СИМФЕРОПОЛЬ, 8 окт - РИА Новости Крым. В чем причины плохой успеваемости ребенка в школе, как мотивировать школьника на хороший результат, можно ли бить за плохие оценки или платить за хорошие? Об этом в эфире радио "Спутник в Крыму" рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии КИПУ им. Ф. Якубова Владислава Ушакова.
Как делать неправильно
Владислава Ушакова отмечает, в случае физических наказаний за неуспеваемость ребенок начинает бояться, списывать и зазубривать. В итоге знаний к хорошим оценкам не прилагается. Встает вопрос, что для родителей важнее: знания или оценка?
Не советует эксперт наказывать ребенка и длительным лишением прогулок. Когда он придет снова в свою компанию, то у друзей уже могут поменяться интересы. В итоге, ребенок сам не захочет выходить из дома и "закроется".
"Когда школьнику от 9 до 12 лет – это время образовывать группы, познавать мир, взаимодействовать, социализироваться. А он выпадает, становится обособленным. Тогда он садится за компьютер и начинает искать себе друзей через интернет, где нет эмоционального контакта", – объясняет Ушакова.
Не поддерживает специалист и наказание в виде лишения того, что является значимым для развития. Например, ребенок любит играть в футбол. Но плохо закончил четверть, и ему запрещают ходить на стадион. В итоге, этот спорт становится школьнику не интересен.
"Был такой случай. Ребенок несколько месяцев не ходил на футбол, и у него пропал к нему интерес. Тогда он придумал себе другое занятие – трюковой самокат. И тут папа говорит: "Иди на футбол". Но ему уже не интересно. Не наказывайте ребенка лишением того, что ему сейчас интересно. Это помогает ему развиваться: спорт, общение с друзьями. Этого нельзя забирать", - говорит специалист.
Неправильно, по мнению Ушаковой, и делать подарки за хорошие оценки, платить за них. В таком случае ребенок начинает учиться не ради знаний, а ради того, чтобы получить оценку, а за нее - презент.
Как правильно мотивировать
В случае плохой успеваемости школьника Владислава Ушакова советует сесть и поговорить с ним, спросить, в чем сложность, что у него получается или не получается. Ребенок мог пропустить какую-то тему, либо не понять, не поднять руку, чтобы спросить учителя.
"Родителю с ребенком необходимо выстроить доверительные отношения, чтобы школьник мог сказать: "Не понимаю, не знаю". Чтобы он мог попросить помощи. Важно понимание школьником, что не знать чего-то или не понять – это нормально, не стыдно. Каждый может ошибаться", - говорит эксперт.
По словам Ушаковой, родителю нужно знать, чем интересуется ребенок. И поощрять за хорошую учебу именно этим интересом. Например, если школьник очень хотел сходить в зоопарк, договориться с ним, что он пишет хорошо контрольную по математике, и они всей семьей идут смотреть на животных.
"То есть нужно поощрять ребенка приятными эмоциями. В таком случае он будет идти на диалог. К тому же это совместное времяпрепровождение, родители с детьми больше и лучше узнают друг друга, что положительно влияет на их отношения", - подчеркивает эксперт.
Кстати, по ее словам, ребенок может получать плохие оценки, если родитель обращает на него внимание только в этом случае. И он будет делать все, чтобы плохо учиться. Тут встает вопрос о качественном проведении совместного досуга.
Что касается наказания, то полезным будет приобщить школьника к труду, к делам по дому, которые не входят в его обязанности и не вызывают у него особого интереса. Например, за плохие оценки он будет делать уборку, мыть обувь, чистить картошку, развешивать белье.
"Очень важно, наказывая ребенка за оценки, разбираться, разговаривать с ним, чтобы выяснить, с чем это связано. Может быть, ребенку просто не хватает внимания родителей", - заключила специалист.
Читайте также на РИА Новости Крым: