У Эльвиры светлые голубые глаза, красивые черты лица и мягкий голос.
"Аблямчик, тебе половинку", - ласково говорит она, разливая по чашкам кофе – гостье, сыну, себе. Добавляет сливки, сахар, ближе придвигает вазочки со сладостями.
Прошлой весной этим же голосом она повторяла своему младшему ребенку, который лежал тогда в отделении интенсивной реанимации: "Ты сильный, ты справишься, ты должен". И он выжил. Несмотря на три ампутированные конечности и сложнейшую травму головы.
"Раньше веранда у нас маленькая была, а когда с Аблямчиком такое случилось, решили, что надо расширяться. Ведь к нему теперь часто приезжают сослуживцы, друзья его. Бывает, что по семнадцать человек разом. Надо, чтобы все помещались, стол большой поставили", - говорит хозяйка. И добавляет с улыбкой: всегда есть кофе, конфеты. У крымских татар так принято гостей встречать.
Аблямит выжил чудом
30 марта 2022 года в составе разведгруппы Аблямит Люманов выехал на выполнение боевого задания в рамках специальной военной операции на Херсонском направлении. Он должен был расставить технику в указанном квадрате и вернуться в КамАЗ, где его ждал товарищ.
"Но в КамаАЗ я так и не вернулся – с БТРа чисто случайно спрыгнул на мину", - рассказывает Аблямит, виновато улыбаясь и чуть растягивая слова.
Как оказалось, в том квадрате было еще девять мин. Именно благодаря тому "чисто случайному" прыжку парни успели отступить. Никто, кроме Люманова, не пострадал. Но для него ранение оказалось тяжелейшим: 29-летний мужчина заново учился не только ходить, но и читать, писать, различать цвета и разговаривать. Почти полгода после травмы он молчал.
"В затылке так и остался осколок 12 на 9 миллиметров, трогать его нельзя. Но наш фельдшер, который тогда был рядом, сработал очень хорошо. Умничка. Даже лучшие доктора страны в Военно-медицинской Академии Санкт-Петербурга признали, что именно благодаря этому фельдшеру Аблямчик не истек кровью в считанные секунды. Такие медики достойны звезды Героя России", - говорит мама Эльвира.
Сначала Люманова направили в Севастопольский госпиталь. Получив известие о ранении сына, Эльвира примчалась к нему.
"Через две недели нас перевели в Академию Кирова в Санкт-Петербург, здесь мы были два с половиной месяца. Снимала жилье, но в госпитале я была с восьми утра до девяти вечера. Мне разрешили ухаживать за мальчишками, рядом с которыми не было мамок, и бывать у сына", - вспоминает она. И добавляет: "В этой Академии сильнейшие врачи. Внимание и отношение к нашим ребятам – материнское. Врачи сами предлагают помощь".
После Питера были Химки, а затем Красногорск, где врачи провели операцию по трепанации черепа и установили пластину. А еще сохранили на уцелевшей левой руке "практический оторванный палец".
В общей сложности мать и сын побывали в шести госпиталях страны, мужчину лечили почти год. В конце апреля 2023-го вернулись домой, в Крым, в село Луганское Джанскойского района.
© Фото предоставлено семьей Люмановых
Аблямит Люманов со своей семьей
Физкультура каждый день
"Первое время, когда вернулись, все молчал, только приподнимал одеяло и показывал на культи. Тогда показала ему, какие сейчас бионические протезы делают, сказала: "с такими бегают, и ты побежишь". И сейчас все время ему повторяю: "сынок, ты будешь ходить, ты всему научишься", - говорит мама, расплакавшись.
Из-за травмы левое полушарие, которое отвечает за правую сторону тела, у Аблямита не работает. Но его ранило в левый висок и в правую руку. А это значит, что то, что можно научить работать вместе, сохранилось.
Сейчас он уже ходит на протезах, страхуя себя тросточкой. Но пока преодолевать большие расстояния ему сложно. Из фонда "Защитники Отечества" семье передали коляску на электроприводе. Механическая, которая была до этого, не очень походила для сельского бездорожья: каучуковые колеса чересчур амортизировали на кочках.
"Я уже привык и на протезах потихоньку ходить, и все делать левой рукой. Уже не сложно. Не только ложку и ручку держу хорошо, но и посуду мою и даже молотком гвозди забиваю", - делится с улыбкой боец.
© Фото предоставлено семьей Люмановых
Аблямит Люманов во время восстановления после ранения
Физкультурой, письмом и чтением он занимается ежедневно. За этим строго следит его мама, и слабины в этом деле не дает, понимает: надо. До 2021 года Эльвира Серверовна работала в детском саду младшим воспитателем, теперь этот опыт пригодился ей с сыном.
"Дома и стены помогают – это о нас. Пусть потихоньку, но с каждым днем все лучше и лучше. Знаете, наш папа до сих пор очень болезненно воспринимает то, что случилось с Аблямчиком, еще не очухался. Я быстрее отошла: всегда рядом с сыном, вижу его прогресс. Отцу сложнее", - признается она.
Занятия с Аблямитом удаленно проводит и его подруга-сослуживец Ольга Дьячкова, в прошлом логопед-дефектолог: высылает задания и следит, чтобы ученик от них не отлынивал.
"Он старается, никому не дает ему помогать. Его сослуживцы во всем поддерживают, особенно девочки - Наталья и Елена. Вообще, очень хороший у них взвод, и рота хорошая. Аблямка к своим хочет, звонит им регулярно, отправляет голосовые сообщения", - рассказывает мама бойца.
Военным хотел быть с детства
"Аблямит еще со школы хотел служить. Мой дед Джемилев Курт-Джемиль, его прадедушка, был офицером, старшим лейтенантом. Ордена у него были и медали. Дети мои, когда были маленькие, все просили, чтобы им эти награды надевали. Но однажды сказала сыновьям: вы чего? Эти медали надо заслужить, чтобы их надевать. Видимо, у старшего это в памяти не осталось, младшего вот, зацепило. Захотел служить, как прадедушка", - рассказывает Эльвира.
Сразу после школы он пошел в армию. "Срочку" служил в МВД Украины, в Одессе. В 2013 году приехал в Крым. Еще через год сказал матери, что хочет рвануть вместе с одноклассником Гошей в Омск, учиться на танкиста. Но та отговорила уезжать так далеко от дома, сошлись на службе в Севастополе. Друг Гоша, который жил на соседней улице, и все же отучился на танкиста, погиб 18 марта 2022 года.
"Служили в Севастополе с 2016 года, чтобы попасть в войска радиоэлектронной разведки, Аблямит учился еще в Новороссийском техникуме на электрика. Наш папа отказался от украинского гражданства, чтобы сын мог стать российским военным", - уточнят Эльвира.
В 2018 году Люманов-младший уехал в Сирию втайне от родителей, чтобы те лишний раз не переживали за него.
Хозяйка выносит из комнаты и бережно кладет на стол награды сына. Медали: "Участнику военной операции в Сирии", "За отвагу", грамоты за образцовое поведение, старания и дисциплину, благодарственные письма.
Аблямит, утирая слезы кулаком уцелевшей левой руки, смущенно объясняет: "К своим хочу, скучаю. За пацанов переживаю. Радуюсь, что служу. Не жалею, что стал военным".
© Фото предоставлено семьей Люмановых
Аблямит Люманов с товарищем во время восстановления после ранения
- Эльвира, а вы не жалеете, что ваш сын стал военным?
- Нет, конечно. Он сам хотел. Бывает, что люди спрашивают, мол, зачем пошли участвовать в СВО. Не понимают они, что наши мальчишки нас охраняют, охраняют от ВСУ, которые никого не жалеют. Они и своих-то не жалеют.
Предложив расстроенному сыну стакан воды, Эльвира продолжает: "Мальчишки наши молодцы. Такие сплоченные. Друг другу помогают. Нет такого, чтобы кто-то был "не наш", там вообще нацию не спрашивают".
Мать ветерана СВО убеждена, что россиянам нужно еще больше сплотиться, быть волонтерами, помогать фронту. Тогда победим быстрее.
Аблямита Люманова не комиссовали, потому что он категорически против этого. Он верит, что когда-то вернется к своим. Сейчас работает в военкомате города Джанкоя. Помогает принимать документы призывников. На вопрос: что дальше? Отвечает: "Буду думать". А мама с улыбкой добавляет: "А что тут думать? Семейное положение надо устраивать. Ты как хочешь, а на следующую примерку протезов чтобы уже с женой поехал".
Красивые голубые глаза матери становятся влажными. Сын смущается.
Читайте также на РИА Новости Крым: