СИМФЕРОПОЛЬ, 8 апр — РИА Новости Крым, Алексей Вакуленко. Пасха — праздник будущего. В прямом смысле: торжество будущности, непреходящей жизни. Вечности, в конце концов, в высоту которой, сияющую горним светом, заглядываем всякий раз, когда всматриваемся в иконописные лики святых. Недаром отец Павел Флоренский писал: "Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках; примерно оно может быть построено умозаключением: "Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог".
Вот уже более двух лет в Евпатории воспитанники воскресной школы "Купель" при храме во имя Святителя Луки осваивают азы иконописи. В прошлом году вместе с преподавателями они расписали одно из гигантских акриловых пасхальных яиц, созданное крымским дизайнером Анной Радаевой в рамках проекта "Раскрасим праздник вместе". На одной его половине дети и их наставники изобразили икону "Воскресение Христово", а другую украсили хохломским орнаментом. В этом году к празднику Пасхи поверх ранее созданного иконного изображения написали новое, также связанное с Воскресением Господним.
Обитель душевности
Кажется, что списки, созданные детскими руками, при всем своем несовершенстве (иногда минимальном) излучают тепло их юных сердец. Неслучайно, толкуя обращенные к ученикам слова Христа о том, что, если те не будут "как дети", то не войдут в Царство Небесное, отцы Церкви писали о присущих детям сердечном расположении, смирении и простосердечности.
Постигая азы иконописи, дети учатся терпению, уверена Любовь Васильевна. "Не просто смирению, как в обычной школе, когда учитель в приказном тоне восклицает: "Тихо! А ну-ка замолчали!", — уточняет она. — Попробуй терпением не запастись — и написать икону. Ведь надо каждую линию провести, потом покрыть краской, даже обладая навыками… А детям ведь хочется попрыгать, побегать. И раньше бегали. Теперь тишина полная".
Добиться такого семейного единодушия удалось к пятому году работы школы. Сегодня "Купель" являет собой духовно-просветительский центр, в котором наряду с иконописью преподают Закон Божий, хоровое пение, декоративно-прикладное искусство, художественную роспись по дереву и хореографию.
Говоря о современной общеобразовательной школе в целом, Любовь Васильевна отмечает там дефицит души. "Пришел ребенок в школу. Там его в одном случае отчитали, в другом — что-то почитали. И чем ребенок нагружен? Знаниями?.." — риторически замечает директор "Купели". И тут же соглашается с тем, что ее воскресную школу отличает душевность.
"Раскаяние и утешение"
Преподаватель иконописи Оксана Киселевская признается, что написанием икон занялась в зрелом возрасте. Оказавшись в 2005 году на дороге в Польше в автомобиле, у которого внезапно погасли фары, стала молить о помощи Николая Чудотворца. К тому времени к машине подоспел наряд полицейских, грозивших отправить авто на штраф-площадку. А ехать без включенных фар категорически запрещено. В молитве она пообещала святому написать его образ. И вдруг фара на машине снова загорелась. Полицейским не оставалось ничего другого, как пожелать водителю и пассажирам счастливого пути. Вскоре Киселевская обещание выполнила.
"С этого все и началось, — рассказывает педагог и тут же признается, что по молодости лет не испытывала от иконописи восторга: — Тогда мне иконы не нравились вообще. Я считала, что такие лица рисуют от неумения. Удивлялась: что, нельзя нормально нарисовать? Вот у меня натурализм такой в голове сидел. Сейчас я понимаю, насколько это сложно, несколько сложно передать именно лик, сколько требуется мастерства. Это не так просто, действительно. И я понимаю сейчас, что необходимо быть намного опытнее, чем была тогда, чтобы создать настоящий образ. Есть канон — и, между тем, нужно передать красоту духовную: взгляд, наклон головы, грациозность в фигурах, в пластике рук. Если не умеешь рисовать, сможешь, наверное, подмастерьем быть и краски растирать".
Говоря о собственном иконописном духовном опыте, художница признается, что для нее работа над образом — безмолвная молитва: "Бывает часто, слезы появляются. Какое-то, может, очищение происходит. Это не слезы отчаяния или саможаления. Это раскаяние и утешение, приятное чувство. Какая-то благодать, наверное, сходит на иконописца, когда он всей душой старается работать".
За два года работы студии многие воспитанники, отличавшиеся высокой подвижностью, стали усидчивыми. "Есть, к примеру, один мальчик, очень подвижный. Но когда он работает над тонкими линиями, проявляет удивительную усидчивость. У ребенка дар, наверное, правильно, ровно прорисовывать тонкие линии. Если я ему предлагаю помочь, он тут же говорит: "Не надо, Оксана Борисовна, я сам", — улыбается она.
Перед тем, как писать с детьми ту или иную икону, педагог рассказывает об истории появления святыни, чудесах с ее участием, о прошении, с которым молятся образу. "Никто Бога не видел, как говорят, кроме тех, кто видел Иисуса Христа, — отмечает художница. — Но мы можем изобразить образ, внести свою лепту в иконопись. И может быть, кто-то увидит — и восхитится образом, который ребенок написал. Да и сам ребенок изменится".