СИМФЕРОПОЛЬ, 17 мая – РИА Новости Крым. Расширение НАТО за счет включения в альянс новых членов, в том числе Финляндии и Швеции, имеет далеко идущие цели, направленные уже не столько против России, сколько против Китая. И подобный расклад крайне нежелателен для Турции. Такое мнение в эфире радио "Спутник в Крыму" высказал доктор политических наук, заведующий кафедрой "Политические науки и философия" СевГУ Александр Ирхин.
По мнению Ирхина, расширение НАТО уже не работает на единство так, как это было в годы существования СССР, против которого Североатлантический альянс и создавался. Безусловно, сегодня, как и прежде, эта организация является системой сдерживания Москвы, которая время от времени становится "элементом европейской безопасности". Тем не менее все, что сегодня делается Западом под эгидой США для расширения НАТО, отвечает более далеко идущим планам, с ней не связанным, считает эксперт.
"Расширение НАТО проходит сейчас в рамках той линии сдерживания России, которая была и до НАТО. Но силы перемещены в Юго-Восточную и Восточную Азию – в регион Большого Китая. В этом плане американцы пытаются через игру против России в дальнейшем стратегически создать новый альянс – против Китая. В Китае, я думаю, это понимают", – сказал Ирхин.
В контексте происходящего Турция, к которой сейчас приковано большое внимание как к стране, блокирующей расширение НАТО на примере вступления в альянс Финляндии и Швеции, продолжит играть на противоречиях складывающихся коалиций, считает Ирхин. "Она всегда будет сидеть на двух, а иногда даже на трех стульях. Мы должны к этому привыкнуть", – заметил он.
Тем не менее, если на дипломатическом уровне турки решат не препятствовать расширению НАТО в Южной Европе, на уровне реальной политики "они будут делать все, чтобы этого не произошло". Не позволить этому произойти Турция пытается уже сейчас, высказываясь против расширения НАТО в Балто-Черноморской дуге, так как это – прецедент, считает эксперт.
"Это прецедент, который крайне нежелательный для Турции по причине того, что если это произойдет в Северной Европе, то произойдет и в Южной. И тогда турки потеряют свою эксклюзивность и особую позицию в западном блоке, который строится несколько столетий для сдерживания России, а сейчас в том числе для "проснувшегося" Китая", – сказал Ирхин.
В этой системе сдерживания Турция – крайний южный фланг и самое сильное государство Черноморского региона, благодаря чему имеет эксклюзивные права и возможности в западном блоке. Однако уже есть Украина, Грузия и Молдова, стремящиеся в НАТО, которые в случае принятия станут гораздо более "сговорчивыми членами альянса", чем "капризная Турция", рискующая в случае дальнейшего расширения потерять свою значимость для партнеров, пояснил Ирхин.
И это очень важный аспект – "тяжелая артиллерия", говорит политолог. Несмотря на то, что Турцию по-прежнему волнует вопрос снятия с нее санкционного давления Запада, которое она испытывает уже несколько лет, а также признания западными партнерами Курдского национального движения террористами, которое они, по сути, поддерживают.
Ирхин подчеркнул, что сегодня России и Турция имеют много единодушия во взглядах на развитие Черноморского региона, поскольку ни та, ни другая страна не заинтересована в развертывании здесь военно-политической нестабильности. А именно этого добивается Запад, прежде всего в лице США, раскачивая и подпитывая противостояния.
"И в этом плане закрытие черноморских проливов Турцией для всех сейчас работает, безусловно, на нас и на стабильность. Позволяет нам спокойно спать здесь, в Крыму, находясь за линией горячей фазы специальной военной операции", – заключил эксперт.
Ранее Турция в лице президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана дважды официально выступила с заявлением о том, что не смотрит позитивно на вступление Финляндии и Швеции в НАТО, дав понять, что никакие переговоры с этим странами не изменят ее позиции.
Позже, 17 мая, в верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель высказал уверенность в том, что барьер, поставленный Турцией в данном вопросе, НАТО удастся преодолеть.