Радио "Спутник в Крыму"
Эксперт оценил риски роста цен на кофе в России

Резкого и масштабного роста цен на кофе в России в 2024 году не будет – Чантурия

Подписывайтесь на РИА Новости Крым
СИМФЕРОПОЛЬ, 17 мая – РИА Новости Крым. Россия закупает весь кофе за рубежом, и почти на 100% это исключительно сырье, которое перерабатывают и фасуют в нашей стране. Как изменятся цены на кофе в РФ во второй половине 2024 года после скачка стоимости сортов-лидеров на кофейных биржах и почему не стоит бояться роста фальсификата продукта – об этом в эфире радио "Спутник в Крыму" рассказал генеральный директор российской ассоциации производителей чая и кофе "Росчайкофе" Рамаз Чантурия.
На днях ряд экспертов транспортной отрасли и банковского сектора спрогнозировали рост цен на все виды кофе в России на 15–25% в ближайшие несколько месяцев. Речь шла о существенном подорожании растворимого кофе и продукта в сегменте бюджетных сортов на 25–35%. Меньший скачок (15–25%) прочили кофе в сегменте премиум.

Беспокойства напрасны

По словам Чантурии, среди экспертов в области кофейной индустрии "такого однозначного прогноза на самом деле нет".
"Дело в том, что кофейный рынок достаточно конкурентный. И в такой среде каких-то однозначных цифр и прогнозов на то или иное увеличение цены дать никто не может. С профессиональной точки зрения это выглядит очень некачественно. Поэтому я хочу успокоить: однозначного у всех и одномоментного подорожания, конечно же, не будет, и беспокойства здесь абсолютно напрасны", – сказал Чантурия.
По его словам, это объясняется тем, что ситуации на производстве у компаний разные. А значит, отличаются и их реакции на изменения условий производства, дистрибьюции или закупок, что сказывается на себестоимости.
"Поэтому подорожания, когда случаются, происходят в разных сегментах по-разному, у разных брендов по-разному и в разное время. И, как правило, сглаживаются в течение года", – добавил он.

Чего ждать рынку кофе и его любителям

Первое полугодие 2024 года для кофейной индустрии действительно "сложилось довольно напряженным", отметил Чантурия. Это связано с тем, что Вьетнам до 20% сократил экспорт кофе, урожай которого был не очень хорошим из-за засухи.
"А Вьетнам – второй в мире производитель кофе и крупнейший производитель кофе робуста, подчеркнул эксперт. И все это привело к тому, что биржевые цены в первом полугодии были очень высокие, а на робусту экстремально высокие", – сказал Чантурия.
Робуста и арабика – два самых значимых сорта, которые являются движущей силой рынков, причем они взаимосвязаны. Поэтому, когда "биржевые торги на робусту стали показывать очень стремительный рост, вслед за этим стала дорожать и арабика", пояснил эксперт.

"Тем не менее биржевые торги отличаются как взлетами, так и падениями. И за последние несколько дней мы увидели существенный откат цены и робусты, и арабики вниз. Не достигли они каких-то совсем низких значений, но и пиковых уже нет. И, по прогнозам мировых экспертных организаций, второе полугодие в части производства сырья в мире ожидается благоприятным", – спрогнозировал эксперт.

В итоге цены на кофе, скорее всего, останутся на довольно высоких значениях, но будут балансировать на верхней границе среднего ценового коридора, и каких-то экстримов больше не случится, добавил Чантурия.
Что касается стоимости кофе в магазинах и кофейнях в России, то "то к этому вопросу тоже надо подходить аккуратно", не делая однозначных и масштабных прогнозов, считает эксперт. Прежде всего, потому, что на цену готовой продукции влияет очень много факторов, не связанных с кофейным сырьем, хотя оно и является одним из ключевых элементов формирования себестоимости, добавил он.
При этом следует учитывать, что Россия закупает за рубежом преимущественно сырье, которое перерабатывается и фасуется уже в нашей стране, подчеркнул Чантурия.
"Поставки, как правило, идут из разных стран. Но основных и ключевых партнеров у нас много. По кофе это Бразилия, Вьетнам. По чаю – Индия, Шри-Ланка, Кения, Китай. Практически 100% мы закупаем. И почти вся переработка массовой продукции осуществляется на территории России", – указал эксперт.
По словам Чантурии, повышение цен не в интересах производителей, и российские бренды будут стараться удержать производство, при этом не потерять клиентов и не допустить ущерба качеству товара.
"Производители пытаются максимально сохранить качество продукта, избежать значительного его удорожания, чтобы это не привело к снижению потребления. Для этого придумывают разные способы, абсолютно легальные, чтобы дать возможность потребителю наслаждаться продуктом", – поделился эксперт.
В частности, уважающие себя производители не меняют рецептуру, чтобы сохранить или даже повысить цену в усложнившихся условиях работы, так как это "гарантированно снижает потребление продукта", рассказал Чантурия.
Для компенсации роста цены они используют многие другие возможности. Например, сокращают рекламные бюджеты или меняют упаковочные материалы, отдавая предпочтения хотя и качественным, но менее эффектным и дорогим.
Потому любители кофе, как правило, не ощущают повышения остро, заключил эксперт.
Читайте также на РИА Новости Крым:
В Крыму подешевели яйца и подорожали медикаменты
Из студий в коттеджи: что ждет рынок недвижимости Крыма
Рекомендуем