Ольга Леонова
Невысокий человек в отлично сшитом светлом костюме, чересчур светлом и чересчур ладном для Феодосии 1943 года, уже заканчивал свои немногочисленные покупки на рынке, когда стал жертвой нелепого обстоятельства. Советская военная авиация прежде времени сбросила смертельный груз, снаряды не долетели до баз вермахта и упали на город. Один - прямиком на рынок.
Люди в базарный день, услышав характерный свист, падали, вжимаясь в землю, обняв голову руками, пождав колени к груди. Богаевский остался стоять – уж очень было жалко пачкать пиджак рыночной грязью. Осколок бомбы снёс ему голову…
Под сенью гения Айвазовского
Те, кто в конце 19-начале 20 века жили в Феодосии, находились под сенью одного гения – Ивана Айвазовского. Его дом на набережной и пристроенная к дому галерея были средоточием всех культурных событий приморского городка. В некоторых набросках юного феодосийца Богаевского видна увлечённость знаменитостью, хотя он и являлся учеником другого художника – Фесслера. Ученье живописи было плодотворным: в 19 лет Богаевский поступает в Петербургскую академию художеств.
Но рисование натюрмортов и натурщиков в стенах академии не привлекают крымчанина – он часто пропускает занятия и по болезни (южанам тяжело на севере), и без видимых причин. Ему неинтересно. Дело движется к тому, что Богаевского отчислят за неуспеваемость. Удержаться на курсе ему помогают педагогические реформы.
К преподаванию привлечены художники-передвижники. Богаевского в свой класс приглашает Архип Куинджи. Он освобождает Константина от рисования опостылевших гипсовых слепков и позволяет писать только природу. Причём не с натуры, а по памяти, фантазийно, художественно преображая действительность. Он учит видеть.
Особый Восточный Крым
И Богаевский видит: пустынные берега родной земли, изломы моря и скал, а выше – подобные морским изломам разрушенные, покинутые башни на холмах, тяжёлое небо, бессолнечные пейзажи. Родину, какой он её помнит, торжество вечных стихий - земли, моря и ветра. Он пишет Время и его приметы.
На его полотнах искорёженная земля, голые камни, дома без окон, летящие кометы, озаряющие призрачным светом, написаны тяжёлыми мазками, сажей и охрами. И чем скуднее земля на полотне – тем жирнее и вязче красочный слой. В его картинах пейзаж не лиричен, а монументализирован, переигран, стилизован, в нём реальность тесно сплетается со знанием прошлого.
…Там Киммерии печальная область, покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет
Оку людей там лица лучезарного гелиос, землю ль
Он покидает, всходя на звездами обильное небо,
С неба ль, звездами обильного, сходит, к земле обращаясь:
Ночь безотрадная там искони окружает живущих.
Так Гомер в "Одиссее" описал Киммерию. Так видит свою Родину – от Судака до Керчи - Богаевский. И в этом он сходен с другим жителем юго-восточного Крыма - поэтом Максимилианом Волошиным.
…В гранитах скал — надломленные крылья.
Под бременем холмов — изогнутый хребет.
Земли отверженной застывшие усилья.
Уста Праматери, которым слова нет!
Эти строки Волошин посвятил своему другу, соседу и соратнику Константину Богаевскому, скромному и благожелательному малословному человеку, который пишет пейзажи законченного мирового пространства, некоей полуфантастической области, отгороженной от остального мира, где время течёт по своим законам и где ещё нет или уже нет присутствия человека. На его рисунках и холстах – Киммерия.
Репродукция картины "Феодосия" работы художника Константина Федоровича Богаевского из собрания картинной галереи Айвазовского в Феодосии.
И правда, ни в одной картине Богаевского человек, а тем более его лицо, так и не появится. Зачем художнику лица человеческие, когда у него есть лик праматери-земли?
Волошин считал, что Богаевский рождён для воспевания земли так же, как Айвазовский был рождён для воспевания моря.
Художник абсолютно согласен с собратом:
"В своих композициях я пытаюсь передать образ Земли — величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником вдохновения. Коктебель — моя святая земля, потому что нигде я не видел, чтобы лицо земли было так полно и значительно выражено, как в Коктебеле", - пишет Богаевский Волошину.
Воплотили принцип синтеза искусств
Дружба Богаевского и Волошина растёт и крепнет. И вот Волошин не только посвящает Богаевскому стихи и статьи, но и Богаевский даёт рисунки в книгу стихов Волошина "Киммерийские сумерки". Эти рисунки - не иллюстрации, а совершенно самостоятельные графические образы. Дружба Волошина и Богаевского воплотила принцип "синтеза искусств", о котором так мечтали символисты.
© сайт "Музеи России"
В. Вересаев, М. Волошин, К. Богаевский у дома Волошина в Коктебеле
Удивительно, что космизм живописца был не только умозрительным, но и вполне предметным. Жена Богаевского упоминала об увлечении художника астрономией, и говорила, что он "знал звездное небо, как свою землю" и неоднократно проводил ясные ночи с телескопом.
Возможно, именно звёздная гармония внесла некую гармонию и успокоенность в его живопись. Вернувшись из большой творческой поездки по Италии он в своей мастерской, перестроенной из большого амбара, с панорамным окном, пишет почти театральные пейзажи с лучезарным декоративным колоритом, где ближний фон служит как будто кулисами, а природные формы отчётливо напоминают произведения мастеров Возрождения. Это уже не совсем Киммерия, а больше живописный фон для античного мифа.
