Рейтинг@Mail.ru
Будущий закон устранит препятствия для развития образования в Крыму - РИА Новости Крым, 18.12.2014
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Будущий закон устранит препятствия для развития образования в Крыму

Читать в
ДзенTelegram
После вступления Крыма и Севастополя в состав России возникла проблема интеграции местной системы образования в российскую. Дело в том, что российские программы и стандарты образования во многом отличаются от украинских.

Анна Курская, РИА Новости

Министерство образования и науки РФ подготовило поправки к Закону об интеграции Крыма и Севастополя в российскую систему образования. Новый документ, по мнению разработчиков, устранит последние препятствия для нормальной работы образовательных учреждений КФО по российским программам и стандартам.

После вступления Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации возникла проблема интеграции местной системы образования в российскую. Дело в том, что российские программы и стандарты образования во многом отличаются от украинских.

Чтобы решить эту проблему, весной этого года был принят Закон об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием новых субъектов (84-ФЗ). Этот документ установил соответствие образовательных и образовательно-квалификационных уровней для обучающихся и выпускников российских и крымских образовательных организаций, а также определил порядок приема абитуриентов из Крыма и Севастополя на бюджетные места в российских вузах в 2014 году.

Однако в процессе правоприменения были  выявлены новые вопросы, возникшие в связи с интеграцией. Поэтому, чтобы в следующем учебном году у школьников и абитуриентов Крыма и Севастополя не возникли новые проблемы, Минобрнауки подготовило проект поправок к этому закону.

Что изменится в законе

На сегодняшний день в документах существует некоторое расхождение между украинской и российской ординатурой и интернатурой. Согласно украинскому законодательству, этот тип образования не был выделен в отдельный уровень, и формально не было установлено его соответствие российскому. Законопроектом эта проблема будет решена, и специальности клинической ординатуры и интернатуры, установленные на Украине, будут приведены в соответствие специальностям ординатуры, установленным в Российской Федерации.

Законопроект также предусматривает замену термина "образовательная организация» на термин "организация, осуществляющая образовательную деятельность". Согласно российскому законодательству образовательную деятельность вправе вести не только образовательные организации. В частности, такое право предоставлено научным организациям, если речь идет об аспирантуре.

"Оказалось, что и в Крыму программы аспирантуры реализовывались  в отдельных научных организациях, и этот вопрос не был урегулирован 84-ФЗ. Соответственно, этим терминологическим уточнением мы распространяем нормы закона не только на образовательные организации, находящиеся в Крыму, но и на иные организации, которые занимаются образовательной деятельностью", — рассказал РИА Новости директор Правового департамента Министерства образования и науки РФ Максим Живаев.

Действие нового законопроекта расширяется не только на лиц, которые стали гражданами РФ в силу вступления Крыма и Севастополя в состав России, но и на граждан РФ, которые имели российское гражданство и прежде и постоянно проживали на территории Крыма. Оказалось, что таких лиц в Крыму достаточно много. Их дети, которые учились в крымских школах по украинским программам, формально не подпадают под действие принятого весной закона, соответственно, поступать в российские вузы в упрощенном порядке не могут.

"Получилось, что они урезаны в правах, поэтому мы решили исправить эту ситуацию и приравнять их к крымчанам", — сообщил представитель Минобрнауки.

"Ситуация с признанием педагогического стажа сложилась точно такая же. Не только российские дети учились в крымских школах, но и российские граждане работали там педагогами. Перед ними встал вопрос о зачете стажа, поэтому новый законопроект решает и эту проблему".

Прием в вузы

Изменения коснулись и контрольных цифр приема на бюджетное обучение в вузы. В базовом законе 84-ФЗ было предусмотрено выделение дополнительных контрольных цифр приема для крымских вузов, но на сегодняшний день существуют распоряжения о том, что в Крыму и Севастополе создаются два вуза федерального подчинения — Крымский федеральный университет и Севастопольский государственный университет.

"Пока все вузы были крымскими, контрольные цифры приема устанавливались на уровне правительства Крыма и правительства Севастополя. Но поскольку на федеральном уровне правила игры немного другие, и сроки проведения всех конкурсных процедур давно прошли, было принято решении об особом поряке установления контрольных цифр приема на следующий учебный год для этих вузов. То есть в следующем году контрольные цифры будут устанавливаться Минобрнауки без проведения конкурса", — пояснил Максим Живаев.

Порядок итоговой аттестации крымских школьников в 2015 году будет таким же, как и в 2014 году, то есть они будут сдавать либо выпускные экзамены, либо ЕГЭ. Порядок приема в вузы для них на следующий год также будет продлен на год.

Авторы базового закона 84-ФЗ прогнозировали, что год обучения по российским образовательным программам поможет крымским школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ. Сегодня они пришли к выводу о том, что, скорее всего, года не хватит, поэтому было принято решение сохранить возможность приема тех, кто учился в Крыму, в вузы Крыма и в вузы на территории других субъектов по упрощенной схеме, то есть без обязательной сдачи ЕГЭ.

Интеграция уже идет

Для интеграции образовательных учреждений Крыма и Севастополя в систему образования России был установлен переходный период до 1 сентября 2014 года. За это время учебные заведения должны были полностью перейти на новые учебники, стандарты, законодательно-нормативную базу, согласно действующему Закону об образовании.

Сейчас Рособрнадзор ведет работу по научно-методическому и информационному обеспечению системы образования КФО, которая позволит готовить выпускников к государственной итоговой аттестации (ГИА) и к сдаче ЕГЭ. В течение трех лет эта система будет планомерно внедряться. Параллельно с этим в школах и вузах Крыма и Севастополя идет большая практическая работа по перестройке на российские программы и стандарты образования.

С июня по август 2014 года Федеральный институт развития образования совместно с ведущими вузами и региональными институтами развития образования России провели массовое повышение квалификации работников систем общего и профессионального образования Крымского Федерального округа (КФО).

"При разработке программ повышения квалификации мы постарались включить в них вопросы, связанные со всеми различиями в законодательстве, нормативной базе и в содержании образования. Поэтому наши коллеги из Крыма и Севастополя начали учебный год без тех трудностей, которые могли бы возникнуть при переходе из украинской системы образования в российскую. И если проблемы все-таки возникали, мы продолжали общаться с педагогами в режиме консультаций", — рассказала РИА Новости заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ Федерального института развития образования (ФИРО) Эвелина Алиева.

По ее словам, у многих педагогов возникали вопросы, связанные с преподаванием русского и украинских языков. С переходов на российскую систему образования  соотношение количества часов в преподавании этих предметов изменилось.

"Сейчас уроки украинского остались в школах, для многих этот язык родной, ничьи права не ущемляются. Просто количество часов и учебные классы в школах формируются по запросам родителей", — пояснила эксперт.

На сегодняшний день нерешенных вопросов становится все меньше. Педагоги прошли переподготовку и получили достаточное количество учебно-методических материалов для работы. Школы Крыма и Севастополя получили учебники по всем предметам, и школьники сегодня учатся там так же, как и в любом другом регионе России.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала