Детское это дело, иконы писать

Подписывайтесь на РИА Новости Крым

СИМФЕРОПОЛЬ, 8 апр — РИА Новости Крым, Алексей Вакуленко. Пасха — праздник будущего. В прямом смысле: торжество будущности, непреходящей жизни. Вечности, в конце концов, в высоту которой, сияющую горним светом, заглядываем всякий раз, когда всматриваемся в иконописные лики святых. Недаром отец Павел Флоренский писал: "Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках; примерно оно может быть построено умозаключением: "Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог".

Вот уже более двух лет в Евпатории воспитанники воскресной школы "Купель" при храме во имя Святителя Луки осваивают азы иконописи. В прошлом году вместе с преподавателями они расписали одно из гигантских акриловых пасхальных яиц, созданное крымским дизайнером Анной Радаевой в рамках проекта "Раскрасим праздник вместе". На одной его половине дети и их наставники изобразили икону "Воскресение Христово", а другую украсили хохломским орнаментом. В этом году к празднику Пасхи поверх ранее созданного иконного изображения написали новое, также связанное с Воскресением Господним.

Обитель душевности

Промысел Божий, или Что происходит сегодня за стенами главного крымского собора
"Два года уже дети пишут лики. Все работы индивидуальные. Причем иногда малыши пишут лучше, чем взрослые ребята. И хотя это копии, все равно: попробуй сделать такие копии!.." — директор воскресной школы Любовь Ксендзова-Степина подходит к пианино, на котором в ряд стоят и лежат иконописные работы воспитанников. Рядом с инструментом — вешалка, на которой костюмы для танцевальных номеров (в школе есть танцевальная студия). Рядом шкафчик, уставленный изделиями декоративно-прикладного искусства, что выполнены детьми.

Кажется, что списки, созданные детскими руками, при всем своем несовершенстве (иногда минимальном) излучают тепло их юных сердец. Неслучайно, толкуя обращенные к ученикам слова Христа о том, что, если те не будут "как дети", то не войдут в Царство Небесное, отцы Церкви писали о присущих детям сердечном расположении, смирении и простосердечности.

Роспись в Александро-Невском соборе: образы крымских святых, позолоченная лепка и уникальные работы под куполом
Любовь Васильевна берет в руки работы 7-летней Ульяны Головко. Неуклюжие печатные буквы, которыми на обратной стороне списков девочка начертала свои имя и фамилию, контрастируют с исполненными глубины ликами. "А посмотрите на эти лики, — положив на место творения одаренной воспитанницы, директор школы берет три списка "Спаса Нерукотворного", автором которого считается Олисей Гречин: — Какие разные выражения! Вроде бы список делают, а совершенно по-разному".

Постигая азы иконописи, дети учатся терпению, уверена Любовь Васильевна. "Не просто смирению, как в обычной школе, когда учитель в приказном тоне восклицает: "Тихо! А ну-ка замолчали!", — уточняет она. — Попробуй терпением не запастись — и написать икону. Ведь надо каждую линию провести, потом покрыть краской, даже обладая навыками… А детям ведь хочется попрыгать, побегать. И раньше бегали. Теперь тишина полная".

Длинный уикенд: на Пасху крымчане будут отдыхать три дня
По словам Ксендзовой-Степиной, воспитанники "Купели" "живут, как в семье". "Здесь теплая семейная обстановка. У нас семейная воскресная школа, сюда семьями приходят, — говорит директор. — И родители сидят, и бабушки и дедушки тут же с ребенком учатся что-то делать, и рисуют, и расписывают. И с удовольствием это делают!".

Добиться такого семейного единодушия удалось к пятому году работы школы. Сегодня "Купель" являет собой духовно-просветительский центр, в котором наряду с иконописью преподают Закон Божий, хоровое пение, декоративно-прикладное искусство, художественную роспись по дереву и хореографию.

Правило трех "Т": крымский пекарь раскрыла секрет выпечки куличей
Открывая школу, Ксендзова-Степина ориентировалась на детско-юношеский центр "Новая Корчева" в городе Конаково Тверской области. Созданный в 1989 году священником и психологом Борисом Ничипоровым, тот стал уникальным для своего времени, дав сотням девушек и юношей возможность научиться хоровому пению, игре на фортепиано, гончарному делу, освоить навыки дзюдо и самбо и так далее.

Говоря о современной общеобразовательной школе в целом, Любовь Васильевна отмечает там дефицит души. "Пришел ребенок в школу. Там его в одном случае отчитали, в другом — что-то почитали. И чем ребенок нагружен? Знаниями?.." — риторически замечает директор "Купели". И тут же соглашается с тем, что ее воскресную школу отличает душевность.

"Раскаяние и утешение"

Преподаватель иконописи Оксана Киселевская признается, что написанием икон занялась в зрелом возрасте. Оказавшись в 2005 году на дороге в Польше в автомобиле, у которого внезапно погасли фары, стала молить о помощи Николая Чудотворца. К тому времени к машине подоспел наряд полицейских, грозивших отправить авто на штраф-площадку. А ехать без включенных фар категорически запрещено. В молитве она пообещала святому написать его образ. И вдруг фара на машине снова загорелась. Полицейским не оставалось ничего другого, как пожелать водителю и пассажирам счастливого пути. Вскоре Киселевская обещание выполнила.

"С этого все и началось, — рассказывает педагог и тут же признается, что по молодости лет не испытывала от иконописи восторга: — Тогда мне иконы не нравились вообще. Я считала, что такие лица рисуют от неумения. Удивлялась: что, нельзя нормально нарисовать? Вот у меня натурализм такой в голове сидел. Сейчас я понимаю, насколько это сложно, несколько сложно передать именно лик, сколько требуется мастерства. Это не так просто, действительно. И я понимаю сейчас, что необходимо быть намного опытнее, чем была тогда, чтобы создать настоящий образ. Есть канон — и, между тем, нужно передать красоту духовную: взгляд, наклон головы, грациозность в фигурах, в пластике рук. Если не умеешь рисовать, сможешь, наверное, подмастерьем быть и краски растирать".

Говоря о собственном иконописном духовном опыте, художница признается, что для нее работа над образом — безмолвная молитва: "Бывает часто, слезы появляются. Какое-то, может, очищение происходит. Это не слезы отчаяния или саможаления. Это раскаяние и утешение, приятное чувство. Какая-то благодать, наверное, сходит на иконописца, когда он всей душой старается работать".

Видео освящения пасхальных куличей на "Крымхлебе"
Мастерица уверена: дети понимают, что изображают. Тем более что перед занятиями вместе с педагогом обязательно читают молитвы. "Стараемся в тишине писать, чтобы каждый был наедине с Богом, с молитвой и создаваемой иконой. Дети спрашивают, можно ли освятить их работы (они их в основном дарят). Вот Ульяна Головко подружилась с казачьим обществом из Краснодара и пообещала его участникам летом подарить свои работы", — говорит Киселевская.

За два года работы студии многие воспитанники, отличавшиеся высокой подвижностью, стали усидчивыми. "Есть, к примеру, один мальчик, очень подвижный. Но когда он работает над тонкими линиями, проявляет удивительную усидчивость. У ребенка дар, наверное, правильно, ровно прорисовывать тонкие линии. Если я ему предлагаю помочь, он тут же говорит: "Не надо, Оксана Борисовна, я сам", — улыбается она.

Перед тем, как писать с детьми ту или иную икону, педагог рассказывает об истории появления святыни, чудесах с ее участием, о прошении, с которым молятся образу. "Никто Бога не видел, как говорят, кроме тех, кто видел Иисуса Христа, — отмечает художница. — Но мы можем изобразить образ, внести свою лепту в иконопись. И может быть, кто-то увидит — и восхитится образом, который ребенок написал. Да и сам ребенок изменится".

Рекомендуем