Эксклюзивы РИА Новости Крым
Вернулся на земли предков – немец Мартинс возрождает козоводство в Крыму

Как фермер Вилли Мартинс возрождает козоводство в Крыму

Подписывайтесь на РИА Новости Крым
"Корова весит около 500 килограммов, дает примерно 20 литров молока в сутки. Коза весит 50 килограммов и дает до четырех литров молока. Пять коз поедают максимум 15 килограммов сена. А корове для сытости нужно 70 килограммов. Так что держать корову в Крыму, где нет пастбищ и сенокосов, невыгодно. Мы находимся примерно в таких же климатических условиях как Испания, Турция и юг Франции, а там активно разводят коз", - рассуждает фермер-козовод Вилли Мартинс. И с уверенностью добавляет: "За разведением коз – будущее животноводства Крыма".
Козоводством в России занимаются преимущественно фермеры, крупные проекты - по пальцам пересчитать. В Крыму одним из самых известных животноводов, которые разводят коз, является гражданин Германии фермер Вилли Мартинс. В селе Новоселовское Раздольненского района он успешно выращивает полевые культуры и разводит коз молочного направления. Дойное стадо Мартинса насчитывает 400 голов, которые в год дают 800 литров молока. Всего в его хозяйстве около тысячи голов – также семья держит овец для получения ягнятины и шерсти. Мартинсы поставляют молоко для производства сыров крупным заводам и маленьким сыроварням. Также варят сыры из козьего молока для себя и друзей.

Тонкости питания коз

"Сейчас я даю себе возможность поспать, а когда окот только начинается, то я здесь уже в пять утра", - говорит Вилли, показывая кошару, комбикормовый и доильный цеха.
В помещении почти нет специфического запаха – тепло и чисто. В каждом из загонов по 80 "девочек", объясняет Вилли, по образованию он зооинженер. В отдельном загоне содержится "ценное племядро" – "дочери" голландского козла.
В комбикормовом цеху под бункерами с готовыми кормосмесями для разных групп – коз дойных, ягнят и маленьких ягнят – весы. Для каждой группы состав корма разный. Смесь готовят из ячменя, пшеницы, чечевицы, гороха, льна, жмыха, семечки и микроэлементов.

"Весь запад кормит зерносмесью и получает питьевое молоко. Но это потому, что на западе нет сена, пастбищ. А молоко, пригодное для изготовления сыров, получаем мы и испанцы – пасем, как это делали еще в Советском Союзе. Мы совмещаем западные технологии с советским опытом", – говорит Вилли.

В 2017 году Вилли и его супруга Светлана познакомились с консультантом по козоводству Марией Барбосовой из Темирязевской академии, с тех пор сотрудничают с ней, называя одним из лучших козоводов России, которая также не отрицает советский опыт.
"В козоводстве очень много тонкостей. Так, если мы в пять утра корм им не раздадим, то жира и белка не будет", – говорит Вилли.
На ферме Мартинса козы стойлового содержания, на "вольные хлеба" их не выпускают. В вопросе получения сыропригодного козьего молока важен не только правильный подбор рациона, но и тонкости селекционной работы.
"Козы зааненской породы дают много молока, но жир и белок в нем меня не устраивает. А животные породы мурсиана гранадина, мы их еще называем "мурзиками", дают меньше, но у них очень высокие белок и жир. И когда скрещиваю – получается идеальное сыропригодное молоко", – объясняет фермер.
Животные зааненской породы используются в качестве материнской формы и мурсиана гранадина - в качестве отцовской.
На дойку, которая на ферме проходит дважды в сутки – утром и вечером, в специальный загон с вкусняшками загоняют по 14 коз. Доярка моет вымя и присоединяет к нему вакуумный доильный аппарат, на этом ее контакт с молоком заканчивается.

"Вакуумная доильная установка все делает сама, затем по молокопроводу молоко поступает в большие цистерны, где охлаждается до +3...+4 градусов, предварительно процеженное. Риск попадания в молоко чего-то постороннего исключен", – уверяет хозяин.

Каждый день он ведет учет – сколько и какого молока получено от каждой группы коз. Говорит, на крупнейшем молокозаводе, куда он сдает сырье для производства деликатесных сыров, еще ни разу не жаловались на качество молока с его фермы.
Козы на ферме Вилли Мартинса

Зов предков и спасение земли

В 2005 году Вилли приехал на родину предков – в степи северо-западного Крыма. Мартинсы на рубеже XVII –XVIII веков осели в Запорожье, а после Русско-турецкой войны добрались до Крымского полуострова.

"Один мой прадед с братьями в Крыму разводил лошадей, другой выращивал овец – ради шерсти и молока. Вот и я решил вернуться к корням", – признается Вилли.

Как и многие другие советские немцы, его родители пережили депортацию в Казахстан, а в начале 90-х переехали в ФРГ, а вместе с ними и Вилли, который все же успел получить советское аграрное образование. Себя он называет сельхозником до мозга костей.
Рассказывает, что в Германии работал на заводе по производству сеялок. Потом его отправили в Москву, где он десять лет был главой представительства немецкой фирмы. Когда устал от ритма мегаполиса, приехал в Крым на поиски могил предков и своей идентичности.
"У деда в свидетельстве о рождении было написано, что он из Эльгеры-Монтанай. Начал искать, где это. В Евпатории, возле мечети, нашел одного дедушку, который точно сказал, где находится это место. И мы с женой Светланой его нашли", - рассказывает Вилли, разливая по чашкам чай и угощая гостей сыром собственного производства.
В селе Новоселовском Раздольненского района, где раньше кроме хутора Мартинсов были еврейские, русские и татарские поселения, похоронены 22 его родственника. Брату его прадеда, который был членом религиозного совета при генерал-губернаторе Таврическом, даже памятник сохранился. Вот только восстановить его пока не представляется возможным – Вилли не может найти специалистов, которые бы взялись за это.
В Крыму немца с советскими корнями встретила разруха: разоренные колхозные земли не обрабатывались многие годы и были розданы по паям местному населению.

"Когда мы сюда решили переехать из Москвы – это была романтика в розовых очках. Мы расчувствовались, решили восстановить земли предков и пошли самым тернистым путем. Он (супруг – ред.) сманил меня сюда морем, которое я теперь вижу раз в год, и я как жена декабриста поехала за ним", – рассказывает, улыбаясь, жена Вилли Светлана.

Она вспоминает, как заключали договоры аренды земли и выкупали бетонные площадки на току у людей и банка, как пытались спасти хоть какое-то колхозное имущество от участи быть сданным на металлолом. А Вилли с улыбкой добавляет: "Чтобы работать в сельском хозяйстве, надо быть оптимистами. Иначе ничего не получится".
Вилли Мартинс

Растить пшеницу и ягнят

"Мы завезли необходимую технику, купили семена и удобрения. Фактически до этого в Крыму новой импортной техники не было – мы ее сюда привезли из Канады и Германии", - уточняет Светлана.
В 2006 году Мартинсы первыми в Крыму стали экспериментировать с технологией прямого посева, говорят, искали оптимальную технологию, которая бы позволила вести безубыточное сельское хозяйство. Но позже от этой модной технологии пришлось отказаться.
Сейчас в хозяйстве на двух с половиной тысячах гектаров растут озимые пшеница и ячмень, яровой ячмень, также здесь выращивают горчицу, сафлор, эспарцет.

"При Украине, пока была вода, мы занимались чесноком. А когда воды не стало – переквалифицировались на животноводство: отрыли свиноферму, потому что это быстро и рентабельно. Потом, как хобби, появились бараны, позже – козы", – рассказывает Светлана.

В 2012-м году фермеры купили производителей породы мериноландшаф, чтобы получать ранних ягнят, имеющих хороший вес с минимальным количеством сала. В четыре месяца ягнята достигают веса в 20-25 килограммов.
Вилли Мартинс
"Иногда ко мне приезжают и говорят, а чего, мол, у тебя так дорого? Но когда пробуют – возвращаются снова. Ягнятина от Вилли – одна из лучших в Крыму!" – не без гордости говорит хозяин. И добавляет: "даже с Кавказа ко мне за овцами едут, забирают себе на развод, у них ведь там все больше курдючные – у них запах специфический, они жирные".
Мартинсы едет мясо исключительно собственного производства. Также ягнятина и баранина с их фермы попадет на столы лучших крымских ресторанов.
Мартинсы – радушные хозяева. У них в гостях можно попробовать халуми – сыр, изготовленный по киприотской технологии, который можно жарить на открытом огне. Вилли убежден, что именно такой сыр может стать визитной карточкой Крыма. Есть и выдержанные сыры, сделанные по типу канестрато, манчего, грюера, чеддера, гауды. Делают фермеры и вкуснейшее сливочное масло – тоже из козьего молока.
"В мире уже оценили все преимущества козоводства. Козье молоко обладает намного лучшими качествами, чем коровье. Оно не вызывает аллергии. Китай сейчас развивает козоводство, значит, козы – это выгодно. Для Крыма особенно. Ведь при нашем засушливом климате мы не можем получить такое количество кормов, как, например, в Воронеже или Тамбове", – считает фермер.
Самые интересные и важные новости ищите в наших соцсетях: Telegram, Дзен и ВКонтакте. Также следите за нами в Одноклассниках и Rutube.
Читайте также на РИА Новости Крым:
Импортозамещающие барашки: как в Крыму "создают" новых овец
400 литров от каждой: в Крыму живут необычные молочные овцы
Крымские "цигайки": как фермер возрождает овцеводство на полуострове
Сезон лечения кумысом: как в Крыму доят кобыл и делают целебный напиток
Рекомендуем