СИМФЕРОПОЛЬ, 26 мая – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. Высший совет ЛДПР, как и ожидалось, поддержал выдвижение Леонида Слуцкого на пост председателя партии. Новоизбранный руководитель фракции либерал-демократов в Госдуме воспринимается как консолидирующая фигура, способная эффективно организовать работу партии после смерти ее основателя и многолетнего лидера Владимира Жириновского. В пользу Слуцкого играют серьезный политический опыт, определенная известность, хорошо выстроенные личные отношения с властными верхами, умение находить спонсоров либо самому выступить в качестве такового. Завтра его кандидатуру рассмотрят на съезде.
И все же с уходом Жириновского перспективы ЛДПР пока выглядят довольно туманными, учитывая определяющую роль Владимира Вольфовича. Какое будущее может ожидать партию с новым лидеров – в материале РИА Новости Крым.
Распад и политическое небытие
"Мне ни одного сменщика на всей планете Земля не подготовит никто!", – заявил однажды Жириновский. И был прав. Популярность ЛДПР во многом была обусловлена не идеологией, а симпатией многих к яркой личности лидера. И дело не только в радикализме и популизме, коих у него было в избытке, на одном этом далеко не уедешь. Он часто говорил то, что другие боялись сказать. Это было одним из слагаемых успеха партии и ее лидера.
ЛДПР – классическая партия вождистского типа с авторитарным стилем управления, которая с уходом лидера неизбежно сталкивается с угрозой распада и исчезновения. А ЛДПР вообще создавалась самим Жириновским и под Жириновского. С его именем она все эти годы и ассоциировалась у россиян.
Пережить основателя и стать по-настоящему партией возможно. Но если лидер будет обладать необходимыми качествами. Приходится констатировать, что ни один из вероятных претендентов на роль нового председателя ЛДПР, от Слуцкого до Дегтярева, несопоставим с фигурой Жириновского по харизме, известности и умению эффективно лавировать между электоратом, кремлевскими кабинетами и спонсорами.
Во многом это ошибка самого Владимира Вольфовича, который не озаботился подготовкой преемника. На этом фоне пессимисты сулят либерал-демократам серьезное снижение популярности, обострение внутрипартийной борьбы за лидерство (она по сути началась сразу после смерти Жириновского), отток спонсоров и как следствие – медленное угасание с полным исчезновением.
С потерями, но без фатальностей
Но все же есть основания полагать, что судьба партии будет не столь трагична. Жириновский ушел, но оставил после себя серьезное наследие в виде достаточно разветвленной и отлаженной сети региональных структур, фракций в Думе и заксобраниях субъектов, лояльности Кремля, налаженных связей со спонсорами, ядерного электората, перспективных молодых кадров.
Главное теперь – умело этим наследием распорядиться. Леонид Слуцкий, который считается главным претендентом на руководящий пост в ЛДПР, хоть и не обладает харизмой Жириновского, но имеет определенную популярность в обществе, опыт и авторитет в политических кругах, наработанные во главе думского комитета по международным делам. Кроме того, Слуцкий во главе ЛДПР – это не только консолидирующая фигура, но и обеспечение стабильного финансирования партии благодаря связям и личному капиталу. Это наверняка обеспечит выживание политсилы, по меньшей мере, в обозримой перспективе.
Кроме того, в сохранении ЛДПР наверняка заинтересованы в Кремле, во многом в силу упомянутого выше значительно наследия партии и ее удобства в качестве политического партнера. Весьма ценный актив, и было бы ошибкой позволить ему просто так исчезнуть без понимания, куда рассосется электорат. Можно предположить, что в президентской администрации в случае необходимости предпримут действия, чтобы ЛДПР не развалилась.
Безусловно, потери будут. Прежде всего, рейтинговые. Часть избирателей перейдет к обновленной "Справедливой России – За правду", что-то, возможно, "откусят" "Новые люди" и " Родина". Но электоральное ядро преданных сторонников, скорее всего, останется. За нее продолжат голосовать по инерции и хотя бы из уважения к памяти основателя ЛДПР. Поэтому для нового руководства крайне важно хотя бы на первых порах поддерживать бренд Жириновского, использовать в публичной работе не только его образ, но и риторические приемы. Ведь Владимира Вольфовича избиратели любили прежде всего за прямоту и смелость.
Важно и то, в какой форме будет осуществляться руководство партией на начальном этапе. Будет ли это коллегиальный орган, создание которого Жириновский сам анонсировал несколько лет назад, или ЛДПР останется партией вождистского типа? Первый вариант снижает риски внутренних склок, второй – близок и понятен базовому электорату и более удобен Кремлю и спонсорам.
Слияние с другой партией
Сценарий маловероятный, как минимум на ближайшую перспективу. Сам Жириновский был категорическим противником объединения ЛДПР с какими-либо политсилами. А его заветы либерал-демократы, несомненно, будут чтить. Умелое и грамотное поддержание культа Жириновского – одно из важных условий выживания партии.
Но ничто не вечно под луной, а политическая конъюнктура – тем более. И вариант объединения с другой партией может стать вполне реальным. В особенности, если электоральные потери ЛДПР достигнут критических значений и под вопросом окажется преодоление проходного барьера на думских выборах. Аналогия напрашивается: недавнее слияние "Справедливой России" с партиями "За правду" и "Патриоты России". Для справедливороссов, стабильно терявших популярность и балансировавших на грани 5%, альянс сослужил хорошую службу. Интерес к партии оживился, влилась "свежая кровь", подтянулась некоторая часть левого электората. Благодаря этому "СП" сохранила представительство в Думе и получила шанс на выживание под обновленным брендом.
Ждет ли ЛДПР такой же путь? Снижение рейтинга, как уже говорилось выше, очень вероятно, можно даже сказать, практически неизбежно. А за этим может последовать и уменьшение финансовых вливаний, и усиление на этой почве конфронтации внутри самой партии. Но насколько это станет критичным для либерал-демократов, еще вопрос. Да и с кем возможно подобное объединение, тоже пока не особо понятно. Возможно, с "Родиной", которая не только играет на том же правом консервативно-патриотическом поле, что и ЛДПР, и использует почти ту же риторику. При этом "Родина" вполне способна успешно работать и с левым электоратом.
Возможности создать собственную фракцию в Госдуме у нее пока невысоки, но в союзе с ЛДПР шансы провести своих представителей в ГД заметно возрастут. Впрочем, пока этот вариант возможен лишь гипотетически. Да и само создание такого альянса зависит не только от желания и воли руководства их непосредственных участников…
В общем, хоронить ЛДПР преждевременно. Как минимум до следующих парламентских выборов, которые пройдут аж в 2026 году, она продолжит жить и работать, хоть и с некоторыми потерями, но без радикальных изменений внутренней системы. Но эти четыре года будут непростым испытанием для нового лидера. Сохранить и продвинуть – эти задачки станут для него основными.