Необычная студентка появилась в Крымском федеральном университете. Во-первых, она профессиональный тренер по фигурному катанию, во-вторых, ей 58 лет, и в третьих, она аргентинка.
Мария, русская душою
Мы с Марией Таурисано назначаем встречу около ее крымской альма-матер. Со спины студентке с другой части планеты никогда не дашь ее годы – маленькая, тонкая, со смоляными косами. На рюкзаке яркая георгиевская лента. Поворачивается и расплывается в щедрой улыбке. Во всю грудь на футболке нарисован чебурашка в "кустах" из ягодок-малинок в стиле хохломы.
– Обычно я как кочевник. Я жила восемь лет в Мексике, в Турции работала тренером по фигурному катанию и была там волонтером – мы ездили в Палестину, – начинает Мария свой рассказ.
Семь лет назад она приехала жить в Страну Басков на северо-восток Испании.
– Я хотела изучать баскский язык в языковой школе, он очень сложный. Но мне предложили изучать сразу два языка. Вторым выбрала русский. Я ничего не знала о России, – вспоминает Мария.
Кстати, наш великий и могучий у нее очень хорош.
Два года собеседница РИА Новости Крым учила оба языка, но потом ее так увлекла русская культура и лингвистика, что баскский она оставила и полностью погрузилась в изучение того, что называют русской душой.
– Я русская душой и сердцем. "Виновата" в этом моя преподавательница Гаяне Карсьян, она жила в Москве и работала в МГУ. Очень страстный человек, Гаяне также вела занятия в хоре и русском театре. И я ходила на все ее занятия, я там выступаю на всех праздниках, – рассказывает Мария.
Несмотря на то, что она сейчас в Крыму, Мария снова собирается к следующему большому празднику полететь в Страну Басков, готовит танец – "Цыганочку".
Из конца в конец России
Армянка Гаяне смогла заразить аргентинку Марию любовью ко всему русскому.
– Я начала путешествовать по России. Первое путешествие было традиционным: две недели в Петербург и Москву. Мои впечатления оказались больше ожиданий, – вспоминает Мария.
Говорит, что очень ее поразили, в первую очередь, люди.
– В Аргентине, в Европе думают, что русские не улыбаются, что они очень серьезные, но это не так. Мы ходили по Эрмитажу и искали залы с импрессионистами. Спросили у одной смотрительницы, где это. Она нам подсказала. И потом уже, когда мы все посмотрели и шли обратно, она нас спросила, нашли ли мы. Представляете, ей было не все равно! Она нас среди этих тысяч посетителей запомнила. В России людям важны другие люди, они внимательны к нуждам других, – удивляется Мария.
И еще отмечает, что здесь, в отличие от той же Аргентины и стран Европы, не отменяют прошлое, не нивелируют историю:
– В каждом городе есть памятники разным эпохам — Петру Первому, Екатерине, Ленину – все вместе. Этого не существует в других частях мира: там, когда есть новые течения, то разрушают то, что было до них, делают вид, что прошлого не существует, – рассказывает Мария.
Она знает, о чем говорит – вместе с младшим сыном Мартином они проехали всю Россию по Транссибирской магистрали, бывали во многих городах. Мартин тоже, как и его мама, любит путешествовать, и также изучает русский.
– Мы с Мартином в прошлом году прошли русские языковые курсы в Армении. У него есть много русских друзей, и мы с ним были в Башкортостане, Дагестане, Чечне, на Алтае, в Челябинске, в Марий Эл. У нас было путешествие-импровизация, мы путешествовали бла-бла-каром. Это было очень интересно, потому что мы все время общались с людьми, – вспоминает Мария.
9 мая на Красной площади
Я спрашиваю собеседницу, почему у нее на рюкзаке Георгиевская лента, ведь Аргентина не была втянута во Вторую мировую.
