"Крот" - мечта диггера: какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.9

Подписывайтесь на РИА Новости Крым

Андрей Киреев, корреспондент РИА Новости Крым

Какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.1
Одно из самых привлекательных в Севастополе мест для исследователей городских подземелий – недостроенная подземная электростанция в районе Мореходной улицы. Желанию диггеров прикоснуться к тайнам Советского Союза не могут помешать ни серьезный риск при посещении громадного заброшенного подземного комплекса, ни крепкие охранники, которые стерегут некогда секретный объект.

Почему объект "Крот" так манит экстремалов – в очередной публикации РИА Новости Крым о "подземном дублере" Севастополя

Военная энергетика

Закованные в броню: какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.2
Севастополь изначально был создан как основная база Черноморского флота. "Городом русских моряков" он оставался во все времена и при любой власти. 

"В 20-30-х годах прошлого века в Севастополе активно развивается военная инфраструктура: строятся военные городки, причалы для боевых кораблей и вспомогательных судов, базы хранения топлива и боеприпасов, аэродромы. Все это хозяйство требует электроэнергии. В то время потребности города, флота и ряда населенных пунктов Крыма удовлетворяла Севастопольская ГРЭС. Но возник вопрос: а если начнется война, и станцию разбомбят? Так началась разработка подземной электростанции, известной, как объект "Крот", — рассказал РИА Новости Крым историк, автор книг о Севастополе Валерий Иванов.

По его словам, строительством секретного военного объекта занималась дивизия НКВД, и к началу Великой Отечественной войны в скальном массиве были пробиты шесть штреков, началась выработка.

Военный конгломерат: какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.3
"Естественно, к боевым действиям объект завершить не успели, а потом уже было не до него. Во время обороны Севастополя здесь прятались жители близлежащих поселков", — отметил собеседник РИА Новости Крым. 

Вторую жизнь подземная электростанция получила в 1954 году, когда стала частью общего плана защиты Черноморского флота, разработанного на тот момент командующим ЧФ Сергеем Горшковым. Началось строительство огромного подземного объекта.

Комплекс площадью более 30 тыс кв м (по другим данным – более 40 тыс кв м) уходит в скалу на сотни метров. В объект ведут четыре портала-входа (один не достроен) с железнодорожными путями, по которым эшелоны должны были доставлять на станцию топливо. 

Шампаны: какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.4
"Крот" состоит из залов (четыре уровня один другого глубже), коридоров, резервуаров для мазута, вспомогательных помещений для техники и персонала. Высота потолков в машинных залах доходит до 20 метров. Сквозь скальный массив наверх выходят шахты вентиляции – 40-метровые бетонные трубы диаметром 8 метров, выложенные изнутри огнеупорным кирпичом.

"В объекте было проложено около 30 километров кабелей, около 10 километров труб разного диаметра. Построены сотни лестниц и переходов из металла и бетона", — перечисляет Иванов. 

Гибель скальных линкоров: какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.5
На станции было установлено три котла, работающих на угле и мазуте, два турбогенератора мощностью по 25 МВт, два дизельных генератора на 500 кВт каждый, трансформаторные подстанции и насосные станции. 

"Станция отвечала всем требованиям противоатомной защиты. Клинкерные заглушки, укрытия, система вентиляции и канализации были выполнены в противоатомном варианте", — сказал историк.

Туманные перспективы

К середине 80-х годов прошлого века "Крот" был готов примерно на 85%, но из-за финансовых проблем и общего кризиса советской системы все работы на объекте были остановлены. 

"В 2003 году посол России на Украине Виктор Черномырдин выступил с инициативой помочь Севастополю решить проблемы с нехваткой электроэнергии. Он предложил поставить в городе списанный атомный ректор с подводной лодки, но с серьезным запасом прочности в 25 лет. Договорился с одним московским НИИ о разработке проекта", — подчеркнул Иванов. 

Объект "Крот" идеально подходил для реализации этого проекта по всем параметрам.

"Но против размещения атомной электростанции выступили экологи, и проект реализован не был", — отметил историк. 

Сталинские лабиринты: какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.6
Сегодня подземная электростанция фактически заброшена и частично разграблена. Впрочем, в комплексе сохранилось еще множество артефактов времен "холодной войны". Таинственная атмосфера "Крота" влечет сюда любителей острых ощущений. 

Однако попасть на объект не так просто: до недавнего времени "Крот" находился в ведении компании "СГС Плюс", которая обеспечивала охрану подземного комплекса.

Тайная "Сотка": какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.7
Но севастопольских экстремалов это не останавливает. Молодые люди периодически проникают на объект через систему вентиляции и другие лазейки. 

"Зайти и посмотреть подобный объект всегда интересно. Конечно, есть риск, что тебя задержит охрана, но это придает дополнительный азарт вылазке", — сказал РИА Новости Крым севастопольский экстремал Виталий Борисенко, которые неоднократно бывал во внутренних залах "Крота".

Ядерное хранилище: секреты подземного "дублера" Севастополя. Ч.8
Периодически в городе рождаются инициативы создания музейного комплекса по базе подземной электростанции, но дальше разговоров дело не идет. В настоящее время подземный объект находится в процессе передачи "Севтеплоэнерго".

Узнать планы компании на счет "Крота" можно будет после завершения всех процедур.

Рекомендуем