Туризм

Сочи-Крым и обратно: путешествие без сантиментов и с чемоданами

Подписывайтесь на РИА Новости Крым
Так уж сложилось, что в самой большой стране очень мало теплого побережья. Не выезжая из России, туристы могут отдохнуть на море только в Крыму и Краснодарском крае. И хотя два региона находятся очень близко друг к другу, добраться с одного курорта на другой не так просто, если нет планов весь отпуск провести за рулем.
Наш корреспондент Олег Анохин отправился из Сочи в Симферополь и обратно, чтобы найти оптимальный транспорт и подсчитать, во сколько обойдется такое путешествие.
Ковид-тест для соседа. Что происходит с отдыхом в Сочи?Острые камни раскалены до предела. Идти больно, идти горячо. Море встречает колючими брызгами. Шажок, ещё шажок. Так движутся местные. У тех, кто приехал в Сочи на две недели, нет времени на нерешительность — нужно накупаться на 11 месяцев вперёд.

Знаки и "Ласточки"

Над зодиакальным кругом — красная звезда. Я с детства знаю: если потерялся на сочинском вокзале, ждать нужно прямо под башней с часами. Сочинский Биг-Бен — местная доминанта.
- А со знаками зодиака тут и правда ерунда какая-то, - говорю жене, когда мы идем на электричку.
В который раз начинаю рассматривать белые фигуры на циферблате. Водолея, Тельца и Скорпиона нет, вместо них — созвездия Гончих Псов, Лебедя и Змеи, остальные знаки стоят не по порядку. (РИА Новости Крым писал о загадочных символах вокзалов здесь.)
Я смотрел в одном паблике эскизы вокзала. Архитектор сначала видел его совсем другим. Тут должен был стоять султанский дворец: купола, минареты, пальмы... Проект завернули, и Алексей Душкин убрал отсылки к восточным странам. Чиновникам опять что-то не понравилось, и Душкин в конце концов принес на суд что-то очень похожее на вокзал Симферополя. Кстати, в Крыму стройка уже шла.
- Интересно, а в Симферополе со знаками порядок?
- Вот завтра и посмотрим.
Мы с женой едем в Симферополь в командировку. Наверное, мы одни из немногих на железнодорожном вокзале, кто в разгар лета отправляется из одного курортного региона в другой по делу.
Добраться в столицу Крыма можно еще на автобусе. По серпантину. Но наши вестибулярные аппараты запротестовали. А аэрофобия не позволила даже думать о самолете. Ехать решили на электричках через Анапу. До нее из Сочи еще в прошлом году пустили "Ласточку" — так железнодорожники назвали поезд немецкого производства.
Первые "Ласточки" "прилетели" в Сочи еще до Олимпиады. Во время Игр их было показательно много, а после городу досталось богатое транспортное наследие. Спрос на билеты до Анапы — ажиотажный. Мы купили заранее — 1,5 тыс. рублей за место. Время в пути — 7,5 часов.
Мягкие сидения, подлокотники и подголовники, между рядами — столики. Проводники возят тележку, предлагая чай, кофе, сэндвичи. Опытные железнодорожники неуверенно тычут пальцами в терминалы, если оплачиваешь заказ картой. Когда платеж не проходит, обещают вернуться к тебе на следующей станции, где будет интернет.
После двух часов пути с безупречным видом на море поезд сворачивает в горы, перед окном мелькают поселки, скальники, речки и ручейки. Между Туапсе и Новороссийском путей нет, приходится делать крюк через Краснодар. И это, увы, не один крюк по пути. Маленькие точки на маршруте — придорожные станицы. Поезд, как в игре "Змейка", проглатывает их, прирастая пассажирами.
"Ласточка" приходит в Анапу затемно. Ближайшая электричка в Крым — утром. Остаемся на курорте с ночевкой.
Западный Крым-2021: альтернатива, любовь, грязь - что здесь находятЛето к середине выдало весь ассортимент "прелестей". Штормовая волна ковида, холодный июнь, серия потопов, закрытые пляжи и грязное море на южном побережье, комары, "низовка", охладившая море до +15 градусов, и, на сладкое, 40-градусная жара. Южный берег Крыма захлестнуло водой, западный – волной туристов...