– В прошлом году я встречала 9 мая на Красной площади. Для меня то, что Россия совершила в Великой Отечественной войне – это самая важная история в мире. Немыслимо, что после того, как русские так много жизней отдали в этой войне, они снова должны уничтожать фашизм. В каждом городе России есть мемориал – и там сотни фамилий на памятниках погибшим. Это миллионы людей. И сейчас вы снова сталкиваетесь с тем же самым. Наверное, это несправедливо, но это так, – глаза Марии наполняются слезами.
Она говорит, что на примере своей семьи поняла, что такое политическое давление и политический террор. После военного переворота в 1976 году в Аргентине велась кампания против всех, кого военные считали неблагонадежными: тысячи аргентинцев были убиты и объявлены пропавшими без вести.
– Мои родители были коммунистами. Когда в Аргентине была диктатура, для моей семьи было сложное время. Все было для нашей семьи опасно, я каждый день не знала, вернутся ли мама и папа домой или нет. Мой сын тоже коммунист, работает в Буэнос-Айресе в культурном центре. Но это не важно – коммунист ты или нет. Я все идеи уважаю, – считает Мария.
Она добавляет, что, когда жила в Стране Басков, в пору, когда в Европе стали отменять русскую культуру, она училась игре на фортепиано. И тогда она специально стала разучивать и играть произведения Мусоргского и Шостаковича – потому что отмены культуры быть не должно!
– И я захотела жить в России, но не знала, как это сделать по закону. Мне друзья посоветовали поискать стипендии, которые позволяют учиться в вашей стране. Я решила изучать ботанику, биологию. Мне на выбор предложили несколько университетов. Я выбрала Крым, – рассказывает собеседница.
В Крыму как дома
Выбор пал на полуостров потому, объясняет Мария, что она хочет рассказать миру правду о том, как живут жители Крыма.
– В Европе и Аргентине многие думают, что Крым – это не Россия, а я довольно известный человек, я блогер, также работала журналистом в Буэнос-Айресе. И я решила рассказывать, как здесь живется, – широко улыбается взрослая студентка.
Теперь она в Крыму минимум на четыре года, со временем хочет подавать документы на российское гражданство.
– Я чувствую себя как дома. Я жила в общежитии медицинского университета в Симферополе, и там рядом были сквер имени Ленина и памятник Ленину – это как дома для меня. Я чувствую себя спокойно и хорошо, – говорит Мария.
Она надолго задумалась, как ей ответить на вопрос о том, есть ли то, что ей не нравится в России. А потом решительно заявила:
– Мне здесь все нравится – люди, история, культура, блюда, музыка, литература. Разве что сложно было собирать документы для поступления, но я понимаю, что сюда многие едут из-за границы, и это необходимо для безопасности людей, всех, которые живут в России и в Крыму. Не очень нравится суета столиц, люди бывают хмурые, но, когда я с ними здороваюсь, они сразу начинают улыбаться, – рассказывает студентка.
Мы пьем кофе с печеньем "орешки" в одной из студенческих кофеен около общежитий университета. И, когда американо с молоком в наших чашках заканчивается, то будущий биолог из Аргентины предлагает мне традиционный напиток мате: за спиной в ее рюкзаке с ней всегда термос с кипятком и калабас (специальная чашечка для мате). Это память о родине.
А пробуя печенье "орешки", Мария говорит, что вареная сгущенка – самое любимое лакомство аргентинцев, на испанском это лакомство называется "dulche de leche".
Сейчас новоиспеченная студентка улаживает свои последние бытовые хлопоты по переезду и устраивается на работу, надеется снова преподавать фигурное катание и решительно намерена купить горный велосипед – чтобы объездить весь Крым и рассказать о нем Европе и Южной Америке.
Самые интересные и важные новости ищите в наших соцсетях: Telegram, Дзен и ВКонтакте. Также следите за нами в Одноклассниках и Rutube.
Читайте также на РИА Новости Крым: