Эксклюзивы РИА Новости Крым
"Тяжело провожать на передовую детей": ученые Донецка о работе под огнем

Как ученые в Донецке спасали коллекции ос и пауков из разрушенного снарядами здания

Подписывайтесь на РИА Новости Крым
"В результате обстрела погибла женщина 1950 г.р., пострадавший мужчина 1977 г.р. скончался в больнице. Зафиксированы повреждения по 10 адресам. <…> ул. Щорса, 46 – учебный корпус биологического факультета "Донецкого Национального Университета".
Сводка СЦКК ДНР от 18.09.2022 г.
…Пауки – очень хрупкие создания. Поэтому их ловят с помощью специального приспособления: две трубочки, посередине стеклянная банка. Одной трубкой аккуратно накрывают насекомое, через вторую "всасывают" его в банку. Именно так арахнолог Елена Прокопенко вместе с коллегами и студентами десятилетиями создавала свою коллекцию, которая сейчас насчитывает около 50 тысяч паукообразных.
Остальных насекомых энтомологи ловят специальными сачками, прогуливаясь по лугам и полям. И так не вяжется эта мирная картинка с жесткими формулировками фронтовых сводок, когда гибнут люди и рушатся дома.
Драгоценные зоологические коллекции донецким ученым вот уже десятый год приходится спасать от обстрелов, которым регулярно подвергается здание биологического факультета. Но это не самое трудное.
Арахнолог Елена Прокопенко ловит пауков с помощью специального приспособления
Тяжелее всего – провожать на передовую своих мобилизованных детей. Именно так кандидат биологических наук, преподаватель Донецкого государственного университета (ДонГУ) Елена Прокопенко называет студентов.

"Нашим ребятам по 18-20 лет, а они уже прошли войну…"

Когда в 2014 году начались военные действия на Донбассе, Елена Васильевна задумывалась об отъезде: у нее на руках была маленькая дочь.
- Но я потом посмотрела, у меня один студент – диабетик не захотел уезжать, хотя с лекарствами очень трудно было. Другой студент говорит: "я не уеду отсюда". И как-то бросить кафедру, коллекционные материалы, студентов наших – не смогла. В итоге у нас с кафедры зоологии не уехал никто. Нам предлагали места в Виннице, туда переехали та часть преподавателей, которая сделала для себя такой выбор. Но это считанные люди.
В украинской Виннице открыли альтернативный Донецкий национальный университет, рассказывает Елена Прокопенко. Но дончане туда не поехали.
- Держимся, стараемся удержаться, работаем дальше. У нас есть мобилизованные студенты, к счастью, именно у нас на биофаке никто из них не погиб, все вернулись, - рассказывает Елена Васильевна.
Ее голос на этих словах дрожит, она отворачивается, берет чашку и делает вид, что просто вдруг захотелось глоток кофе.
- Да, ребята все вернулись и даже один наш студент зоолог получил медаль за свою доблесть. Мы его принимаем обратно на третий курс. Он пока не смог приступить к учебе, хочет прийти в себя. А некоторые смогли защититься, то есть вернулись и были в состоянии защитить дипломы. Ну, наверное, продолжат в магистратуре, если у них будет желание, если будут силы…
Снова глоток кофе из крепко зажатой в руке голубой чашки.
- Извините. Когда мы говорим о пауках, мы еще держимся, а когда о наших детях… Когда мы вспоминаем о наших ребятах, которые уже прошли войну, а им всего по 18-20 лет, то… это тяжело.
- Вы сейчас работаете в режиме онлайн?
- Да. Многие студенты находятся в опасных районах, и поэтому они выходят на связь оттуда. Защиты выпускных квалификационных работ у нас тоже проходили в дистанционном режиме, экзамен принимали дистанционно. Приемная комиссия работает в комбинированном режиме: кто может - приезжает, остальные сдают документы и проходят вступительные испытания онлайн. Стараемся сохранить контингент студентов, проводить научные исследования и даже полевую производственную практику.

"Нам просто повезло"

Выходить "в поля" биологам на территории ДНР сейчас непросто, если не сказать – невозможно. Многие территории заминированы, идут военные действия.
- Нам сейчас очень тяжело, конечно, биофак находится в "красной зоне", там постоянно идут обстрелы. Рядом, буквально в нескольких метрах, прилетали снаряды, здание осталось без окон, без электричества, без отопления. Там пленкой закрыты окна. Нас временно перевели в главный корпус университета, ДонГУ - это огромная структура, у нас 11 корпусов. Мы ждем, когда утихнут хоть как-то обстрелы и можно будет приступить к восстановлению. Пока это невозможно, - вздыхает Елена Прокопенко.
Елена Прокопенко, и.о. заведующего кафедрой зоологии и экологии ДонГУ
В корпусе биологического факультета находится зоологический и единственный в ДНР палеонтологический музей. К счастью, экспозиции во время налета не пострадали.
- Нам просто повезло, - говорит заведующий музеем, преподаватель кафедры зоологии и экологии ДонГУ Александр Амолин. - Все проблемы коснулись других этажей. В зоологическом музее были разбиты три окна и осколками повредило несколько стеклянных шкафов. Но это мизер по сравнению с тем, что могло бы быть. Мы экспонаты все сохранили. Это зоологические коллекции, которые хранятся в сухом виде - как насекомые и тушки птиц, или в виде чучел животных, или могут быть экспонаты, законсервированные в растворе формалина.
Отсутствия отопления сотрудники сначала испугались – банки с жидкостью могли лопнуть от мороза. Поэтому окна постарались утеплить как могли, а все ценности убрали от них подальше и по возможности перенесли в "теплые" места – то есть с температурой чуть выше нуля. Коллекции постоянно проверяют и при необходимости просушивают, хотя здание по-прежнему находится в "красной зоне" и туда может "прилететь" в любую минуту.
Работа в "полевой" лаборатории

Когда на родине держит любовь и… десять тысяч ос

Александр Валерьевич Амолин – гименоптеролог. Так называют людей, которые занимаются изучением перепончатокрылых насекомых. Всю свою жизнь преподаватель кафедры зоологии и экологии Донецкого государственного университета посвятил тварям, которых другие люди обычно недолюбливают: в коллекции гименоптеролога Амолина – около десяти тысяч пчел и ос. Собрание хранится в коробках, которыми уставлена вся квартира Амолиных в Донецке. Это одна из причин, по которой ученый посчитал невозможным уехать из города.
Гименоптеролог Александр Амолин ловит насекомых специальным энтомологическим сачком
- Я как-то сразу решил для себя, что мне лучше остаться. Такую коллекцию невозможно положить в карман и выехать, это большое количество коробок. Я собирал их больше двадцати лет, поэтому бросить все я посчитал невозможным. Да и не только из-за коллекции. Я родился в Донецке, у меня родители пенсионеры. И у меня есть твердое убеждение, что мне не придется ничего никуда вывозить и у нас скоро все будет хорошо. Я в этом не сомневался с самого начала, хотя у нас были коллеги-энтомологи, которые сразу выехали. Но мне это не нужно. Я всегда знал, что Донецк будет нашим.
Так хранят засушенных насекомых
- Вы не боитесь обстрелов?
- Вы знаете, трудно, очень трудно привыкнуть, особенно если вы имеете много маленьких детей. У дончан часто семьи большие, многие выехали просто ради безопасности детей. Обстрелы были тяжелые, и сейчас они продолжаются. Но я не боюсь. Я верю в победу и верю в то, что Донецк будет всегда русским городом, где мы жили, живем и будем жить.
Читайте также на РИА Новости Крым:
Не считаю себя раненым: почему солдаты возвращаются на фронт
Война и быт: участники СВО рассказали о жизни "за ленточкой"
О чем молчат солдаты: посттравматический синдром и борьба с ним
Как работает дважды разрушенный снарядами музей Донецка
Рекомендуем