СЕВАСТОПОЛЬ, 10 апр – РИА Новости Крым, Анна Петрова. Новые европейские санкции, направленные на ослабление судоходных компаний РФ, могут ощутимо ударить по экономике страны, поскольку у России нет своего сильного океанского торгового флота. И на решение этой проблемы потребуется время. Такое мнение РИА Новости Крым высказал руководитель Международного морского бизнес-форума SIMBF, эксперт федеральной программы по трансформации делового климата России Алексей Малько.
Совет ЕС 8 апреля опубликовал пятый пакет антироссийских санкций, введенных в связи с украинским кризисом. В числе них – запрет на грузовое и транспортное сообщение с Россией и Белоруссией, в том числе транзитом через ЕС, на заход российских судов в европейские порты. Евросоюз запретил импорт из России древесины, цемента, удобрений, морепродуктов, а также угля – с августа текущего года. Под санкции не попали суда, транспортирующие медицинские, сельскохозяйственные и пищевые товары, включая пшеницу, а также гуманитарные грузы.
По мнению Малько, происходящее, несмотря на свою некоторую недосказанность, – нехороший знак для морского сообщества России. Это определенные репутационные издержки, особенно ощутимые сегодня, когда Россия борется за то, чтобы суда переходили под ее флаг, говорит эксперт. Но главное, что изменения, которые коснутся судовладельческих компаний, для многих не пройдут бесследно.
"Одна из основных задач пятого пакета санкций – ослабление российских судоходных компаний, снижение их международной конкурентоспособности и, как следствие, сокращение персонала и флота. Далее – разрыв логистических цепочек, экспорта российской продукции и, соответственно, валютных поступлений в бюджет России", – поясняет эксперт.
Выручка у российских судоходных компаний должна упасть, а значит, снизятся темпы развития отечественного флота, замечает Малько. Все это отразится и на развитии предприятий, производящих товар, и на работе портов, загрузка которых существенно уменьшится, как и их прибыль.
По словам Малько, доля судов под российским флагом в общем мировом объеме относительно небольшая. Ситуация усугубляется тем, что у России нет как такового океанского торгового флота, а часть существующего ходит под иностранными флагами.
"У нас в России в основном флот "река – море". Это небольшого тоннажа суда, у которых расстояние перевозки невелико, они не "атлантические": мы не можем выйти, скажем, из Новороссийска и дойти до Бразилии или Индии – таких единицы. Наши суда ходят внутри, по рекам, а также в Африку и Европу. Сейчас только часть судов попала под санкции, но теперь все судовладельцы будут переживать", – считает Малько.
У проблемы есть два пути решения, полагает он, и оба их нужно использовать.
Первый заключается в ускорении импортозамещения в секторе судового и корабельного оборудования. Второй и главный – строительство в России отечественного океанского торгового флота.
"Для этого необходимо стимулирование развития частных и государственных российских компаний, а также аффилированных с ними международных глобальных компаний, способных перевозить грузы в любую точку мира, помимо Европы", – убежден Малько.
После начала российской спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины Запад усилил санкционное давление на Москву. Под ограничения попали крупнейшие банки, многие бренды объявили об уходе из России, в Европе громче стали звучать призывы снизить зависимость от российских энергоресурсов.
По словам президента Владимира Путина, такие действия Запада направлены на то, чтобы ухудшить жизнь миллионов людей. США и Евросоюз фактически объявили дефолт по обязательствам перед Россией, заморозив ее валютные резервы, добавил глава государства. Однако санкционное давление на РФ уже обернулось экономическими проблемами для США и Европы, вызвав серьезное подорожание топлива и продуктов. К тому же на введение ограничений Россия отвечает зеркально и принимает контрсанкционные меры.