Но поиски новых средств выражения не заслоняли основной темы, содержания искусства Богаевского – акварелью или цветными карандашами, пастелью или маслом он продолжает живописать Крым.
Образ крымской земли
Восточный Крым не только "родил" миру своего портретиста. Отдалённость от столиц, провинциальная жизнь сохранили для нас Богаевского-художника в его самобытности, позволили ему и в пору разрушения привычного мироустройства безболезненно создавать свои собственные философские и художественные миры.
"Как ни странно, но мне кажется, что вся эта грандиозная катастрофа, что стряслась над нашей Родиной, особенно должна побуждать художника к творчеству — стихийные силы должны коснуться и его души — нужно создавать новый мир, когда старый рушится...",- в одном из писем от 19 ноября 1917 года делился своими мыслями художник.
После установления Советской власти в Крыму местный Военно-революционный комитет выдал Богаевскому охранное свидетельство на мастерскую. Отношения выстроены, миры востребованы.
Художник получает задание: подготовить к печати альбом литографий с историческими пейзажами всего полуострова. Он передал в литографиях то грандиозное, монументальное, что было свойственно крымскому пейзажу. На его полотнах и эскизах кряжистые дубы, развесистые шелковицы, острые скалы и бурные волны, причудливые изгибы горных отрогов. Это обобщенный художественный образ крымской земли, величественной и героической.
Картина "Старый Крым". Художник Константин Федорович Богаевский. Выставка произведений А.И. Куинджи и его учеников в залах Академии художеств СССР.
Художнику заказаны четыре панно для первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве. Они должны были раскрыть характерные черты природы различных районов Крыма — степного, предгорного, горного и южнобережного. Все четыре панно отличались по колориту, и все они погибли в пожаре при эвакуации во время Отечественной из Симферопольской картинной галереи…
Города будущего
Новое время диктует новые условия и новые решения. Индустриализация призывала на грандиозные стройки тысячи рабочих, а для пропаганды десятки художников были должны изобразить мощь молодой страны и советского человека. Богаевскому дано новое задание, которое нельзя провалить, – написать ряд картин, отображающих строительство ДнепроГЭСа, первенца социалистической индустриализации.
И вот под кистью Певца Кимvерии появляются бетонные монстры: речные быки, шлюзы, плотины. В течение пяти лет — с 1929 по 1934 год — Богаевский выполнил громадную работу, создав цикл картин Днепростроя, в который вошли 13 больших полотен, в папках остались сотни эскизов, подавляющее большинство которых – панорамные виды. Несмотря на благосклонность критиков, художник не испытывал радости от работы.
"Здесь нельзя было так свободно обращаться с представшей перед глазами … натурой, как я привык распоряжаться в композиции обычных пейзажей с деревьями, скалами и облаками,— переставлять домны, трубы, каупера и прочее", — сухо говорит художник в своих официальных воспоминаниях, а в неофициальном письме близким практически кричит о помощи: "Искусство, живопись, радость творчества становятся в жизни нашей излишней роскошью и в сущности они никому и не нужны, а многим и многим представляются и просто вредной штукой; отсюда и злобное гонение на пейзажную живопись и вообще на всяческую не утилитарную красоту…".
Репродукция картины "Нефтепромыслы" (1931 г.) работы художника Константина Федоровича Богаевского из собрания Государственного Русского Музея в Ленинграде.
Но художника никто не спрашивает. В последующие несколько лет он рисует строительство металлургического завода в Мариуполе, шахт на Донбассе, нефтяных промыслов под Баку.
Параллельно в творчестве Богаевского возникает новая тема — "Города будущего". Фактически это было своеобразное соприкосновение с кампанельской Утопией, воплощенной на социалистический лад: тут и высокие здания, и прибрежные, явно южные, города, многотысячные поселения для новых людей нового времени.
И только один город – город прошлого, Феодосия, по меткому выражению Богаевского "земля, богато насыщенная прежней жизнью" - получается у него хорошо. Он писал её множество раз, и каждый набросок свинцовым карандашом или лист акварели под его мастерской рукой становился не только художественной, но и исторической ценностью, так чётки каждый камень исторического средневекового Карантина, генуэзских башен, разбросанных на фоне жёлтых осенних холмов, перспективы городских улиц… Но мы знаем, что за ними, изображённые на узком холсте, – суровые скалы Меганома, изрезанные бухты Нового Света, заснувшие вулканические массы Карадага.
Разорённая фашистами Феодосия потеряла мастерскую художника. В городе нет даже ему достойного надгробия: над могилой Богаевского на старом кладбище спустя пару лет после смерти установили старинный памятник. Поверх белого камня чёрной краской написали фамилию и даты жизни.
Но наследие Богаевского осталось. Оно разбросано по миру: его картины есть во многих музеях, в том числе, в Третьяковке, Русском музее, музее им. Пушкина, в галереях Европы и Америки, частных коллекциях. Особенно много их в Феодосийской картинной галерее - 504 единицы хранения, есть и крошечный мемориальный уголок художника с его личными вещами.
Из письма Богаевского Максимилиану Волошину: "Что касается того, какой я художник, большой или маленький, то я часто думаю, … вот пройдет лет 50 и также, как на Айвазовского, скучно станет смотреть и на меня…Я только верю в то, что наш край, так богато насыщенный духом древних культур, еще должен родить и воспитать на своей земле большого художника не чета мне и Айвазовскому..."