СИМФЕРОПОЛЬ, 13 ноя – РИА Новости Крым, Наталия Назарук. Кадровые решения, состоявшиеся на неделе в правительстве РФ, породили множество предположений, как теперь будет выглядеть и действовать строительная отрасль, ответственность за которую получил Ирек Файзуллин. Чего ждут от нового министра строительства РФ и чего опасаются, выяснял корреспондент РИА Новости Крым.
Ситуацию с назначением нового министра сопровождал вал "страшилок" и "разоблачений" в телеграм-каналах и соцсетях. Тандем Хуснуллин – Файзуллин действительно давно доказал федеральному центру свою слаженность и эффективность на примере реализации жилищных программ в Татарстане и Москве.
При этом задачи новому министру озвучены глобальные: цифровизация отрасли, рост темпов жилищного строительства и, вероятно, самое нелегкое – сокращение инвестиционно-строительного цикла. Предстоит отладить механизмы в строительной сфере таким образом, чтобы от момента решения о выделении средств до успешного завершения проекта и выхода его на прибыль проект проходил максимально быстро и безболезненно. Более того, необходимо распространить этот отлаженный механизм на масштабы страны.
От Козака к Хуснуллину: что сулит Крыму назначение нового куратора >>
Наладил строительный конвейер
Назначение Ирека Файзуллина на должность министра строительства, как и до этого – назначение Марата Хуснуллина куратором строительной сферы и решения жилищного вопроса, вплоть до передачи в его ведение ипотечных вопросов, - это в первую очередь ставка на современных и энергичных управленцев, которые в состоянии справиться с большим объемом ресурсов, причем не только финансовых. Такое мнение высказал в беседе с РИА Новости Крым депутат Госсовета Республики Татарстан Марат Галеев.
"Строительная отрасль сама по себе многоотраслевая, в ней много взаимозависимостей, которые нужно увязывать на уровне менеджеров. Когда мы попали в 2005 году в пилотный проект (развитие жилищного строительства – ред.), Хуснуллин сумел не просто освоить это, но и реализовать на практике. И это было замечено на федеральном уровне. Я уже не говорю о том, насколько сложнее московский строительный комплекс по сравнению с любым другим регионом. Он справился с задачей, наладил этот "строительный конвейер", - пояснил Галеев. – И они в этом с новым министром похожи. Оба показали себя людьми, которые могут организовать работу сложных систем".
- Россия – страна не просто большая, но и очень разная. В разных субъектах разный уровень готовности работать в таком ритме и режиме. Хочу надеяться, что импульс будет дан и в другие субъекты. Опыт больших строек – это достаточно серьезная школа. Сказать заранее, что получится или не получится, будет не совсем правильно.
Ритм непростой и болезненный
По мнению депутата Госсовета Татарстана, у российских регионов, и Крыма в том числе, есть шанс успешно встроиться в этот процесс глобальных изменений, если они будут готовы подстраиваться под заданные ритмы, которые, признает депутат, даже в Татарстане проходили "непросто и достаточно болезненно".
"Потому что (до этого была – ред.) советская система. Она совершенно другая. Как Райкин говорил: "раствор – есть, кирпич – йок". Не было ни одной стройки в советское время, которая бы выполнялась в срок. А сейчас вопрос сроков – принципиальный. Любой день просрочки это лишние деньги, причем большие, а значит, удорожание сметной стоимости. И чтобы научиться строить быстро и качественно, нужен "строительный конвейер", то есть взаимодействие всех отраслей. Насколько к этому готовы субъекты, я не знаю, но в Татарстане немножко научились. Я говорю "немножко", потому что проблем еще хватает", - признает Марат Галеев.
Скорость живительная и губительная
Во многом субъектам, вздыхающим по шикарному устройству Москвы и Татарстана, не хватает именно порядка и энергичности, которые свойственны в строительстве регионам-передовикам. С другой стороны, можно ли проецировать удавшиеся схемы развития Москвы и Казани на другие города, малые и неподготовленные, – большой вопрос. Скорость, темпы и объемы, которые приемлемы для Москвы, могут быть абсолютно губительны для малых городов, когда, разогнавшись, отрасль просто подомнет все архитектурные, инфраструктурные и иные особенности. А значит – необходимо учитывать массу территориальных нюансов.
По мнению специалиста, категорически нельзя применять одни и те же мерки, к примеру, для городов, связанных с промышленным производством, и для городов с богатой историей и культурой. На крымском примере это означает, что развивать Армянск по тем же принципам, что и Евпаторию, категорически нельзя. Вместе с тем федеральная дисциплина, зашедшая в регионы, может благоприятно повлиять на "сложившийся порядок вещей". Желательно в той его части, в которой планируемое инфраструктурное развитие на корню исчерпывается очередным прибыльным и однобоким "проектом развития".
Почему Крыму нужны очень компетентные специалисты
"На примере Крыма, на мой взгляд, видно, что ситуация развивается достаточно анархически: есть несколько крупных застройщиков, которые к месту и не к месту делают свои крупные комплексы, зачастую во вред городам. Есть стихийная застройка, накопившиеся транспортные проблемы. А какого-то штаба - как при землетрясении, для спасения людей - нет, - констатировал архитектор. – Вот нужен штаб для "спасения малых городов", в том числе городов Крыма. И туда нужно приглашать очень компетентных и разных людей, которые имели бы возможность работать не в интересах крупных компаний и девелоперов, бьющихся за прибыль, а в интересах или конкретного города, или региона в целом".
Поэтому сверхзадачи, обозначенные на федеральном уровне, требуют колоссальной детальной проработки в каждом конкретном регионе. Чтобы желание отчитаться перед центром не привело к разрушению индивидуального облика разных уголков богатой страны.
Севастопольская первичка: украинская земля и туманные перспективы >>