Рейтинг@Mail.ru
80 лет со дня освобождения Керчи: война глазами ребенка - РИА Новости Крым, 11.04.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Лилия Яковлевна Тимошенко показывает фотографии военных лет из семейного архива

80 лет со дня освобождения Керчи: война глазами ребенка

Ребенок войны Лилия Тимошенко рассказала о Керчи во время оккупации и освобождения
Анна Карпенко
Лилия Тимошенко родилась в Керчи в апреле 1940 года. В 1941-м она, как и многие дети Советского Союза, впервые услышала слово "война". А в два года чудом уцелела под завалами после бомбежки. Это только один из множества страшных эпизодов из детства ребенка войны, которые время не смогло стереть из ее памяти. Лилия Яковлевна Тимошенко поделилась своими воспоминаниями с корреспондентом РИА Новости Крым накануне 80-летия освобождения Керчи от немецко-фашистских захватчиков.
"Меня спас ангел-хранитель"
Надежда и Яков Ковальчук – мама и папа маленькой Лили - жили в самом центре Керчи. Теперь это улица Володи Дубинина. Мама работала портной. Папа - бригадиром по ремонту судов. Когда началась война, он пошел в военкомат, но его на фронт не взяли, так как его знания, умения и опыт нужны были в тылу.
Лилия Яковлевна помнит, что родители учили детей определять по звуку, какие летят самолеты: свои или немецкие. Если вражеские, то надо было немедленно прятаться под кровать.
"Однажды мы с ребятами не поняли, чей самолет летит. Меня бабушка не отпускала, а я все равно выбежала во двор к друзьям. Бомба попала в дом рядом с нами. Мы оказались под завалами. Так как я прибежала последняя, то меня смогли вытащить. Два ребенка погибли", - вспоминает Лилия Яковлевна.
Надежа и Яков Ковальчук – родители Лили
Надежа и Яков Ковальчук – родители Лили
Маленькую Лилю и еще нескольких раненых детей спас сосед. Ее бабушка, у которой все это произошло на глазах, в одно мгновение поседела и потеряла речь. Братик девочки, которому было всего 9 месяцев, очень сильно испугался и не пережил потрясения: умер через три дня.
Лиля помнит, как в их дворе уже после начала оккупации поселился немец, у которого на родине остались четверо детей. И он хорошо относился к местным мальчикам и девочкам.
"Он сказал маме, чтобы она научила меня при любом разговоре опускать глаза, сцеплять руки сзади и молчать. И ничего не поднимать, когда будут сбрасывать: над Керчью летали самолеты и сбрасывали игрушки, которые взрывались в руках", - делится Лилия Тимошенко.
Однажды в дом, где девочка жила с родителями, постучали немцы и сказали идти на прививку в поликлинику через дорогу. Очередь была большая.
 Двор дома на улице Володи Дубинина в Керчи, где жила Лиля с родителями
Двор дома на улице Володи Дубинина в Керчи, где жила Лиля с родителями
"Я сильно боялась уколов, и как увидела, что их делают детям, начала орать, кусаться, драться. Вслед за мной начали кричать и остальные дети. Тогда один немец схватил меня за шкирку и выкинул на улицу. Следом также выкинул и мою маму. Мы дошли до дома: я была вся в синяках. А через несколько дней мы узнали, что девочка и мальчик из нашего двора после этой прививки умерли. Меня, наверное, в очередной раз спас ангел-хранитель", - рассказывает женщина.
Помогали партизанам в Севастополе
Немцы пытались взять Керчь дважды. Однажды отец Лили прибежал домой с работы и, запыхавшись, сказал маме, что враг снова подходит к городу: маме с дочкой и бабушкой нужно срочно эвакуироваться, а он уходит на ремонт судна.
Больше Лиля папу никогда не увидит. Эвакуироваться тоже не получилось.
"Пришли немцы и стали всех выгонять из домов. Мама протянула одну мою руку бабушке, за вторую взяла сама, а в свободную руку - только швейную машинку. Нас погнали к морю. Там были три баржи, на которые загнали людей", - рассказывает Лилия.
Как только баржи вышли из пролива, в небе появились советские и вражеские самолеты. Немцы стали раздавать всем белые тряпочки и подняли флаг с крестом, чтобы пилоты подумали, что везут больных или раненых.
"Кто отказывался махать этими тряпочками, тех расстреливали. Мертвых выкидывали за борт. Это был кошмар. Мы были для фашистов прикрытием – они везли оружие в Севастополь", - вспоминает Лилия.
В Севастополь, по словам Лилии, доплыла только одна баржа. Несколько месяцев керчане жили на земле за колючей проволокой в холоде и голоде. Потом немцы подогнали телеги и повезли пленников в одну из деревень.
"Нас поселили у двоюродной сестры старосты. Мы собирали для немцев в огороде картошку, морковь, лук. После чего могли находить оставшиеся овощи для себя. И этому были рады", вспоминает женщина.
