Круглый год вдоль крымских шоссе стоят продавцы с разноцветными банками. На обочинах второстепенных дорог даже зимой и весной можно увидеть прицепы с ульями и образцы предлагаемой продукции. Своего рода декорации. Конечно, у каждого, по словам продавца, — самый правильный мед, который делают самые правильные крымские пчелы.
Туристы верят. Местные любители сладкого предпочитают медом запасаться у знакомых пасечников.
20 мая отмечается Всемирный день пчел. РИА Новости Крым выясняли, обеспечивает ли Крым себя медом, встречается ли в продаже фальсификат, и прочему "стареют" пчеловоды.
4,5 ложки меда каждому крымчанину
В прошлом году крымские пасеки произвели около 300 тонн меда. Если разделить этот урожай на всех крымчан, то на каждого придется по 160 граммов. Это примерно четыре с половиной столовых ложки.
Трудились "на производстве" в прошлом году 78,4 тысячи пчелосемей. Это, по данным Крымстата, меньше на 5,5 тысяч, чем годом ранее.
Медовые перспективы этого года неплохие. Дожди были обильные и, скорей всего, еще будут в июне. Все цветет, пахнет и нуждается в опылении.
Республиканский Минсельхоз уже выпустил памятку для фермеров и пчеловодов, посвященную профилактике гибели полосатых тружеников на полях. Пестициды и сельхозхимия — главные враги пчел.
"Когда пчеловод вывозит ульи на какое-либо поле с растениями-медоносами, он должен прийти в сельскую администрацию и сообщить о месте стоянки, оставить свой телефон, — рассказал руководитель фермерского хозяйства по производству меда Роман Данилов. — А местные власти обязаны уведомить фермера, который владеет землей или арендует эти угодья. Нередко пчеловоды, никого не уведомляя, становятся в лесополосах, где их даже не видно. И фермеры, не зная об этом, проводят плановые обработки полей. Заканчивается это массовой гибелью пчел".
Это взаимодействие в Крыму налаживается, но сам механизм не настолько четко действует, как, например, в Краснодарском крае - всероссийском лидере по производству меда. Туда крымские пчеловоды, в период цветения разных культур, тоже вывозят своих подопечных. Там фермеры сами заворачивают к пасекам на выезде, берут у хозяев телефоны, предупреждают об уже обработанных полях.
Уникальный лавандовый мед
В глазах туристов крымский мед - самый привлекательный: экологически чистый и натуральный. Поэтому продавцы нередко выдают за него привозной, который может быть ничем не хуже. В том же Краснодарском крае меда производится почти в 12 раз больше, чем в Крыму. С другой стороны, торговцы могут и схитрить, подсунув товар качеством пониже.
Кстати, мед уже перестали фальсифицировать, скармливая пчелам сахар. Такой продукт не имеет полезных свойств оригинала, а производящие его пчелы живут в два раза меньше. Сахар подорожал, и овчинка теперь не стоит выделки.
Но возможен другой обман, когда в настоящий мед добавляют фруктозу или сироп. Или смешивают более дорогой мед с дешевым. Например, каштановый мед, который стоит в розницу 2 тысячи рублей за литр, могут "дополнить" подсолнечным — а его цена 150-200 рублей за такой же объем.
В Крыму, сообщил Роман Данилов, в последние годы в больших количествах выращивают кориандр, именно он является "ведущим медоносом". Подсолнуха, который когда-то сажали в больших количествах, теперь мало. Так что второй по распространенности — мед из крымского разнотравья. Иногда, в зависимости от места, где стоит пасека, с преобладанием конкретных медоносов: например, лаванды или шалфея.
© РИА Новости Крым . Дмитрий Макеев
Лаванда
Кстати, лавандовый мед имеется только в Крыму и... во Франции. Он мог бы вообще стать визитной карточкой полуострова. Этот мед дорогой, знатоки и любители легко узнают его по персиковому послевкусию.
Акациевый мед в Крыму практически не производится, чаще всего он из Краснодарского края или Ростовской области. Гречиху на полуострове не сеют, так что и мед из нее привозят с Алтая и из Башкирии. Нет в Крыму и больших массивов липы, чтобы можно было говорить о местном липовом меде.
Рядовой покупатель ориентироваться может только по цене и критерию "вкусно — не вкусно". Определить, намешано ли что-то в мед, является ли он тем, за который его выдают, невозможно. Только лабораторный анализ способен выявить "натуральность": по составу сахаров и пыльцы, содержанию других веществ.
"Гастарбайтеры" на полях
Медовой житницей Крыму не стать и соперничать с соседями бессмысленно. Но можно, считает Роман Данилов, успешно заниматься выводом пчелиных маток и пчелопакетов — молодых семей, которых закупают по весне пасечники. Сейчас львиную долю этих пчелопакетов в Россию привозят из... Узбекистана.
Выходит, что и на крымских полях трудятся крылатые "гастарбайтеры". Они принадлежат к тем породам, которые распространены в Крыму: карпатка, карника, бакфаст, кавказская. У некоторых пчеловодов есть помесь карпатки с другими пчелами, они их называют "крымская степная".
Остались ли в Крыму аборигенные медоносные пчелы?
Профессор Института биохимических технологий, экологии и фармации Крымского федерального университета Сергей Иванов пояснил, что на самом деле человек не вывел ни одну породу пчел. Они сами эволюционировали, приспосабливаясь к конкретным условиям. Все ныне существующие породы — природные подвиды дикой пчелы Apis mellifera.
Вывести породу пчел нельзя, потому, что нельзя обеспечить главное условие искусственного отбора — подбор родительских пар. Нет контроля над скрещиванием. Пчела-матка спаривается один раз в жизни. Этот акт любви происходит в полете на высоте 200 метров, матка спаривается последовательно с 7-9 трутнями.
В 1938 году профессор МГУ Владимир Алпатов опубликовал статью, в которой описал пчел из Балаклавы. Они отличались внешне от среднерусских собратьев, поэтому он выделил их как новый подвид медоносных пчел. Ученый уточнил, что они очень миролюбивы.
"Но после войны в Крым завезли много пчелосемей из Украины и средней полосы России, и крымские пчелы "растворились" среди этих пород. В конце ХХ и вначале ХХI века вал привозимых на полуостров пчел разных подвидов усилился: итальянские, карпатские, кавказские, башкирские — множество пород. Хорошо, что хоть африканскую не завезли", — отметил Сергей Иванов.
Большинство крымских пчеловодов держит 20-40 ульев. Сто пчелиных домиков — это для полуострова уже большая пасека. Есть два десятка хозяйств, где 300 и даже 500 пчелосемей.
Развитие пчеловодства упирается в компактность Крыма, регулярные засухи, сложности с летним "выгулом" пчел в лесах: сама процедура получения разрешения для многих неподъемная. Как правило, полосатых сборщиков нектара вывозят в поля или, если погода позволяет, в степь.
Большинство крымских пчеловодов — люди в возрасте. Но молодежь не спешит на смену: то ли не видит возможностей получить такую профессию, то ли своей перспективы в ней. А современно пчеловодство — дело сложное, но прибыльное. Главное, увидеть свою выгоду.
Читайте также на РИА Новости Крым: