Валерий Волков
СИМФЕРОПОЛЬ—МОСКВА—СИМФЕРОПОЛЬ, 21 мая - РИА Новости Крым. Наш корреспондент проехал на автобусе из Симферополя в Москву и обратно и поделился впечатлениями.
Как найти и погрузиться
"На Симферополь?" — понимающе улыбнулась и спросила женщина в кассе. "Да, а как вы узнали?" — "А вы выглядите по-другому, кто на Крым едет, чем те, у кого короткие рейсы..."
Таксисты не знают, где в Москве автовокзал, и едут строго по навигатору, который почему-то ведет совсем не к той стороне здания. Ругаешься и волочишь чемодан.
Досмотр, багаж, лифт на шестой этаж. "Ну, надеюсь, там уже тепло". – "Тепло, но не жара". – "О! Вы тоже в Крым?" — три мужика заинтересованно смотрят на пассажира в лифте.
Перрон, паспорта, билеты, погрузка.
В условиях отсутствия самолетов на южном направлении, билетов на поезда часто нет от слова совсем либо многим они уже не по карману. Да и выбор невелик. Кто-то вышел из возраста, когда плацкарт – это романтика, компания, поцелуи в тамбуре, кто-то не хочет мучиться полтора суток в купе, а СВ в продаже не найти.
"Как на автобусе?? А вены, спина, попа?" — ужасаются знакомые.
Да, все так. Автобус Москва – Севастополь. 28-30 часов в пути. Если повезет. Тут не рельсы, тут пробки. До Симферополя на два часа меньше. До Керчи еще на два часа поменьше.
Люди садятся на междугородний рейсовый автобус
Да, автобусы для худых и выносливых. Пожилым, полным людям будет скорее мучение. Но для тех, кому интересно, — это совершенно иной взгляд на жизнь! И если пассажиру не хочется лежать на полке 30 часов или задумчиво гулять по захватывающему коридору вагона, автобус – это интересно.
На Буденновск и Донецк
Поезд – это дорога, автобус – приключение. Ты едешь по другой дороге, видишь города, станицы, это другой ритм, где туалеты и душ на остановках (20-25 и 100-150 рублей соответственно). Сразу видно, как выглядит тот или иной регион, что там делается или не делается для жизни людей. Заодно можно и страну посмотреть. Тоже полезно.
— Тяжело может быть по возрасту или тем, у кого заболевания, кто не выдерживает, все-таки сидя ехать больше суток. Это удел более молодых. Или, скажем так, оптимистично здоровых. Которые относятся к своим болячкам так: пройдут, глаза видят и слава Богу, слышу – уже хорошо, ноги болят, но ходят же! Все остальное, особенно молодежи – экономно, бюджетно, весело!
Анна – путешественница с большим стажем, в основном ездит в Крым на автобусе – там у нее живут дети и внуки. "Мне нравится, - говорит она. – Но путешествие зависит обязательно от компании, которая вас везет, от класса водителей, комфортности. Если все срастается, как в сегодняшнем рейсе, водители замечательные, автобус комфортный, зарядка – пожалуйста, чай-кофе – наливай, то есть никаких проблем, приятно ехать. И еще зависит от атмосферы в автобусе. Вот в нашем рейсе попались все хорошие".
...Остановка. Несколько автобусов. Подходит автобус на Буденновск, отходит на Донецк. На автобусе – телефоны компании с украинским и московским кодом. Какие-то другие лица... они сейчас едут туда, где стреляют... Из Москвы, где тихо и только строят-строят… Буденновск, который имеет свою трагедию в истории. И наш, на Крым. Тоже свой путь… И все они встречаются у столовой-душа-туалета где-то под Тулой.
© РИА Новости Крым
Автобус Москва-Донецк под Тулой
Прошла колонна. Машины с номерами, странно, ничего, тут пока можно, ближе к границе их либо снимут, либо закрасят... Эх, ребята, куда б вы путь ни держали, храни вас Бог…
Водитель должен видеть все
Водители Александр и Юрий. Один приехал в Москву из Приднестровья, второй – из Крыма. Теперь они ездят эти тысячи километров, возят людей. Каково это?
— Есть хорошие люди, есть не очень, - говорит Александр. — Бывает, и пьяные заходят, начинают дебоширить. А так… Дороги, города… Знакомство с людьми происходит, общение. Но к каждому человеку нужен свой подход. Кому-то что-то неудобно, иногда кого-то тошнит, нужно пересадить. Тогда можно попросить впереди сидящего человека культурно, чтобы он пересел назад, а того человека, которого укачивает, пересадить вперед. Бывает, люди не соглашаются, но компромисс всегда можно найти, было бы желание.
— А тип людей какой?
— Все разные. Но сейчас, к сожалению, люди обозленные, неблагодарные. Денег нет, того нет. А виноват всегда водитель. Во всем, что бы ни происходило. Почему, я не знаю, хотя стараешься, чтобы все было хорошо. Бывают такие люди, например, играет тихонечко музыка, а пассажир может подойти сказать – мне вера не позволяет, выключи музыку. Человеку говорят, вы не один в салоне, а пассажиру все равно. Пьяного человека мы можем высадить, имеем право составить акт. А если человек трезвый просто кричит, что ему не нравится, мы его не можем высадить. Вот и приходится терпеть всю дорогу, молчим, едем, с плохим настроением и водители, и остальные пассажиры…
…На одной из ночных остановок автобуса на Москву в салон зашел молодой парень. Тихий такой с виду, довезите, говорит, меня до Москвы. И тут Юрий рыкнул на него: выйти из автобуса!
— Юра, вот зашел парень, вроде бы спокойный. А вы потребовали, чтобы он вышел. А вдруг это какой-то несчастный?
— Нет, по нему видно, что он не несчастный, - твердо говорит водитель. — Когда несчастный, он стоит возле автобуса, просит, но не заходит в автобус.
А еще, добавил Юрий, руки у него были в карманах, значит, непонятно, что там может быть, да и отвезти просил то в Севастополь, то в Москву.
— Получается, водитель должен быть еще и психологом?
— Все водители, которые работают с людьми, — психологи, - уверен Юрий. — Потому что кто-то начинает тебе хамить – надо ему ответить, успокоить, а кому-то наоборот – надо поднять настроение.
— А когда идете по трассе вот так, какие мысли?
— Красота, природа – это ж всегда красиво.
— А водитель, следя за дорогой, успевает ее увидеть?
— Водитель должен видеть все! Справа, слева, впереди и сзади. Для этого и водитель.
— Ну, а есть мысли, например, уйти работать таксистом или на трак?
— Я 22 года за рулем автобуса. Из меня никакой дальнобойщик или таксист не получится. Недаром говорят: дальнобойщик никогда не станет автобусником, а автобусник – дальнобойщиком. Посади меня одного ездить – я завою через день-два. Я всю жизнь работаю с людьми.
Солнце, небо, лица
Воронеж, предночное небо, Ростов автобус проходит ночью, наступает утро. Другое солнце, небо, другой воздух. Люди выползают на первую утреннюю остановку. По-разному. Одни с оханьем, другие с улыбкой – ночь прошла. Кубань. Ухоженная, сытая, засеянные поля, хорошая инфраструктура. Крым часто сравнивают с Краснодарским краем. Рано. Очень много еще нужно сделать полуострову.
— В автобусе можешь пообщаться, видишь очень интересные пейзажи за окном, красоту городов, - продолжает Анна. — Вон Краснодарский край и воронежские земли – я уже лет пять езжу и всегда ухоженные поля, это радует.
А еще видно, как меняется настроение пассажиров. В Крыму все садятся расслабленные, улыбаются, шутят. В Москве садятся, весь автобус – лица суровые, напряженные, думаешь, как доедем, маршрут длинный, непростой. Вот вам и Москва. Все как натянутые струны...
К Воронежу лица начали меняться, люди стали общаться, шутить, уступать друг другу.
Крымский мост, досмотр. Погнали! Крым, привет тебе!
© РИА Новости Крым
Пункт досмотра транспорта на Крымском мосту