СИМФЕРОПОЛЬ, 11 ноя – РИА Новости Крым. Во Всемирный день шопинга рассказываем о том, как делать покупки правильно, не попадаясь на уловки маркетологов, а также в каких случаях можно вернуть товар и получить назад деньги. На вопросы в эфире радио "Спутник в Крыму" ответила официальный представитель регионального отделения Объединения потребителей России в Республике Крым Надежда Анельчук.
Прежде всего эксперт подчеркнула, что правила покупки товара во Всемирный день шопинга ничем не отличаются от приобретения товаров в обычный день. А значит, в это время, как и всегда, действует закон "О защите прав потребителей" и "Общие правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи". Оба документа в полной мере защищают потребителя, говорит Анельчук. И если человек знаком с основными положениями, то знает, на что ориентироваться при выборе товара и как правильно действовать, если возникает необходимость вернуть его, обменять или отремонтировать. Тем же, кто еще не очень хорошо осведомлен о своих правах, эксперт рекомендует взять на вооружение следующие важные моменты.
1. Товары, купленные со скидкой, подлежат возврату и обмену
Существует распространенный миф, что товары, купленные на распродажах и по акциям, не подлежат возврату и обмену, говорит Анельчук. Такую информацию распространяют продавцы, нередко свидетельствуют об этом вывески в магазинах, и многие потребители верят. Но это миф, говорит эксперт.
"Единственное ограничение по возврату, которое существует в случае покупки товара по сниженной цене, это когда товар уцененный. То есть который имеет, возможно, какой-то брак. Потребитель в момент приобретения товара знакомится с дефектом и понимает, за что полагается скидка. Об этом в обязательном порядке делается отметка в товарном чеке, и данный товар вернуть нельзя. Но если в товаре выявлены какие-то другие дефекты, которые не были оговорены в момент продажи, то с этим работать можно", – объясняет Анельчук.
Эксперт резюмирует: товар, купленный на распродаже, – обычный товар, который можно вернуть или обменять в случае возникших претензий к качеству, даже если вы купили его со скидкой в 90%.
"Право устанавливать цену товара – прерогатива продавца, он может ее менять хоть каждый день. Но он несет ответственность за качество товара", – сказала правозащитница.
2. Вернуть стоимость товара, приобретенного по карте или онлайн, можно наличкой
Продавец не прав, если отказывается вернуть деньги за возвращаемый товар в наличной форме, ссылаясь на то, что покупка была произведена по безналичному расчету, объясняет Анельчук.
По ее словам, согласно правилам продажи товаров по договору розничной купли-продажи, потребитель имеет право потребовать вернуть ему сумму, ранее уплаченную за товар, любым способом: денежным и банковским переводом или наличными средствами. В некоторых случаях у клиента могут на вполне законных основаниях потребовать паспорт, предупреждает эксперт.
"Возникают иногда спорные ситуации, когда для проведения расходной кассовой операции выдачи денег у покупателя требуют паспорт. Многие считают, что это необоснованно. На самом деле такое требование в законодательстве есть, и продавец в праве потребовать документ", – сказала Анельчук.
Эксперт рекомендует указывать способ возврата денег сразу же в претензии, которая направляется продавцу, когда возникла необходимость вернуть товар.
3. Навязывание покупателю товара при условии покупки второго – незаконно
С годами такой маркетинговый прием, как условие для продажи одного товара только в случае покупки еще одного, встречается все реже. Тем не менее он по-прежнему существует. Такой подход к клиенту – нарушение его прав, говорит эксперт.
"Например, когда мобильный телефон продается только вместе с чехлом или только с услугой по настройке программного обеспечения. Этого делать нельзя. Это может быть продано как отдельная услуга. Но сказать, мы не продадим вам устройство без приобретения к нему каких-то дополнительных аксессуаров, – это нарушение прав потребителя", – объясняет правозащитница.
9 февраля 2020, 10:18Радио "Спутник в Крыму"
"Уголок покупателя": эксперты о распродажах и онлайн-торговле 4. В интернет-магазин можно вернуть любой неподходящий товар
По словам Анельчук, вернуть в онлайн-магазин можно абсолютно любой товар. Ограничения в данном случае связаны только со сроками.
"Отказаться от товара, купленного дистанционным способом, можно в любой момент до получения товара и в течение семи дней после его получения, причем без объяснения причин", – сказала эксперт.
И добавила, что если при оформлении покупки на сайте покупатель не обнаружил никакой информации о том, как он может ее вернуть или обменять, то срок возврата товара с семи дней увеличивается до трех месяцев.
При этом эксперт акцентировала внимание на том, что вернуть вещь, которую покупатель использовал, будет нельзя.
"То есть если вы купили одежду, решили надеть ее, а потом вернуть – так не получится. Вернуть можно только то, что не было в употреблении, у чего сохранены внешний вид, ярлыки, упаковка. Товар должен быть в том виде, в котором его потребитель получил, и здесь, конечно, злоупотреблять своим правом возврата не стоит", – сказала Анельчук.
5. Безусловное право покупателя – требовать продажи товара по указанной цене
Несоответствие цены в ценнике и на кассе магазина, как и отсутствие ценника, является не только нарушением прав потребителей, но и основанием для привлечения к административной ответственности продавца, говорит эксперт.
"Цена, которая указана на ценнике, – это предложение заключить договор купли-продажи именно по этой цене, это публичная оферта. И когда покупатель берет этот товар и несет его на кассу, он своими действиями подтверждает, что согласен с продавцом заключить этот договор", – объясняет правозащитница.
По словам Анельчук, потребитель имеет право требовать продать ему товар по той цене, которая указана в ценнике, независимо от причин, по которым она не совпадает с информацией на кассе. Еще один путь: оплатить сумму, указанную кассиром, и уже в претензионном порядке взыскать разницу.
Чтобы доказать свою правоту и инициировать привлечение продавца к административной ответственности за нарушение, эксперт рекомендует сделать фото– или видеофиксацию: заснять ценник на полке возле товара и чек, полученный от кассира после покупки.
"Это будет стопроцентное доказательство того, что вас обманули в данном магазине", – сказала Анельчук.
Она добавила, что производить съемку на территории торгового зала законодательством разрешено и никто не может этому воспрепятствовать:
"С 1 января отдельным пунктом это прописано в правилах: потребитель имеет право поиска и фиксации информации любым удобным способом".
***
Анельчук также напомнила, что продовольственные товары надлежащего качества вернуть нельзя.
Среди непродовольственных тоже есть группы товаров, которые не подлежат возврату и обмену, если не имеют дефектов. Их перечень довольно обширный и включает такие популярные товары, как бытовая химия, косметика, ювелирные изделия, нижнее белье, книги, автомобили, животные. Сложные товары, а значит, практически вся бытовая техника и электроника – телевизоры, компьютеры, телефоны, ноутбуки, кондиционеры, холодильники, бойлеры и прочее – также входят в этот список.
Анельчук подчеркнула, что некоторые магазины принимают решение расширить перечень групп товаров, для которых предусмотрена возможность их обмена. Однако это не более чем добрая воля руководства компании, и требовать от других того же покупатель не вправе. Так что, готовясь сделать крупную покупку, лучше настраивать себя на невозврат и все продумать заранее, заключила эксперт.