СИМФЕРОПОЛЬ, 21 янв – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров.В понедельник президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о внесении изменений в Конституцию страны. Как предложенные поправки могут повлиять на сложившийся баланс ветвей власти, какие риски они в себе несут и почему принимаются с такой поспешностью, в беседе с корреспондентом РИА Новости Крым рассказал президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, руководитель администрации президента России в 1993-1996 годах Сергей Филатов.
– Какую итоговую конфигурацию федеральной власти видит президент Владимир Путин, исходя из предложенных им изменений Конституции страны?
– Очень важно, что руководство страны решило поделиться властью с Федеральным собранием. Мы все последние годы очень озабочены, что вся полнота власти сосредоточивается в руках одного человека. На каком-то этапе это хорошо, на каком-то этапе – очень плохо. Как правило, хорошо в начале, но очень плохо в конце. Это мы уже прожили и проходили. То, что глава правительства и министры будут утверждаться Государственной думой – хороший шаг, очень важный для развития страны и независимости ветвей власти.
Поправки к Конституции: эксперт назвала новую конфигурацию власти в РФ>>
– Несет ли конституционная реформа какие-либо риски и угрозы сложившемуся балансу ветвей власти в стране?
– Думаю, есть угроза судебной системе, которая становится более подчиненной президенту. С одной стороны, все недовольны нашими судьями, что они как бы подыгрывают власти и исполняют ее команды. Но с другой стороны, сейчас они полностью зависят от президента, потому что он может по недоверию просто убрать любого судью и или назначить какого-то другого. В судейской коллегии должен быть определенный баланс. Он должен соблюдаться с помощью судейской коллегии, которая следит за моральным климатом, за тем, кто его нарушает, и своим решением может отправить такого судью в отставку. Этого я не увидел, ни в законопроекте президента, ни в будущем, как это может быть построено. Нужно, чтобы судебная система была независимой.
Поправки в Конституцию нарушают основы конституционного строя - мнение>>
– Какая роль будет отведена Государственному совету РФ в будущей конфигурации?
– Президент создал Госсовет, но его работу мало кто видел, хотя там, может, и хорошие решения принимались. Послание к Федеральному собранию ничего не стоит, если его положения не подтверждаются бюджетом. Когда мы формировали Конституцию, то предполагали, что ежегодное послание должно входить в бюджетный закон. Это гарантия того, что мы никогда не скатимся на позицию бедности. Если мы создаем какие-то параллельные структуры, это плохо. Не очень понимаю, как Госсовет будет привязан к бюджетному законодательству. Правительство готовит проект бюджета, потом выносит его на заседание Госдумы, которая рассматривает его. Затем Совет Федерации одобряет или не одобряет бюджет. Теперь мы подошли к вопросу: а что такое Госсовет? Если в этом Госсовете участвуют все люди, которые играют колоссальную роль в строительстве государства, через него, как через мясорубку, проходит все, и Госсовет из этого делает какой-то очень интересный материал – я это понимаю. А пока я не очень понимаю роль Госсовета. Это место для Владимира Владимировича Путина или это что-то более реальное для нашего развития? Это орган, который должен смотреть за развитием экономики и всех остальных элементов государства? Пока я этого не понимаю.
Крымский социолог оценила предложенные Путиным поправки в Конституцию>>
– Почему, на ваш взгляд, Кремль так спешит с внесением и принятием поправки в Конституцию?
– Возможны два варианта. Первый: Путин хочет посмотреть, как до 2024 года все это будет развиваться и, может быть, успеть внести какие-то коррективы в этот процесс. Второй: Путин хочет уйти пораньше с поста президента с тем, чтобы уже сейчас начать строить эту систему, потому что без него или без Госсовета можно не успеть провести эту реформу. В большей степени я придерживаюсь второго варианта, при котором Путин хочет быстрее возглавить новую структуру власти в стране. Так сделал в Казахстане Назарбаев, так это сделает в России и Владимир Владимирович. В наших постсоветских странах все идет по какой-то накатанной дороге. Главное для всех президентов этих стран сейчас – сохранить себя во главе государства. Чем это вызвано? Возможно, недоверием к тем, кто придет после них и волнением за свою безопасность. Думаю, они боятся уйти, потому что против каждого из них есть очень жесткая оппозиция, которая может им мстить. Борис Николаевич (Ельцин) тоже был озабочен, кого поставить, чтобы обезопасить жизнь своей семьи. Это чрезвычайно важный вопрос. У нас он законодательно, может быть, и решен, но с человеческой точки зрения еще есть серьезные опасения.