Анна Петрова, РИА Новости Крым
Боец и романтик, патриот и либерал, революционер и консерватор. Человек, говоривший о себе: "Я полукровка, чем и горжусь". 27 января исполняется 90 лет со дня рождения известной советской и российской поэтессы и переводчицы, уроженки Севастополя и автора песен, заслуживших популярность у миллионов людей на постсоветском пространстве – Риммы Федоровны Казаковой.
Почему самым популярным жанром 2021 года стал нон-фикшн>>
Ее именем названа площадь в Москве. А в Севастополе еще недавно не было ничего напоминающего о том, что этот некогда довольно известный в большой стране человек – отсюда родом. Все произошло почти как в шутке, которую Казакова позволила себе однажды, выступая на телевидении в Крыму. Тогда она предположила: "Когда-нибудь в Севастополе вместо мемориальной доски в честь какой-то большевистской сходки повесят мемориальную доску в мою честь..."
В 2020-м такая доска наконец появилась – на улице Щербака, на доме, в котором поэтесса родилась в 1932 году. Правда, инициатива принадлежала не местным литераторам и не властям, а столичному поэту-песеннику, члену союза писателей Москвы Сергею Сашину. Назвав Римму Федоровну "другом" и "наставником", на своей странице в Facebook он напишет:
Ее именем названа площадь в Москве. А в Севастополе еще недавно не было ничего напоминающего о том, что этот некогда довольно известный в большой стране человек – отсюда родом. Все произошло почти как в шутке, которую Казакова позволила себе однажды, выступая на телевидении в Крыму. Тогда она предположила: "Когда-нибудь в Севастополе вместо мемориальной доски в честь какой-то большевистской сходки повесят мемориальную доску в мою честь..."
В 2020-м такая доска наконец появилась – на улице Щербака, на доме, в котором поэтесса родилась в 1932 году. Правда, инициатива принадлежала не местным литераторам и не властям, а столичному поэту-песеннику, члену союза писателей Москвы Сергею Сашину. Назвав Римму Федоровну "другом" и "наставником", на своей странице в Facebook он напишет:
"В память о ней я установил мемориальную доску, на которой к тексту добавил так любимые ею лилии…"
Что в имени тебе...
В этот дом на тихой севастопольской улице мать будущей поэтессы приехала незадолго до появления ребенка на свет. Здесь жила родня Софьи Шульман, крымчачки по происхождению, у которой женщина и остановилась. Вскоре глава семьи, комиссар Красной Армии Федор Казаков забрал жену и дочь в Ленинград, откуда Римме тоже придется уехать, и не раз, чтобы снова вернуться.
О своем наполовину русском, наполовину еврейском происхождении (крымчаков иначе называют "крымскими евреями" – ред.) Казакова впервые заявила публично на мероприятии писательской элиты Москвы, прочитав стихотворение "Дед похоронен на еврейском кладбище". Его она написала уже будучи признанным поэтом в 1965 году. Это было непростое время для подобных откровений, так что, по ее собственным воспоминаниям, "зал как бы поделился на две части: одни хлопали, другие молчали".
О своем наполовину русском, наполовину еврейском происхождении (крымчаков иначе называют "крымскими евреями" – ред.) Казакова впервые заявила публично на мероприятии писательской элиты Москвы, прочитав стихотворение "Дед похоронен на еврейском кладбище". Его она написала уже будучи признанным поэтом в 1965 году. Это было непростое время для подобных откровений, так что, по ее собственным воспоминаниям, "зал как бы поделился на две части: одни хлопали, другие молчали".
"И я получила записку очень хорошую: "Дорогая поэтесса, вы сегодня сделали огромное дело для себя…" Это так и было. Надоело чувствовать себя ущербной", – признается она в одном из интервью много лет спустя.
Иначе дело обстояло с именем, которое дали ей родители – Рэмо. С этой аббревиатурой, "собранной" по моде того времени из трех слов – "Революция", "Электрификация", "Мировой Октябрь", – примириться Казакова так и не смогла. В двадцатилетнем возрасте пришла в ЗАГС, написала нужное заявление и взяла новое имя – Римма, удивив сотрудников решимостью.
С тех пор смелость и непреклонность в принятии решений по вопросам принципиально для нее важным остались спутниками и ориентирами поэтессы на всю жизнь. Если что-то решала, то окончательно и открыто. Доказательством тому – воспоминания близких знакомых и многие стихотворения, одно из которых "Вожди", написанное в 1964-м.
С тех пор смелость и непреклонность в принятии решений по вопросам принципиально для нее важным остались спутниками и ориентирами поэтессы на всю жизнь. Если что-то решала, то окончательно и открыто. Доказательством тому – воспоминания близких знакомых и многие стихотворения, одно из которых "Вожди", написанное в 1964-м.
"Я, может, и не так еще живу,
но верю в совесть.
По ее закону я больше лба себе не расшибу
ни об одну державную икону".
но верю в совесть.
По ее закону я больше лба себе не расшибу
ни об одну державную икону".
Конечно, далеко не всегда категоричность ее отважных высказываний вызывала одобрение. Казакова это понимала и принимала, не без боли.
"Я не умела жить несмело.
Но смелость не всегда права.
И сколько раз она немела,
смирней травы, белее мела,
глотая слезы и слова…"
Но смелость не всегда права.
И сколько раз она немела,
смирней травы, белее мела,
глотая слезы и слова…"
Немела, но не останавливалась. Видно, революционная сущность имени, которым ее когда-то нарекли, – эксцентричная, мятежная – все же оказалась и судьбоносной. Хоть и была это революция иного толка.
Немецкий славист, литературовед и переводчик Вольфганг Казак однажды так напишет о ней: "Ее творчество определено характерными для конца 1950-х годов, поисками человеческой порядочности и отказом от пафоса и пропаганды…"
Немецкий славист, литературовед и переводчик Вольфганг Казак однажды так напишет о ней: "Ее творчество определено характерными для конца 1950-х годов, поисками человеческой порядочности и отказом от пафоса и пропаганды…"
Патриот и либерал
"Сравниваю строчки и грехи
времени послевоенной рубки.
Вчитываюсь в грустные стихи
девочки в каракулевой шубке".
времени послевоенной рубки.
Вчитываюсь в грустные стихи
девочки в каракулевой шубке".
Первые стихи Римма начала писать в детстве, рифмованными были даже ее письма к отцу на фронт. Об этом вспоминала двоюродная сестра и друг поэтессы – Эмилия Доронина. По ее словам, несмотря на переезд Казаковых, с Риммой они нередко виделись в дошкольные годы и фактически "росли вместе", а все благодаря бабушке, которая "то забирала сестренку к нам, в Севастополь, то отправлялась со мною к Казаковым", рассказывала родственница. Сама Эмилия выросла в Крыму и много лет посвятила Музею героической обороны и освобождения Севастополя, проработав здесь научным сотрудником.
Именно "севастопольская бабушка" научила Римму варить козинаки по давнему рецепту. Здесь же к ней раз и навсегда придет любовь к свежести моря и аромату душистых крымских садов.
Сюда, в Севастополь, она еще вернется после того, как другие, чужие и горькие запахи, пронзят этот воздух. А город еще появится в ее творчестве – изможденный, гордый, родной.
"Видно, много, видно, слишком выше края,
Здесь войны хлебнула родина родная.
Лезли – бандами, командами, полками...
Стыл Малахов, ощетинившись штыками.
И теперь, сияя внешней наготою,
Деревца торчат штыками – наготове..."
Здесь войны хлебнула родина родная.
Лезли – бандами, командами, полками...
Стыл Малахов, ощетинившись штыками.
И теперь, сияя внешней наготою,
Деревца торчат штыками – наготове..."
Еще одна часть детства Казаковой прошла в Белоруссии, другая – в Ленинграде. В начале Великой Отечественной ее вместе с матерью эвакуировали в Глазов Удмуртской АССР, а по окончании войны она даже успела пожить в ГДР, куда на службу был откомандирован отец. В то время по его настоянию Римма часто декламировала стихи отечественных поэтов дома, выступая перед гостями, героями войны, друзьями отца, а потом и на разного рода публичных мероприятиях. Собственный же ее талант как стихотворца по-настоящему раскрылся уже в студенческие годы.
