с расходами на содержание лошадей она так поступить не может.
"Если карантин не снимут, мы не протянем больше двух месяцев", – подводит печальный итог девушка. Что в таком случае делать с лошадьми, она не представляет.
Воздух и море
Не менее остро стоит вопрос у организаторов воздушных экскурсий. Владельцы вертолетов и судов малой авиации сомневаются, что выйдут в плюс по результатам сезона.
Содержание самолета, не считая топлива, обходится Виктору в несколько сотен тысяч рублей ежегодно. При хорошем сезоне затраты покрываются за счет числа заказов, но сколько их будет после окончания карантина, никто не знает.
Аналогичная ситуация сложилась у капитанов прогулочных судов. Налоги и сборы никто не отменял, в список пострадавших от коронавируса владельцы яхт и катеров едва ли будут включены.
"Я 40 лет проходил на сухогрузах. Когда вышел на пенсию, купил парусно-моторную круизную яхту. Не новую, конечно, таких средств не скопил, но в очень хорошем состоянии, – вспоминает капитан 13-метровой белоснежной красавицы из Ялты Олег. – Прошлый сезон был удачным и по погоде, и по выходам. Зимой я много вложил в новое оборудование, закупил полтора десятка новых спасжилетов, купил новый грот (основной парус – ред.), сменил обивку мебели в каютах. Теперь не знаю, как доживу этот год… "
"Минимальный выход – три часа, иначе просто нет смысла работать, – добавляет капитан. – Яхту надо содержать, обслуживать, это большие средства. Но если этого не делать, то она быстро потеряет вид и выйдет из строя".
По словам капитана, у него почти нет предварительной брони на выходы. В прошлом году к этому времени были расписаны майские праздники, вторая половина июня и часть июля.
"Постоянные клиенты в этом году, скорее всего, или не приедут совсем, или воздержатся от моих услуг, – констатирует капитан. – С трудом представляю, кто сейчас согласится отдать порядка 50 тысяч за выход в море".
Игорь добавил, что у его коллег по морскому цеху схожая ситуация. Все надеются, что карантин закончится и люди смогут поправить финансовые дела:
"Не знаем, как проживем этот год, если режим повышенной готовности не снимут в ближайшее время".
Какие профессии могут стать невостребованными после пандемии >>
"Не могу позволить себе не работать"
Здесь дело пошло активнее – пешие походы, конные прогулки и аренда квадроциклов вполне возможны. Операторы отметили, что встреч с проверяющими бояться не стоит – "они не заходят глубоко в лес".
"Мы работаем, несмотря на запрет. Групп немного, в большинстве - родители с детьми, которые устали сидеть дома, – делится один из инструкторов пешего туризма и добавляет. – Я не могу позволить себе не работать сейчас, хоть и понимаю, что нарушаю".
Один из организаторов конных прогулок тоже очень быстро согласился показать нашей "группе" подножье одной из крымских вершин. Только попросил перевести предоплату на карту. На вопрос о запрете на работу сухо ответил: "Надо как-то выживать".
Найти прокатчиков квадроциклов оказалось сложнее. Чем более "на виду" расположена база, тем выше вероятность получить отказ. Из десяти операторов нам удалось заказать аттракцион только у двух. Оба расположены в маленьких поселках, максимально удаленных от дорог общего пользования и городов.
"Проверок полиции можете не бояться, – отметил прокатчик квадроциклов Владислав. – У нас один участковый на две деревни. Не до нас ему – мужиков у магазина по домам разгоняет".
Два года назад Влад открыл базу по прокату квадроциклов. Оказалось, обслуживать этот транспорт весьма накладно: почти каждый выезд заканчивается ремонтом одного из транспортных средств.
На вопрос о вероятности заразиться вирусом он лишь отмахнулся… А когда мы сообщили, что не собираемся приезжать, а все услышанное будет использовано для журналистского жизнеописания, печально заметил:
"Понимаете, вирус - он где-то там, а сдохнуть с голоду мы можем уже через неделю. Вы напишите в своей статье, что в деревнях совсем работы нет, и волонтеры к нам не приезжают. Мы выживаем как можем".
В завершение разговора хозяин нескольких квадриков сообщил, что все меры безопасности он соблюдает: "Весь инвентарь антисептиком обрабатываю и квадроциклы мою после каждого выезда".
Как валютный шок отразится на жизни россиян >>
Закрыться или выжить
Тотальное сокращение зарплат и растущая в стране безработица уже сегодня лишает целый сектор туристической индустрии Крыма возможных клиентов и заработков. Именно по этой причине многочисленные прокатчики, инструктора и гиды делают нелегкий выбор между "закрыться сегодня" или "попытаться выжить".