10 лет госперевороту на Украине
Как кубанские казаки помогали спасать Крым в феврале 2014-го

Священник из Керчи 10 лет назад помог кубанским казакам в спасении Крыма

Подписывайтесь на РИА Новости Крым
СИМФЕРОПОЛЬ, 27 фев – РИА Новости Крым. Ровно 10 лет назад в Керчи стояла холодная, дождливая и ветреная погода. В храм Святого апостола Андрея Первозванного через переправу прибыла первая сотня уставших, замерзших кубанских казаков, одетых "по гражданке". Что заставило их прибыть на территорию тогда еще Украины, и почему они оказались в храме Керчи, РИА Новости Крым рассказали участники тех событий: настоятель отец Николай и подъесаул, помощник атамана Таманского отдела Кубанского казачьего войска Алексей Хандусенко.

Задача – спасти людей

"Готовилась тотальная зачистка пророссийски настроенного русскоязычного населения. Дело даже было не столько в украинских нацистах, сколько в том, что Америка мечтала видеть Крым своей военной базой. Я, кроме того, что священник, в прошлом офицер запаса, поэтому прекрасно понимал, что здесь могло быть", – вспоминает настоятель храма Святого апостола Андрея Первозванного.
Алексей Хандусенко, который тогда был в чине сотника атаманом Посольской станицы Таманского отдела Кубанского казачьего войска в Керчи, вспоминает, что с конца 2013 года до начала 2014 года начали поступать сообщения от православных казаков с Украины с просьбой о помощи. Они говорили о геноциде, об угрозах, и планировали остаться, чтобы защитить свои дома, храмы, но при этом просили принять их семьи на Кубани.
По словам Алексея Хандусенко, на основании этих обращений губернатор Краснодарского края и главы регионов, районов в кратчайший срок организовали места для приема беженцев.
"На тот момент никаких планов защищать Крым не было, был план спасать людей", – вспоминает Алексей Хандусенко.
Но вскоре принимается решение, что можно предотвратить отток населения, если прийти на помощь Крыму. В первичных казачьих обществах Кубанского казачьего войска проходят сборы, отправляются просьбы вышестоящему руководству разрешить переправиться на полуостров.

"С 25 февраля 2014 года непрерывно посылались запросы на разрешение переправиться в Крым и прийти на помощь хотя бы в роли гражданских лиц. Но в ответ: "Это другое государство". В конце концов ночью 26 февраля было принято решение, что казаки снимают с себя шевроны, знаки различия, погоны, и весь Таманский отдел переправляется как частные лица на помощь Крыму", – вспоминает Алексей Хандусенко.

Об этом было доложено атаману Кубанского казачьего войска, он обратился к вышестоящим, и было принято решение оказать переправляющимся казакам максимальную поддержку.
"Мне позвонили часа в два ночи с 26 на 27 февраля 2014 года. Выдвинулся на Керченскую паромную переправу, и мы переправили первую сотню казаков", – вспоминает подъесаул.
Однако переправа далась нелегко. Казаков пытались задержать украинские власти, заявив, что якобы на море "тяжелая ледовая обстановка, в проливе перемещаются айсберги". В итоге казаки прибыли в Керчь только в два часа дня.
Казаки на молебне в храме Святого апостола Андрея Первозванного в Керчи в феврале 2014 года

Помощь в стенах храма

Атаман Посольской станицы давно был знаком с настоятелем храма Святого апостола Андрея Первозванного отцом Николаем. Они часто виделись и обсуждали ситуацию, которая складывалась на Украине. Поэтому, когда началась переправа первой сотни кубанских казаков, Алексей рассказал об этом отцу Николаю.

"Алексей обратился ко мне и сказал, что ребята сильно устали. Погода была промозглая, на градуснике около нуля, срывался дождь. И он попросил организовать для них чай, дать им возможность отдохнуть", – вспоминает отец Николай.

В храме были теплые полы. Но настоятель попросил старосту нагреть их посильнее. Спали казаки прямо на полу – кто в спальниках, кто на вещах, которые им дали в храме. Прихожане по собственному желанию приносили им еду.
Отец Николай рассказывает, что первый молебен отслужил Державной иконе Божьей матери – хранительнице России, и святым воинам – Георгию Победоносцу, Александру Невскому. Просили помощи, заступничества. Нескольких казаков, которые не были крещенными, тут же крестили.
Казаки продолжали прибывать в течение трех дней. За это время через храм их прошло около тысячи. В эти дни переправился в Крым и атаман Кубанского казачьего войска, генерал Николай Долуда. Настоятель вспоминает, что во время встречи атамана на переправе его пытались спровоцировать.
Алексей Хандусенко и Николай Долуда, который в 2014 году был атаманом Кубанского казачьего войска

"Ко мне подошла бабушка лет 70-ти и спрашивает: "А что это вы, батюшка, на войне делаете? Я говорю ей: "Простите, это не война. Это ребята в гости приехали", – вспоминает отец Николай.

Украинские спецслужбы следили за храмом. Когда казаки прибыли в него, отцу Николаю поступил звонок из СБУ с вопросом, кого он приютил. Вместе с Хандусенко они решили сказать, что это паломники, ведь было как раз накануне Великого поста. Мол, они следуют в мужской Свято-Георгиевский монастырь, который находится в Севастополе на Фиоленте. Пока отец Николай разговаривал с сотрудником СБУ, Хандусенко успел позвонить настоятелю монастыря и предупредить, что его могут проверить, и он тоже согласился помочь.
У отца Николая на тот момент была уже большая семья: жена, трое дочерей, сын. На вопрос, было ли страшно в те дни, настоятель храма говорит, что задачи перед человеком ставит Господь, и их надо решать, а не думать о страхе.

"У меня два деда воевали, прошли Великую Отечественную войну. Как им смотреть в глаза, если вдруг начну кричать: "Бандера и Шухевич – наши герои"? Душа просто это отвергала. Страшно было в первую очередь за то, что люди могут пострадать", – признается отец Николай.

Он вспоминает, что тогда его младшей дочке было всего четыре года. И, когда он возвращался домой, то она, вероятно, чувствуя общую тревогу, подходила к нему, обнимала и говорила: "Папочка, я тебя плохим дядькам не отдам!"
Отец Николай рассказывает о своем впечатлении от приезда в храм атамана Кубанского казачьего войска Николая Долуды.
"Николай Александрович приехал сюда перед вечерней службой. Подошел к храму, осенил себя крестом и сказал: "Батюшка, не переживайте, мы вас в обиду не дадим", – вспоминает настоятель.
Отца Николая поразило, что каждая сотня казаков, когда он их провожал и благословлял, благодарила его со смирением. "Это вам спасибо, что оставили все, пришли сюда, чтобы нас защитить, рискуя жизнью, не зная, как будет складываться ситуация", – ответил им отец Николай.
Храм Святого апостола Андрея Первозванного

День референдума – праздник

Перед кубанскими казаками, переправившимся в Крым, изначально стояла задача сформировать пешие колонны и выдвинуться на железнодорожную станцию Керчи. Оттуда на поезде отправиться в Севастополь.

"Задача была одна – защитить Севастополь и Черноморскую базу военно-морского флота. Обо всем Крыме не было даже разговора, потому что на это не было ни сил, ни возможностей", – вспоминает Алексей Хандусенко.

Однако вскоре пришел другой приказ. В Севастополь поехала лишь часть кубанских казаков. Остальным нужно было выдвинуться в сторону Чонгара, Перекопа, Армянска и занять линию обороны.
"На тот момент границу держали несколько человек из "беркутов". Стояли до референдума. После указа президента Российской Федерации о вхождении Крыма в состав России их сменили российские пограничники", – рассказывает Алексей Хандусенко.
Отец Николай вспоминает день референдума – 16 марта 2014 года. После воскресной службы в храме всей семьей отправились на избирательный участок и после поехали по городу.

"У людей был действительно праздник. Они шли нарядные, с детьми, на лицах – улыбки. Это было событие, которое всех очень сильно воодушевило", – вспоминает протоирей Николай.

Позже президент Владимир Путин примет решение отметить тех, кто помогал в дни Крымской весны. Специально для храма Святого апостола Андрея Первозванного в Керчи в мастерских Московской патриархии была написана икона Андрея Первозванного. Керченский мастер вырезал для нее киот. В храме рядом с иконой помещена и врученная приходу медаль "За защиту Крыма".
Государственные награды, в том числе от Министерства обороны РФ, медаль "За защиту Республики Крым" получили и казаки.
Отец Николай и кубанские казаки продолжают общаться. Говорят, что стали родными людьми.

"Он наш духовный отец. За эти годы мы стали родными людьми. Для каждого казака в Таманском отделе отец Николай – человек легендарный, родной и горячо любимый", – говорит подъесаул Алексей Хандусенко.

Настоятель храма Святого апостола Андрея Первозванного в Керчи отец Николай перед иконой Андрея Первозванного, написанной для храма по решению президента РФ Владимира Путина в знак благодарности за помощь в дни Крымской весны
Читайте также на РИА Новости Крым:
Первый крымский референдум – как это было: видео
Что помогло Крыму вернуться в Россию в 2014 году
Когда Запад признает Крым и новые регионы российскими – мнение
Рекомендуем