Музей редкой книги в библиотеке КФУ: сокровища от Ромула до наших дней>>
Девушка получила историческое образование в университете в Ленинграде и – слишком уж сильна была тяга познавать мир и людей – уехала на Дальний Восток. Здесь, в непростых условиях, она провела семь незабываемых лет жизни: пробовала себя лектором и педагогом, работала в редакции газеты и на киностудии.
Позже она объездит почти весь Советский Союз, не раз побывает за рубежом и будет уверенно называть себя "интернационалисткой". Но когда "железный занавес" падет, в числе первых не поддержит тех, кто ринется на Запад.
Девушка получила историческое образование в университете в Ленинграде и – слишком уж сильна была тяга познавать мир и людей – уехала на Дальний Восток. Здесь, в непростых условиях, она провела семь незабываемых лет жизни: пробовала себя лектором и педагогом, работала в редакции газеты и на киностудии.
Позже она объездит почти весь Советский Союз, не раз побывает за рубежом и будет уверенно называть себя "интернационалисткой". Но когда "железный занавес" падет, в числе первых не поддержит тех, кто ринется на Запад.
"Раньше поэзия умирала от страха, а теперь — от голода. <…> Но грозных оценок не надо, найдем лишь точное слово – сбежали", – как-то поделилась она мнением.
Досталось и глубоко уважаемому ею за талант и вольнодумство Евтушенко, который предпочтет для жизни США. Но поскольку, как говорила сама Казакова, она "не из тех, кто меняет знамена", преуменьшать его "огромный вклад в российскую поэзию" из-за этого поступка поэтесса не стала. "А то, что он уехал в Америку, я считаю ошибкой", – лаконично комментировала она тему.
Какое-то время Казакова была секретарем правления Союза писателей СССР, состояла в КПСС. Но в 1991-м поддержала демократов и из партии вышла. "Я поняла, что к власти рвется хунта", – так объяснит она произошедшее девять лет спустя после августовского путча.
К новому, уже зарубежному на тот момент статусу Севастополя Римма Федоровна отнеслась философски – "неоднозначно". Странно было ей, уроженке города русских моряков, наведываться сюда в роли иностранки. Город она называла хоть и многонациональным, но "все-таки русским". Тем не менее судьбы для России "обратно в Союз и в социализм" она не хотела.
Какое-то время Казакова была секретарем правления Союза писателей СССР, состояла в КПСС. Но в 1991-м поддержала демократов и из партии вышла. "Я поняла, что к власти рвется хунта", – так объяснит она произошедшее девять лет спустя после августовского путча.
К новому, уже зарубежному на тот момент статусу Севастополя Римма Федоровна отнеслась философски – "неоднозначно". Странно было ей, уроженке города русских моряков, наведываться сюда в роли иностранки. Город она называла хоть и многонациональным, но "все-таки русским". Тем не менее судьбы для России "обратно в Союз и в социализм" она не хотела.
Не хотела, однако, и новых "ломок" для страны. Потому спустя два года после развала СССР подписала так называемое "Письмо сорока двух", в котором вместе с другими известными литераторами обратилась к первому президенту России и правительству с требованием ввести жесткое наказание за призывы к насилию, пропаганду фашизма, шовинизма и расовой ненависти, а также запретить "все виды коммунистических и националистических партий" и " незаконные военизированные и вооруженные объединения".
Через семь лет, в 2000-м, Казакова подпишет письмо, которым поддержит политику уже нового избранного президента России Владимира Путина.
Через семь лет, в 2000-м, Казакова подпишет письмо, которым поддержит политику уже нового избранного президента России Владимира Путина.
Любовь и есть ответ
Сегодня не многие знают, что Римма Казакова была не только поэтом-стихотворцем, но и автором текстов шлягеров, в том числе эпохи 90-х. Ее песни пели Герман, Лещенко, Муромов, Аллегрова, Пугачева, Киркоров, Басков, Малинин, Серов и другие известные люди сцены. В числе самых известных: "Ты меня любишь", "Безответная любовь", "Мадонна", "Судьбе назло", "Обручальная ночь", "Ненаглядный мой".