Радости бздыхов, или "Найди Мишу"

У анапского вокзала таксист с астраханскими номерами практически проезжает по ногам. У него нет времени, чтобы остановиться и поскандалить — в городе сейчас самое время зарабатывать по-взрослому. Еще месяц, и бздыхи (непереводимый местный диалект, означающий примерно следующее: безмозглые туристы, приезжающие на юг за морем-солнцем, на которых можно неплохо заработать) увезут своих чад в школу. С 1 сентября туристов станет меньше. Надо успеть сейчас.
Соседствующие кафе перекрикивают друг друга музыкой. Перед парком аттракционов по тоннелю из проволоки бегают белки. К забронированной заранее гостинице пробираемся через строй зазывал, хватающих за руку: "Молодые люди, постреляйте в тире!" Почти так же выглядят и крымские приморские города… Нехитрые радости для бздыхов, которые приехали оттянуться и на которых надо заработать за сезон до следующего лета.
…По указанному адресу вместо гостиницы находится заведение, именующее себя рыбным рестораном. На фанерных стенах развешаны рыболовецкие сети. Небритый бармен в кепке козырьком назад потягивает пиво. Перед ним — лоток с закусками, о свежести которых нелестно писал еще Булгаков.
- Мы ищем гостиницу, она должна быть здесь.
- Все верно. Юра, найди Мишу, тут заселяются.
Миша вытирает жирные руки о футболку и приглашает пройти через не замеченную нами калитку. Идем к двухэтажному домику — рыбный ресторан построен в его дворе. Прямо напротив входной двери — кухня, где одновременно готовят шашлык на углях, варят и жарят на газу, разливают элитный алкоголь.
Крохотное пространство между кухней и домиком уставлено пивными кегами. Здание, в котором селят гостей, с двух сторон стиснуто деревянными заборами. Случись пожар — из этого мешка не выбраться. Но гостиница так хорошо спряталась за рестораном, что ее не видят ни пожарные, ни администрация. И кто думает о пожаре, когда главный плюс заведения — стоимость номера. Две с половиной тысячи. А это почти двое меньше, чем у конкурентов. В крохотной комнате, кстати, исправно работают телевизор-кондиционер-душ.
К 9 утра идем на вокзал мимо ларьков, в которых отдыхающие уже запасаются пивом. В Крым отправляется рельсовый автобус — по сути, электричка из двух вагонов. Она движется мимо поднимающих головы к солнцу подсолнухов и молодых виноградных лоз — на Крымской мост.
Дремавшие до этого люди вскакивают, как по будильнику, чтобы снять достопримечательность на телефоны. За мостом — не по сезону зеленая керченская степь. Видимо, ливни сделали свое дело — обычно в это время она уже желто-выжженная. Рельсобус выгружает пассажиров на вокзале города-героя Керчи. Через полчаса придет другой, который повезет в город воинской славы Феодосию. Жару можно переждать в здании вокзала, но для этого нужно выйти с перрона в город и, возвращаясь, пройти проверку.
Логистика вокзалов, надо сказать, вообще не очень сильная черта российских железнодорожников. Что в Москве, что на юге о безопасности они худо-бедно позаботились. О комфорте пассажиров, обремененных сумками и чемоданами, нет.
Степи, курганы, шашлык: кого тянет в юго-восточный КрымСтепные пейзажи плавятся от июльской жары. В прохладе навесов, растянутых над пластмассовыми столиками, обедают утомленные курортники. Сезон-2021 в разгаре. Какой он – отдых на юго-востоке Крыма? Сколько стоит и стоит ли он того? Опустошив тарелку с окрошкой, идем искать ответы.

Виды, бабушки и тысяча рублей

…Хайтековские ветрогенераторы и поседевшие от старости фермы. На горизонте появляется яркая синяя полоса — море. Поезд идет прямо по центру Феодосии, почтительно сбавляя скорость перед дачей Стамболи и галереей Айвазовского.
Дальше до Симферополя можно и на автобусе, но в ковидный сезон нет желания сидеть в переполненной консервной банке. Рельсобус до Симферополя отправляется с этого же вокзала через полчаса. В новом вагоне стоит запах свежей обивки разноцветных кресел, блестит металл обшивки, гудит кондиционер.
Мужчины с удочками, художницы с нераспроданными картинами, бабушки и дедушки с тачками. От любой подмосковной электричка отличается разве что видами из окна.
Рядом — женщина с тремя детьми. В кресло садится, придерживая живот. Скоро их будет четверо. Мать семейства успевает держать спящую двухлетку на руках, хватать за шиворот шестилетнего сына, пытающегося прошмыгнуть в другой конец вагона, отобрать и вернуть телефон старшей 11-летней дочери. Непоседы, от которых пахнет морской солью, не давали матери покоя все почти четыре часа пути и чудесным образом успокоились за 10 минут до конечной. Итого за плечами – 9 часов дороги от Анапы и тысяча рублей за одного пассажира.
Может, можно было бы уложиться быстрее, но от Феодосии до Симферополя железная дорога делает крюк, сначала сворачивая на север до Джанкоя, а затем спускаясь от крымских степей в симферопольские предгорья. Прямого пути нет и пока не будет – строить дорого.
Драгоценный и безальтернативный: сколько стоит отдых в Крыму >>

И снова знаки, или зачем орать

- Смотри-ка, а Душкин знал, что делал! - разглядываем знаки зодиака теперь уже на бежевом циферблате симферопольского вокзала.
- Не совсем, тут Скорпион есть, а в Сочи нет…
- Может, за год он изменил свое оккультное мировоззрение...
В центре столичного Симферополя номер стоит как на провинциальном побережье. В меру чисто, в меру просторно. Здесь проводим три ночи и с утра снова отправляемся на автовокзал. Возвращаемся в Сочи. После полных электричек автобусы уже не кажутся такими забитыми.
Опять половиним путь и едем сначала в Керчь на микроавтобусе, повидавшем немало дорог и сменившем не один раз цвет кузова. Курящий у открытой двери водитель каждому пассажиру говорит, что места не нужно занимать в соответствии с купленными билетами — они все равно не совпадают.
- Мужчина, а что вы тут сидите? Пятое место у меня! - запыхавшаяся женщина успевает на автобус за пару минут до отправления.
- Да пожалуйста, - отвечает мужчина без всякой агрессии в голосе и начинает подниматься.
- Что пожалуйста? Где купили — там и сидите! Я специально это место выбирала, здесь дует меньше, а я простыть могу! Уходите! - женщина продолжает орать. Уселась, надела маску, оглядела попутчиков. И все попутчики поняли: стерва.
Между тем из тесного города мы вырываемся на просторы трассы "Таврида". Транспорт мчит на восток, горячий воздух треплет волосы пассажиров. Перед Белогорском снова сворачиваем на старую дорогу. Еще недавно это была единственная магистраль, стягивающая полуостров. Сейчас на фоне современной трассы она кажется едва не проселочной дорогой. Правда, очень красивой.
Водитель маневрирует между ямами и колдобинами, гонит мимо кафе, где одновременно торгуют самсой и роллами, проезжает каменные домища и деревянные домики. Скорость сбрасывает только перед автобусными остановками, надеясь поймать по пути новых пассажиров: хотя это водителям и запрещено, но как иначе жителям сел добраться до райцентров…
Один Крым - два мира: вы уедете, мы останемся Хамство, грязь, обдираловка – с одной стороны, прекрасные парки, дворцы, виды - с другой. Так отзываются о Крыме те, кто приезжает сюда на отдых. А еще в Крыму живут "люди как люди": со своим характером, недостатками, южной расслабленностью и таким же желанием заработать, как и на севере. И не готовы они меняться.

"Хотите, я дам вам прищепки?"

Самый древний город России, в прошлом город рыбаков и металлургов, Керчь никак не может стать городом-курортом. С Крымским мостом ей впору быть воротами полуострова, но пока – это лишь точка на проторенной туристами дороге с материка в Крым, где можно переночевать, выдохнуть перед вояжем в Новый Свет, Ялту, Севастополь.
Текучка на руку тем, кто не беспокоится, вернутся ли к нему туристы. Аппарт-отель в историческом центре оказывается гостиницей с общей кухней. В единственном свободном номере вместо окон на улицу — панорамное окно с видом в душный коридор.
- А как номер проветривать?
- Вон же кондиционер работает, - отвечает неприветливая женщина-администратор.
- Кондиционер — уже хорошо, а проветривать как?
- Ну дверь в коридор откройте! - ей явно надоели одни и те же вопросы постояльцев. - Да, кстати, у нас завтраки есть. Если люксовый номер не освободится, я вам здесь накрою.
Она указывает на стоящий в коридоре стол и удаляется. Мы выходим, рассматриваем грязную клеенку и замечаем, что снаружи отлично видно все, что происходит в номере. Зашторить панорамное окно невозможно.
- Это вообще нормально?
- Все жалуются, - меланхолично отвечает администратор на претензию. - Хотите, я вам прищепки дам.
2 400 рублей за душный номер-аквариум, зеркало с мутными разводами, грязь в ванной и невозможность оставить комментарий на сервисе бронирования…
Пляжи, цены и сервис: туристы оценили отдых на западе Крыма - ВИДЕО >>

Два города, два мира

Древний курган смотрится небрежно оставленным бугром земли рядом с бетонной коробкой автовокзала.
В 11.00 от Керчи в Краснодар отправляется рейсовый автобус, билет на который стоит чуть меньше тысячи рублей. Машина на линии, похоже, недавно — тканевая обивка кресел не затерта, все рычажки и кнопочки на месте, свет включается, кондиционер дует.
Перед въездом на Крымский мост стандартная проверка автоинспекцией. Водитель заблаговременно просит всех пассажиров надеть маски, чтобы не стоять на месте из-за ненужных разбирательств — нам все равно еще около часа канителиться в пробках.
Между Славянском и Темрюком друг друга через стекла автомобилей подолгу рассматривают те, кто только едет в Крым, и те, кто уже возвращается: пробка. Двухполосная трасса, идущая через небольшие поселки, не справляется с летним потоком. В Краснодаре, уже официально ставшем миллионником, двигаемся от перекрестка к перекрестку рывками. Билеты на сочинскую "Ласточку" — около 800 рублей каждый — опять же куплены заранее. За несколько часов до отправления свободных мест может не быть.
После Туапсе справа появляются яркие фонари — это выходящие из порта корабли. Следующие два часа — самые длинные за всю дорогу. Связи нет, смотреть в окно не на что, уже темно. Подсчитываем расходы и размышляем.
Необходимость связи между двумя курортными регионами представляется очевидной. Путешествие людей и перемещение денег — разве не одно и то же?
Природа и цены потрясают – туристы об отдыхе в Алуште Корреспонденты РИА Новости Крым поинтересовались у туристов, какие впечатления оставляет о себе один из самых популярных курортов крымского южнобережья – Алушта.
Симферополь и Сочи связывают прямые авиарейсы. Летом билет в одну сторону стоит от 6 до 10 тысяч рублей в зависимости от дня недели. Из одного города в другой можно доехать с помощью российского аналога сервиса BlaBlaCar. Путешествие на машине обойдется не дороже двух тысяч рублей, будет относительно быстрым, но очень изнурительным.
Давно ходят разговоры про "Комету" Сочи — Севастополь, но что-то она никак не взлетит. Видно, карма слова – кометы же падают…
Есть еще круизный теплоход "Князь Владимир", который доставляет вальяжных пассажиров из Сочи в Керчь, Ялту, Севастополь... Но из Сочи в Севастополь, пусть с комфортом и богатым столом, придется ехать два дня и потратить от 12 тысяч на пассажира.
Оптимальным видится поезд. Не электричка, а обычный пассажирский. Такой уже связывал Сочи и Симферополь. Выходил вечером, на следующий день был в Крыму. Последний состав отправился на полуостров в марте. Перед началом курортного сезона поезд отменили. Проводники, работавшие в новых комфортных вагонах, тогда говорили, что, возможно, он вернется на маршрут в сентябре. Почему в сентябре, а не летом, непонятно.
Вот и получается, что "золотое кольцо" южного туризма России пока остается для туристов бегом с препятствиями и чемоданами - с вокзала на вокзал, от поездов к автобусу... Или вынуждает их снова путешествовать на автомобиле, проводя драгоценное отпускное время не на пляже, а на полотне крымских дорог, а затем тыкаясь у достопримечательностей в поисках парковок. И везде время, драгоценное время...
Белый свет заливает зодиакальные знаки на циферблате часов. Отбиваемся от сочинских таксистов.
- И все же что-то с этим транспортным кругом не так…
- Ты опять про часы?
Часы идут. Время летит. Человек едет. Но очень долго.
Послепотопная Ялта: блеск и невидимая опасность...А море снова будет пахнуть морем. Обязательно. В Ялте укрепят русла рек, будут четче давать участки под застройку, строить с умом. Во всяком случае, очень хочется в это верить. А как человеку без веры и надежды...
Рекомендуем