Валерий Волков, РИА Новости Крым
Возвращается ли будущее в условиях второго года пандемии? На этот странный вопрос пытаются ответить авторы доклада Валдайского клуба, ежегодное заседание которого проходит в эти дни в Сочи, и ответ их не очень обнадеживающий. Хотя авторы и попытались завершить надеждой на то, что миру, может, удастся избежать "одичания", в целом оптимизма мало.
Ревущие 20-е. Чем завершатся?
Участники дискуссии обсуждали, можно ли сравнивать происходящее сегодня с "ревущими 20-ми" прошлого века: завершилась Первая мировая, прошла эпидемия "испанки", появились новые технологии, началось переформатирование мира. А привело все это к Второй мировой... А послевоенных жителей Европы один классик назвал "поколение полых людей". Из 1920-х они вернулись в мир без ценностей и смыслов, без сил жить и созидать... Сегодняшняя пандемия - поворотная точка для мира или нет, замена Третьей мировой войны или ее предвестник? Об этом говорят валдайцы.
Пандемия не разрешает противоречий, она их обостряет в отличие от войны, говорит один участник, и становится страшновато: получается, дальше нас ждет война? Нет, противоречия пока не носят экзистенциального характера, поэтому признаков войны не видно, убежден другой. Но куда приведет сегодняшнее состояние правительств, роль которых очень изменилась в пандемию, еще вопрос.
Между деньгами и бессмертием
Что произошло? Все узнали, сколь эффективен контроль. Пандемия показала хрупкость ценностей, подмечали участники клуба. Да нет, скорее, не ценностей, они как были, так и остались. Хрупким, поверхностным оказалось отношение к ценностям. И у правителей, и у значительной части обществ. Почему так происходит, еще предстоит осмыслить философам.
Но, действительно, складывается впечатление, что разные группы начинают создавать свои микрорелигии, будь то культ зеленого мира или собственного тела, культ веганства или QR-кодов, вакцины или работы на удаленке. Будто универсальных ценностей больше нет, и нужно создать что-то новое, удобное, лично под себя. Это политологи обсуждают на дискуссиях и в кулуарах.
Возможно, это потому, что жизнь человека, в сущности, больше не принадлежит ему. С одной стороны, она стала такой длинной, что о смерти и думать как-то неприлично. Это, кстати, отмечали многие валдайцы, когда в ответ на смерть человека в 94 года его родственник громко кричит, от чего он умер. С другой стороны, пришедшая пандемия, видимо, потому и стала шоком для многих. Особенно для тех, у кого есть деньги и возможности думать едва не о бессмертии.
В итоге, правительства и медики стали главными акторами двух последних лет. Они рассказывают, как нам жить и даже где, если мы на изоляции, что полезно и безопасно, а что нет. "Ситуацию, когда медицинские чиновники определяют параметры жизнедеятельности общества (карантины, допуски, ограничения, маски, вакцинирование), наиболее активные оппоненты уже окрестили "медицинским тоталитаризмом", констатировали авторы доклада и задались вопросом, что дальше. Может ли "биовласть" из утопий перейти в нашу повседневную жизнь?
Комфорт надзора
История ускоряется, говорят участники "Валдая", сравнивая логику развития мира сейчас и сто лет назад. Так ли? Скорее, ускоряются ожидания нового витка истории. При этом никто не рискует сказать, когда он придет и каким будет.
Мир живет в условиях уникального уровня неопределенности, констатируют авторы доклада, и они правы. Только последствия будут для всех разные. Уж очень правящие классы хотят сохранить комфорт, стабильность и возможность контролировать и планировать жизнь на поколение вперед. Для себя и других.
Поэтому страх и неопределенность царят у одних, преимущественно правящих классов и получающих основные блага социальных групп. И, напротив, укоренение в привычном, примитивном существовании - у других. Которых становится все больше, потому что средний класс расплывается, как констатируют участники клуба. Остаются богатые и бедные. И как сильные и богатые будут править, покажет время. Или не будут править, потому что, как отмечали валдайцы, эпидемии часто в истории порождали обеднение, а значит, бунты, социальные взрывы. И если в последние годы всеобщая цифровизация планеты в целом снижала ощущение расслоения, то в условиях, когда "цифра" начнет работать против людей, и ощущения могут быть другие.
В итоге, надзор становится всеобъемлющим и в "демократиях", и в "автократиях", пишут авторы доклада. Надзор становится удобен для всех. И "почти всю глобализацию в привычном виде можно выключить в течение полутора недель по всему миру... и те же самые технологии, которые объединяли, начинают столь же эффективно работать на разделение".
Спокойный камерный мир
И у государств появляется соблазн сохранить разные ограничения. Это удобно, дает ощущение контроля, а еще оказывается весьма интересно экономически. "Жизнь в условиях бесконечных тестов и непрекращающихся дискуссий о прививках стала реальностью", - пишут авторы доклада. И "помимо собственно медицинских соображений есть и понятный управленческий соблазн сохранить атмосферу вирусологической неуверенности. Ну и очевидный коммерческий аспект - разработчики и производители вакцин, тестов, лекарств и всего связанного с этим комплекса товаров проторили путь в свою страну Эльдорадо".
Так что, возможно, мир ждет "хроническая пандемия". Что-то основанное на страхе, но одновременно удобное многим. Потому что дает ощущение власти и контроля. Над миром, над здоровьем, над жизнью. А "комфорта и относительного благополучия в "камере" достаточно, чтобы компенсировать резкое сокращение личной свободы". Свободная камера нового мира?..