Ей нравилось писать тексты песен. Она называла этот жанр "очень демократичным" и таким, который всегда волнует и радует, поскольку "никто не знает кто автор, но все поют твои песни".
Ей нравилось писать тексты песен. Она называла этот жанр "очень демократичным" и таким, который всегда волнует и радует, поскольку "никто не знает кто автор, но все поют твои песни".
Литературный критик Мариэтта Чудакова скончалась от коронавируса>>
И все же на первом месте всегда оставалась поэзия. И здесь любовь тоже занимала особую роль: она отвечала за все и за всех. "Любовь и есть ответ" – так все и объясняется в одном из ее стихов.
Казакова признавалась, что ей всегда легко писалось о любви, причем как от имени женщины, так и от имени мужчины. "Это не имеет значения", – говорила она.
И все же на первом месте всегда оставалась поэзия. И здесь любовь тоже занимала особую роль: она отвечала за все и за всех. "Любовь и есть ответ" – так все и объясняется в одном из ее стихов.
Казакова признавалась, что ей всегда легко писалось о любви, причем как от имени женщины, так и от имени мужчины. "Это не имеет значения", – говорила она.
"Ты – к открытию открытие,
первозданная моя.
Ежедневное отплытие
в незнакомые моря.
Не готовое решение,
не остывшее литьё,
а свержение,
свершение,
завершение моё".
первозданная моя.
Ежедневное отплытие
в незнакомые моря.
Не готовое решение,
не остывшее литьё,
а свержение,
свершение,
завершение моё".
Самые первые ее стихи опубликовали в 1955-м, а спустя три года, в 1958-м, вышел первый сборник Казаковой – "Встретимся на Востоке". Через еще два года появится и второй – "Там, где ты". Всего за годы творчества поэтессы было издано более двадцати сборников ее стихов.
Пацифист, романтик, "безрассудный" сказочник: профессор Дж.Р.Р. Толкин>>
Среди них много произведений, полных страсти. И они не только о влечении, но и о непринятии. Не только о чувствах, но и об их отсутствии. Они о людях и жизни, о судьбе страны и ее народе. О мужчинах, женщинах, детях. О дураках, героях, надеждах… Всегда с любовью.
Среди них много произведений, полных страсти. И они не только о влечении, но и о непринятии. Не только о чувствах, но и об их отсутствии. Они о людях и жизни, о судьбе страны и ее народе. О мужчинах, женщинах, детях. О дураках, героях, надеждах… Всегда с любовью.
"Неосуществлённые надежды!
Вы как устаревшие одежды…"
Вы как устаревшие одежды…"
У нее самой в жизни было много надежд. Но далеко не все они сбылись. Два ее брака закончились разводами. А единственный и горячо любимый сын, поэт и писатель, успевший стать, как говорили некоторые критики, довольно ярким представителем постмодернизма, так и не смог справиться с наркотической зависимостью. Частично утратив вкус к жизни и окончательно – чувство самосохранения, он скончался в возрасте 46 лет, пережив двух своих жен и всего на год – мать.
Самый известный кот русской литературы дал советы Мостику>>
В последний раз на своей исторической родине, в Севастополе, Римма Федоровна Казакова была в 2007-м, незадолго до кончины. Ее не стало 19 мая 2008 года.
"Мне не надо просить
ни ночлега, ни хлеба, ни света, -
я своя у своих
перелесков, затонов и веток.
А случится беда -
я шагну, назову своё имя…
Я своя у своих.
Меня каждое дерево примет."
В последний раз на своей исторической родине, в Севастополе, Римма Федоровна Казакова была в 2007-м, незадолго до кончины. Ее не стало 19 мая 2008 года.
"Мне не надо просить
ни ночлега, ни хлеба, ни света, -
я своя у своих
перелесков, затонов и веток.
А случится беда -
я шагну, назову своё имя…
Я своя у своих.
Меня каждое дерево примет."
******
В июле 2008 года была учреждена литературная премия имени Риммы Казаковой "Начало" для молодых поэтов в возрасте до 35 лет.
Президент России Владимир Путин вручил в Кремле Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени поэту Римме Казаковой.