Ядерное хранилище: секреты подземного "дублера" Севастополя. Ч.8

Подписывайтесь на РИА Новости Крым

Андрей Киреев, корреспондент РИА Новости Крым

Среди всех подземных сооружений Севастополя особое место занимает комплекс для обслуживания и укрытия подводных лодок в Балаклаве – объект №825 ГТС. Во-первых, подобных сооружений на весь Советский Союз было всего три – помимо ЧФ, похожие объекты были в распоряжении Северного флота (пункт базирования Видяево) и Тихоокеанского флота (бухта Павловского). Во-вторых, кроме самой базы, в комплексе размещалось сверхсекретное хранилище ядерных боевых частей для ракет и торпед, о чем знал лишь узкий круг посвященных лиц.

Рассказом о сверхсекретном комплексе, где ремонтировали подлодки и хранили ядерные боевые части для ракет и торпед, РИА Новости Крым продолжает серию публикаций о подземном "дублере" Севастополя.

Красота и тайна

Тайная "Сотка": какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.7
Балаклава – это небольшая уютная бухта, спрятанная между скальными массивами, руины генуэзской крепости Чембало, маленькие домики и сотни небольших яхт и лодок. Это одно из самых красивых мест Крыма, которое не оставляет равнодушным ни одного побывавшего здесь человека. Во времена СССР это место было закрыто не только от туристов, но и от жителей Севастополя.

"Балаклавская бухта в длину — около 1,2 тыс метров, ее ширина на выходе — 200-400 метров. Она не просматривается со стороны моря, поэтому очень удобна для размещения здесь подводного флота. Первые подводные лодки появились здесь еще во времена царской России, не удивительно, что после войны в Балаклаве решили создавать базу", — рассказал РИА Новости Крым заместитель директора военно-исторического музея фортификационных сооружений, в состав которого входит подземный музейный комплекс, Валерий Иванов.

Сталинские лабиринты: какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.6
Помимо удобной бухты, Балаклава обладала еще одной важной составляющей для развертывания базы подлодок – прямым и коротким (около 350 километров) маршрутами до турецкого пролива Босфор – ворот в Средиземное море.

"После войны в Балаклаве было размещено 14 подводных лодок. Стояли они открыто, и в связи с появлением ядерного оружия возник вопрос их укрытия", — отметил Иванов.

Подземный штаб гражданской обороны: призрак холодной войны в Симферополе >>

Гибель скальных линкоров: какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.5
Секретный проект был разработан специалистами научно-исследовательского института в Ленинграде. В 1957 году специальное строительное управление №528 приступило к возведению комплекса внутри 130-метровой горы Таврос.

"Работы велись в таком режиме секретности, что отвал вывозили ночью, а в сам объект на грузовых машинах заезжали специальные водители, которые на выходе передавали машины коллегам без допуска", — отметил замдиректора музея.

Шампаны: какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.4
Всего на объекте трудились 370 человек. Входы и выходы в комплекс закрывались специальной маскировочной сетью, которая сливалась с рельефом горы.

Ядерная угроза миновала: диггеры показали советское бомбоубежище в Симферополе >>

"Существует очень много видом разведки: оптическая визуальная разведка, фоторазведка, радиоразведка и так далее. Периодически над Балаклавой пролетали иностранные военные спутники. И на все эти виды разведки надо было отвечать контрмерами", — поясняет эксперт.

Подземный комплекс состоял из пяти объектов – станция для производства кислорода, склад горюче-смазочных материалов, минно-торпедная часть, канал для укрытия подводных лодок и заводская часть канала вместе с сухим доком. Позже выяснилось, что в состав комплекса входил еще один объект — №820 РТБ – хранилище ядерных и термоядерных зарядов для ракет и торпед. "Это была главная причина, почему доступ в Балаклаву был закрыт. Здесь в основном жили семьи подводников", — подчеркнул Иванов.

Военный конгломерат: какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.3
Самая сложная часть сооружения – канал, который строили на восемь метров ниже уровня моря. Одна группа проходчиков прокладывала тоннель со стороны входа в объект, вторая – со стороны выхода, примерно в центре канала они соединились. "Глубина канала составляет восемь метров, длинна 608 метров, ширина от 10 (в доковой части) до 22 метров. На время работ входы в канал были перекрыты, когда же их открыли и пошла вода, то на какое-то время вода в Балаклавской бухте опустилась на полметра", — отметил собеседник РИА Новости Крым.

В 1961 году работы по проекту были завершены и объект №825 ГТС вступил в строй.

"Пять Хиросим"

Военный конгломерат: какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.3
Чтобы подводная лодка зашла в канал, необходимо было провести целую процедуру. "Для начала необходимо было отодвинуть мост, который в обычное время перекрывал вход в объект и служил для проезда автомобилей и прохода людей. Он был установлен на специальных подушках, в которых закачивали воздух – мост поднимался и оттаскивался в сторону. Причем делать это надо было в темное время суток, чтобы не попасться спутникам. Лодку заводили в канал при отключенных двигателях специальными тросами. После этого ее заводили в сухой док, предварительно открыв малый батопорт (плавучий гидротехнический затвор), насосами откачивали воду, обвешивали лесами и начинали делать ремонт", — отметил Иванов.

Северный вход в объект №825 прикрывал массивный металлический батопорт весом 150 тонн, который мог, как и весь комплекс, выдержать удар ядерного боеприпаса мощностью 100 килотонн. Для сравнения: американская атомная бомба "Малыш", которая уничтожила японский город Хиросима, была мощностью 13-18 килотонн. Южный вход в канал защищал затвор из набора шандорных плит.

Одновременно в канале могли укрываться, в зависимости от класса, семь-девять подлодок. В случае ядерной опасности здесь же могли спрятаться около 3 тыс человек.

Входы в объект прикрывали массивные полукруглые двери. При этом паттерны комплекса были не прямыми, а закругленными. Это было сделано для того, чтобы взрывная волна не смогла разрушить подземные укрытия.

Закованные в броню: какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.2
В заводской части были размещены все цеха, необходимые для ремонта подводных лодок. "Здесь работали сотрудники 331 судоремонтного завода "Металлист" – порядка 146 человек. При входе на объект они сдавали свои пропуски и получали другие, которые разрешали проходить в объект", — сообщил замдиректора музея.

Длина дока – 100 метров, что позволяло проводить ремонт гребного вала средних дизельных подводных лодок, в частности, 613 и 633 проектов. "От работы вал деформировался, его вытаскивали из лодки, поднимали специальным краном и вывозили на преддоковую площадку, выставляли и начинали балансировать. После ремонта ставили на место. Как правило, ремонт лодок длился 24-26 суток", — пояснил Иванов.

В период с 1961 по 1992 год в этом подземном комплексе отремонтировали порядка 240 подлодок, некоторые — по 2-3 раза. Также здесь проводили ремонт малых катеров ВМФ.

Какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.1
С развитием подводного флота объект №825 утратил свое значение. Лодки становились длиннее и шире, и комплекс уже не мог их полноценно обслуживать.

"Рассматривался вопрос расширения комплекса. Сюда неоднократно приезжали комиссии из министерства обороны, генерального штаба. В итоге пришли к выводу, что сделать ничего нельзя — надо заново все перестраивать. Толщина железобетона в некоторых местах достигает трех метров, даже если в одном месте взорвать – нарушится герметичность в других местах. Тем не менее за время существования объект выполнил свою основную задачу", — подчеркнул замдиректора музея.

Военно-морской атом: как в Севастополе появился ядерный реактор
С развалом Советского Союза ядерный боезапас и подводные силы перевели из Балаклавы в Россию. Объект подвергся безжалостному разграблению, который удалось остановить благодаря созданию на его базе Балаклавского подземного музейного комплекса в составе военно-исторического музея фортификационных сооружений.

ТОП-5 рассекреченных объектов Крыма >>

Сегодня любой желающий может увидеть несокрушимую крепость, спрятанную в самом "сердце" Балаклавы, прикоснуться к некогда сверхсекретному объекту, ощутить его силу и мощь.

1 из 6
Сверхмалая подводная лодка "Тритон – 1М" в подземного комплекса в Балаклаве
2 из 6
Макет ядерной боевой части торпеды Т-5 с ядерной боеголовкой в подземном комплексе в Балаклаве
3 из 6
Макет авианесущего крейсера "Киев" – экспонат Балаклавского подземного музейного комплекса
4 из 6
Преддоковая площадка объекта №825 ГТС в Балаклаве
5 из 6
Вход в хранилище ядерных боезарядов для торпед в подземном комплексе в Балаклаве
6 из 6
Паттерна объекта №825 ГТС в Балаклаве

Ранее РИА Новости Крым рассказал о том, как в древние времена появились подземелья Севастополя, как в них велась борьба в годы Крымской войны. Кроме того, говорили о тоннелях и береговых батареях периода царской России и молодой Советской республики, а также о гражданских и промышленных укрытиях в период Великой Отечественной войны. Также мы рассказали о комплексах под береговыми бронебашенными батареями №30 и №35 и секретном послевоенном плане Иосифа Сталина по созданию ряда подземных "дублеров". Еще один материал был посвящен береговому ракетному комплексу "Утес" в подземном "Объекте-100", который известен как "Сотка".

Рекомендуем