Евгения Мартыненко, корреспондент РИА Новости Крым
День за днем Крым приближается к знаковой дате – первому пятилетию новейшей истории российского полуострова. В эти февральско-мартовские дни Крым, как и вся страна, вспоминает события 2014-го, когда крымчане приняли решение о воссоединении с Россией.
За эти годы полуостров прошел трудный путь становления региона как полноценного субъекта РФ, то и дело, сталкиваясь с украинскими провокациями. В частности, с помощью России полуостров пережил пять устроенных Украиной блокад: экономическую, водную, транспортную, энергетическую и информационную. В преддверии юбилея воссоединения с Россией РИА Новости Крым вспоминает, как это было.
Все началось с воды
"Провокационный дебют" не заставил себя долго ждать – сразу после вхождения полуострова в состав России ему устроили водную блокаду.
В мае 2014 года появилась информация о том, что на территории Херсонской области примерно в 15 км от границы с Крымом возводится дамба. После завершения этого объекта "лишнюю воду" по одному из стоков стали сбрасывать в залив Черного моря, осушая русло Северо-Крымского канала. Затем там была построена перемычка со шлюзами и водоучетным сооружением на случай поставки воды в Крым после заключения соответствующего соглашения. Однако официальные переговоры на этот счет так и не состоялись – Крым самостоятельно стал предпринимать всевозможные меры, чтобы обеспечить себя водой и больше не зависеть в этом вопросе от Украины.
В условиях отсутствия днепровской воды земледелие полуострова понесло значительные убытки — в разы сократились площади орошаемых земель, аграрная отрасль стала переходить на капельное орошение и выращивание засухоустойчивых культур, а от возделывания некоторых вообще пришлось отказаться.
Кроме того, в октябре 2014 года началось строительство трех водозаборов в Нижнегорском и Джанкойском районах РК – Новогригорьевского, Нежинского и Просторненского. Проект общей стоимостью в 1,2 млрд рублей предусматривал бурение на каждом из водозаборов по 12 артезианских скважин глубиной от 110 до 180 метров. Водозаборы возвели за два года, и это позволило обеспечить питьевой водой около 200 тысяч жителей Восточного Крыма.
Испытание безводьем Крым не сломило, напротив – регион смог оперативно приступить к решению задач, которые стояли перед новоиспеченным российским регионом.
"Водная блокада Крыма не привела к тем катастрофическим результатам, на которые рассчитывали наши враги. Потребности населения и гостей полуострова в воде для хозяйственно-питьевых нужд полностью обеспечены, — подчеркнул в ходе ежегодного отчета о деятельности Совмина за 2018 год глава Республики Сергей Аксенов. — За пять лет в водохранилища региона подано более 173 миллионов кубометров воды".
Перекрыли поставку продуктов
8 сентября 2015 года нардепы ВРУ и лидеры запрещенной в РФ организации "Меджлис крымско-татарского народа"* Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров заявили о необходимости прекратить товарооборот с полуостровом. Джемилев анонсировал подготовку так называемой "мирной транспортной блокады" на границе между Херсонской областью и Крымом. К акции призвали присоединиться всех украинских патриотов. Спустя неделю запрещенная в России экстремистская организация "Правый сектор"* заявила о намерении присоединиться к предстоящей блокаде. Следом Херсонская полиция сообщила, что готовится обеспечивать правопорядок в местах проведения блокады и обеспечивать манифестантов всем необходимым.
"Надо было быть не очень умным государственным деятелем, чтобы пойти на это. На самом деле они не нам устраивали продовольственную блокаду, а своему производителю. Всем, кто выращивал свои овощи, фрукты, изготавливал продукцию – они попросту лишили их рынка. Для нас же это было стимулом к быстрому замещению и росту производительности нашего крымского рынка", — вспоминает сенатор Сергей Цеков.
Позже были перекрыты дороги к пунктам пропуска "Чаплинка" и "Каланчак". Торговая блокада касалась только грузовиков, перевозящих товары в Крым и обратно, в связи с чем между дальнобойщиками и активистами неоднократно вспыхивали стычки. Личный транспорт сначала пропускали через границу беспрепятственно, а позже члены "Правого сектора"* принялись досматривать и легковые машины, проверяя документы у пересекающих границу людей и сверяя их с базой скандального сайта "Миротворец".
Суд в Киеве обязал СБУ завести дело на Ленура Ислямова за госизмену >>
В первые же часы после начала блокады у блокпостов стали скапливаться грузовики, очереди насчитывали сотни машин. Перевозчики какое-то время пытались вразумить радикалов, однако те оставались непреклонны – кормить и содержать "предателей Родины" Украина не будет. В свою очередь Петр Порошенко заявил, что акция проводится для "скорейшего возобновления государственного суверенитета над Крымом". А глава меджлиса* Рефат Чубаров подчеркнул, что главной задачей этой блокады является демонстрация "всему миру, что Россия должна платить за содержание Крыма, пока она оттуда не уйдет".
Как полагают эксперты, экономическая блокада фактически была попыткой взять под контроль торговлю с Крымом, где за год резко поднялись зарплаты и пенсии, увеличился платежеспособный спрос. Однако попытка успехом не увенчалась – полуостров не ощутил дефицита, продолжил активно интегрироваться в РФ, в то время как Украина осталась у разбитого корыта, ведь именно украинские производители потерпели колоссальные убытки от блокады. После первой неудачи Киев разыграл вторую "карту" – в конце сентября в Верховной Раде регистрируют законопроект о полной блокаде Крыма и Донбасса. Документ регламентировал полное перекрытие железнодорожного, грузового и автобусного сообщения с этими территориями. Это ознаменовало начало следующей блокады полуострова – транспортной.
Не летят самолеты и не едут поезда
Были прерваны прямые морское и авиасообщение между Крымом и зарубежьем. Крымчане с российскими загранпаспортами стали летать за границу из аэропортов материковой части России.
Что год грядущий нам готовит: самые ожидаемые события-2019 в Крыму >>
Письма с требованием прекратить продажи билетов и перевозки пассажиров на автобусных маршрутах, соединяющих материковую часть Украины с территорией Крыма, получили также перевозчики и владельцы автостанций. Официальное автобусное сообщение с полуостровом также прекратилось.
Полгода блэкаута
Поскольку в украинское время энергосистема Крыма была дефицитной и основной объем потребляемой электроэнергии покрывался за счет перетоков из других регионов Украины по четырем высоковольтным линиям электропередач "Мелитополь — Джанкой", "Каховка — Джанкой", "Каховка — Островское", "Каховка — Титан", полуостров был энергозависим от соседнего государства. Собственная генерация Крыма составляла не более 20-25%, чем не преминули воспользоваться радикальные круги украинского политикума.
В ноябре в Херсонскую область на границу с Крымом начали стягиваться сторонники радикалов из разных регионов соседнего государства. В "Правом секторе"* это объяснили "полученной оперативной информацией о возможных провокациях из-за сложной внутренней ситуации" на Украине.
В Крыму предприятие потребовало от Киева возместить ущерб за энергоблокаду >>
В ночь на 20 ноября группа украинских радикалов подорвала опоры высоковольтной линии электропередач (ЛЭП) "Мелитополь – Джанкой" в Херсонской области близ границы с полуостровом. Из строя вышли питающие Крым линии "Каховка-Титан" и "Мелитополь-Джанкой". Для выяснения обстоятельств Минэнерго РФ сформировало оперативный штаб по электроснабжению Крыма.
И на следующую ночь полуостров полностью погрузился во тьму – 22 ноября во всех населенных пунктах Крыма погас свет. На этот раз подорваны оказались все четыре линии электропередач на границе с полуостровом — почти 2 млн человек остались без энергоснабжения. Одним из организаторов и спонсоров теракта выступил Ленур Ислямов – в прошлом московский бизнесмен, переквалифицировавшийся в предводителя вооруженного украинского батальона боевиков-экстремистов и один из самых ярых сторонников силового возвращения Крыма под контроль Украины. Власти Крыма и Севастополя ввели режим ЧС. Все социальные объекты полуострова сразу же перешли на резервные источники питания, со всех регионов России в Крым перебросили сотни дополнительных дизель-генераторных установок и топливо к ним.
Первую нитку запустили уже в первых числах декабря, по ней крымчане получили 200 МВт российского тока. Вторую — ввели в эксплуатацию две недели спустя, 15 декабря, а третью – в апреле 2016 года. 11 мая 2016 года энергомост начал работать на полную мощность – в режиме видеоконференции глава государства Владимир Путин запустил в работу последнюю, четвертую нитку энергомоста из Краснодарского края.
Юристы РФ потребуют от Киева миллиард рублей компенсации за энергоблокаду Крыма >>
18 мая режим чрезвычайной ситуации в Крыму был отменен. Вслед за Крымом режим ЧС был снят и в городе-герое Севастополе.
Блэкаут в Крыму, организованный украинскими экстремистами и радикалами, продолжался почти полгода. В отношении его организаторов прокуратурой РК было возбуждено уголовное дело, ущерб от их действий оценили приблизительно в 2,5 млрд рублей. Эти шесть месяцев стали серьезным испытанием для крымчан, однако жители полуострова с честью выдержали все трудности энергодефицита.
Международное признание в режиме санкций
Международные СМИ с завидным постоянством рассказывали об "ужасах", творящихся в "оккупированном Крыму". Ряд стран российскому полуострову объявил международный бойкот, закрепив свое решение санкциями и всевозможными ограничениями.
Однако, несмотря на масштабную информационную блокаду, некоторые европейские политики решили лично проверить обстановку в Крыму и навестили российский субъект. Кто-то официально, кто-то с частным визитом, а кто-то и вовсе в составе крупных делегаций.
Политиков, открыто поддерживающих воссоединение полуострова с РФ, в Европе и в других государствах мира с каждым годом становится все больше. При этом все чаще заявления о признании российского статуса Крыма звучат из уст не просто представителей общественности, а от действующих чиновников, занимающих серьезные официальные посты в своих государствах, депутатов национальных и Европейского парламентов. И это свидетельствует о том, что в европейских странах постепенно приходят к осознанию необходимости признания полуострова как части России и отмены вредящих всем экономических санкций.
"Самая большая блокада, с которой столкнулся Крым – это был период нахождения в составе Украины. Тогда разрушалось все – экономика, инфраструктура, сельское хозяйство. И все это происходило на фоне ползучей украинизации, — сказал в комментарии РИА Новости Крым сенатор от Республики Сергей Цеков. – Все это в совокупности позволило нам успешно преодолеть блокады, которые устраивала нам Украина после воссоединения с РФ. Настолько мы не воспринимали Украину родиной, мы ее скорее считали мачехой, что когда она устроила нам все эти блокады, мы очень успешно с ними справились. И они позволили нам быстро решить все проблемы, которые Крыму в принципе необходимо было решить".
*Организации, запрещенные в России