Путь в никуда: музейщики Крыма об "украинизации" русских художников

Эксперт Глазунова: украинскую культуру невозможно отделить от русского мира

Подписывайтесь на РИА Новости Крым
СИМФЕРОПОЛЬ, 17 июн - РИА Новости Крым. Украинская культура исторически является частью культуры Российской Империи, а попытка придумать нечто отдельное - традиционный прием националистов всех времен и народов, который в итоге ведет к культурному обеднению. Такое мнение высказала в эфире радио "Спутник в Крыму" заместитель директора Симферопольского художественного музея по научной работе Светлана Глазунова, комментируя попытки Украины объявить русских художников Айвазовского, Репина и Куинджи украинскими.
Ранее Американский альянс музеев и Национальный союз художников Украины объявили о реализации совместной международной инициативы с целью "возврата культурного наследия Украины". Информационная кампания получила название "Девятый вал или новая реальность" в честь знаменитой картины Ивана Айвазовского. В качестве основной цели декларируется "распространение в мире идеи о многовековой украинской культуре, которая знаменита великими художниками". К таковым киевская и американская пропаганда причисляют Ивана Айвазовского, Илью Репина и Архипа Куинджи.

Неотделимы от русского мира

"Такие легенды создаются внутри националистических кругов на Украине. История не новая: мы можем прочесть об этом в трудах российских эмигрантов, которые с удивлением отмечали попытки "перетащить" Репина на Украину еще в начале XX века", - говорит Глазунова.

По ее мнению, вся эта кампания с "украинизацией" русской культуры рассчитана на людей совершенно необразованных, поскольку биографии Репина, Айвазовского, Куинджи давно известны, а сами эти художники ощущали и декларировали свою принадлежность к русскому миру.
"Они сами видели и чувствовали себя представителями огромной российской культуры, которая объединяет множество национальностей, проживавших тогда на территории Российской Империи, потом - СССР. Айвазовский, например, говорил: "Да, я армянин по рождению, но я русский по культуре, по чувству", - напоминает специалист.

Опасные практики

"Многие русские художники действительно работали на Украине, например, Врубель расписывал храмы Киева, но дело в том, что Украина тогда - часть Российской Империи", - продолжает Глазунова.
Эксперт подчеркивает: исторически сложилось так, что городская культура поздно стала заменять сельскую на территориях Российской Империи (а потом СССР), которые только в 1991 году стали частью независимой Украины. Поэтому там удалось сохранить красивые народные традиции. Однако самостоятельная городская культура в этом регионе сформироваться не успела, поэтому им приходится придумывать "некие субстанции, чтобы оправдать притязания на независимость".
"Любая попытка националистического отделения ведет к тому, что нужно искать маяки, значимые узлы, которые оправдают стремление к такой якобы независимости. Но это какая-то клаустрофобия. Культура тем и богата, что идет взаимообмен. Когда художника начинают изучать с биологической точки зрения: кто он, представляет ли он конкретную национальность - все это проявления нацизма. В XX веке мир узнал, к чему это может привести: тогда все закончилось большой мировой войной, которая началась со страшной идеи, когда одна нация заявила о своем превосходстве. Это игры, ведущие в никуда", - убеждена директор музейного учреждения.
Ранее спикер крымского парламента Владимир Константинов отметил, что инициатива американских и украинских музейщиков и художников "украинизировать" русских живописцев является искусственной и бесплодной попыткой сформировать миф об отдельной украинской культуре, которая в реальности всегда была частью русской.
Читайте также на РИА Новости Крым:
Метрополитен-музей Нью-Йорка объявил Айвазовского армянином из Украины
Украсть Айвазовского: в Крыму оценили новые идеи киевского режима
"Русский Моне" Архип Куинджи
В Киеве заменят Пушкина на Стуса, а Горького – на Грушевского
Рекомендуем