Ее мама стала шить одежду для местных жителей за продукты. А однажды староста предложил маме носить продукты партизанам. Чтобы их прятать от немцев, мама пошила специальные фуфайки – полые внутри. Немцам же говорили, что идут в лес за хворостом.
Лилия вспоминает, что однажды фашисты напоили одну местную жительницу и выведали у нее, что люди из деревни помогают партизанам. В наказание староста должен был привести виновных и их детей на расстрел. Но тот попросил своих племянников увести взрослых в другую деревню, а детей спрятать.
"Нас посадили в глубокую яму, куда нам кинули воду и хлеб. Сказали молчать. Яму засыпали ветками, мусором. Мы провели в ней три дня. Только потом поняли, что нас так спасали", - вспоминает Лилия.
Надежда Ковальчук - мама Лили готовит еду на самодельной плите
Надежда Ковальчук - мама Лили готовит еду на самодельной плите
Немцам же староста сказал, что постояльцы сбежали. Фашисты искали беглецов три дня и вернулись ни с чем. И снова ушли прочесывать леса. Тогда родители смогли вернуться, а детей достали из ямы. Это было за несколько недель до начала освобождения Крыма.
"Я помню, как мама прибежала и говорит, что Керчь освободили и мы едем в сторону трассы, чтобы встретиться с нашими. Перед Грушевкой возле водонапорной башни мама сказала, чтобы я поднялась на холм и легла на землю. Если услышу гул, это значит, что едут машины. Тогда нужно возвращаться к взрослым, которые прятались в кустах. Но я не послушалась и побежала навстречу машинам – это были наши", - делится Лилия.
Освобожденная разрушенная Керчь
Маленькая девочка через всю жизнь пронесла память о том, как все обнимались и плакали при встрече.
"Мама говорит солдатам, что мы из Керчи. А они: "А мы в Керчь". Они ехали в госпиталь. Нас посадили в машину и повезли домой", - рассказывает Лилия.
Первое, что они увидели, въезжая в город, разрушенные дома: от красивых улиц остались только фасады.
"Центр города – только фасады. Но наш дом и двор чудом остались целы, даже стекла не выбиты. Во дворе находился госпиталь. Туда привозили много раненых", - продолжает Лилия Яковлевна.
После войны в Керчи оставалось всего порядка 30 человек! В городе, где до войны проживало более 100 тысяч человек...
Более 80 процентов города было разрушено. Продукты выдавали по карточкам. Готовили на частях от разорвавшихся бомб, разводя в них огонь.
Война научила Лилию быть самостоятельной и сильной с раннего детства. В шесть лет она сама ходила в садик и за продуктами.
Города России. Керчь - РИА Новости, 1920, 11.04.2024
Тайны фотографий военной Керчи: события и судьбы людей на снимках
"Мама говорила, что я должна уметь все делать. Главное, что война окончилась, что люди не гибнут. Может быть, потому наше поколение – истинные патриоты. Для нас Керчь в действительности город-герой, потому что мы сами видели, что перенесли жители", - рассуждает Лилия Яковлевна.
Надежда Ковальчук после войны шила форму для военных в швейной мастерской Керчи. Лилия вспоминает, что мама со своей бригадой участвовала в конкурсе, который давал возможность стать личным портным министра обороны Андрея Гречко. Проводился он в Севастополе, и она победила в нем.
Надежда Ковальчук – мама Лили шьет военную форму после войны
Надежда Ковальчук – мама Лили шьет военную форму после войны
"Звезды на погонах тогда сами вышивали. Мама поручала это мне. У меня до сих пор сохранились эти нитки", - говорит Лилия Яковлевна.
Звание Города-Героя Керчь получил 14 сентября 1973 года. В 1974 году в город приедет министр обороны Андрей Гречко, чтобы торжественно вручить Керчи "Звезду Героя" и орден Ленина.
Лилия Яковлевна Тимошенко показывает фотографии военных лет из семейного архива
Лилия Яковлевна Тимошенко показывает фотографии военных лет из семейного архива
Лилия Яковлевна всю жизнь будет искать отца, но так и не найдет:
"Мама мне говорила, что его нет под землей: у нас на выходе из порта в море до сих пор находят военные суда. Но даже не все бойцы носили именные медальоны, а отец тем более – он был из гражданских".
Закладка капсул со священной землей городов-героев Минска, Керчи, Новороссийска у Могилы Неизвестного Солдата. Мемориальный блок со священной землей города-героя Керчь. - РИА Новости, 1920, 11.04.2024
Фашисты спасались бегством: как освобождали Керчь
20 апреля Лилии Яковлевне Тимошенко исполнится 84 года. Сейчас она работает заместителем председателя Общественной организации ветеранов и инвалидов войны, труда, военной службы, правоохранительных органов (пенсионеров) города-героя Керчь. Со своими коллегами они проводят работу по сохранению памяти о героических сражениях, которые велись на территории Керчи 80 лет назад, для последующих поколений.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала