Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
25 ноября украинская сторона предприняла самую масштабную за четыре года провокацию в Азово-Черноморском бассейне. Петр Алексеевич Порошенко, как обычно, поставил на кон жизни простых украинцев ради реализации своих шкурных интересов.
Российская сторона сочла действия украинских судов опасными, в том числе и для безопасности Крымского моста. Поэтому сначала корабли ВМФ России попытались вытеснить украинских коллег из акватории. В том числе и через навал на один из кораблей Украины (когда большее судно как бы наваливается на борт меньшего, причиняя ему определенный ущерб), который в Киеве почему-то назвали тараном. Кроме того, на всякий случай проход через Керченский пролив был закрыт для всех судов. А когда это не помогло и ситуация стала накаляться (несколько других украинских боевых каноэ отправились "на помощь" своим), то Москва поступила по-простому – российский спецназ взял корабли на абордаж. Судя по всему, по крымскому сценарию – то есть без значительного сопротивления со стороны украинских военных. Пострадавшим в ходе захвата украинцам (а таких насчиталось три человека) оказали помощь, а суда-нарушители были отконвоированы в российский порт.
Во-первых, это демонстрация флага. Да, Киев не признает переход Крыма в состав Российской Федерации, однако до нынешней провокации украинские корабли соблюдали условия статус-кво. То есть, не заходили (по крайней мере, надолго и с провокационной целью) в российские территориальные воды около полуострова, а также соблюдали порядок прохождения кораблей через пролив. И никакого скандала не было (вспомним хотя бы недавний проход двух кораблей ВМФ Украины). Такой подход, однако, вызывал определенные вопросы у украинского электората (особенно националистов, на чьи голоса так рассчитывает президент), и Порошенко решил напомнить украинцам, чей Крым.
Отвечайте за слова
Конечно, в идеале он хотел, чтобы Россия просто потопила корабли (Петру Алексеевичу не привыкать жертвовать жизнями украинских военных ради своих понтов – взять хотя бы историю в Дебальцево, когда город в ходе Минских переговоров должен был отойти от ополченцев, но президент отказывался выводить оттуда почти что окруженные войска, дабы на него не возлагали вину за сдачу), но и захват тоже сойдет. Украинские дипломаты уже стали рассылать слезливые просьбы о помощи – и Европа уже ответила. Первыми отреагировали, как обычно, прибалтийские фанаты России. Однако реакция их была, мягко говоря, не обычной.
Никаких обещаний жестких санкций, угроз – очень аккуратная реакция, не свойственная прибалтийским русофобам. Вероятно, они просто понимают, что Брюсселю очень не понравится такое поведение официального Киева. И Европа, хоть погрозит пальцем России, возможно даже введет какие-то санкции, однако на поводу у украинского режима не пойдет.
В этой ситуации вся надежда на США. Посол Украины в этой стране Валерий Чалый выложил пост, в котором заявил о "выводе российской агрессии против Украины на новый уровень", обозначил "угрозу полномасштабного военного конфликта и безопасности государств Черноморского региона". Ну и, наконец, отметил, что рассчитывает "на поддержку нашего Стратегического партнера" (именно так, с большой буквы). Твиттер Трампа (которому уже скоро встречаться с Путиным на G20) пока молчит.
Моя власть
Как только провокация началась, некоторые эксперты сразу же стали писать о ее внутриполитическом значении. Говорили о стимулировании образа внешней угрозы, о показательной дерзости президента (который не побоялся бросить вызов России) для поднятия колышущегося на дне рейтинга главы государства. Однако эта дерзость принесла бы очки в том случае, если бы храбрые украинские корабли, ведомые словом и волей президента, вернулись бы целыми и невредимыми в свои порты. А захват (причем при минимальном сопротивлении) этих кораблей российским спецназом становится уже позором для Порошенко, который сдал Крым практически без единого выстрела, а теперь сдал и корабли. Конечно, порохоботы и обслуживающие интересы Банковой политологи стали писать о "хитром плане по подставе России", но вряд ли это сработает.
Естественно, майданная оппозиция (в лице той же Юли) крайне недовольна, но ее действия будут во многом зависеть от позиции Запада. С которым, судя по всему, Порошенко этот мини-переворот не обсуждал.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции