Туризм

Военно-морской курорт: как и где отдыхают в Севастополе

Подписывайтесь на РИА Новости Крым
РИА Новости Крым, Алла Дружинович, Наталья Назарук, Валерий Волков

Многоголосый портрет

Бухты изрезали низкий берег – приходит на ум ахматовское, когда смотришь на карту города. Море повыкусывало узкие клинья бухт (не считая омегообразной Круглой, в народе именуемой Омега). "Севастополь по площади больше Москвы!" - слышишь в топике гордую фразу в ответ на свое сетование на эти пустыри и гаражные фавелы между вполне городскими районами.
Может, и больше. Но на свежий взгляд – это город-мозаика, город-эклектика. Флот. Древняя крепость. Музей. Пляж. Спальный район. Исторический центр. Пустырь. Стройка. Античные руины. Пустырь. Гаражи. Шикарный спальный район. Корабли. Пляж. Виноградники. Штольни. Музей. Пустырь…
Как будто тебя вместе с автомобилем поместили внутрь крутящейся панорамы калейдоскопа. Только синим тут и там затянут горизонт. Как можно не купаться в море летом, вот же оно!
По карте не сразу сообразишь, но у города есть южный берег и западный. И Северная сторона. И везде всё по-разному. Сходу понять, где купаться – непросто. Разбираемся на месте.
Западный Крым-2021: альтернатива, любовь, грязь - что здесь находятЛето к середине выдало весь ассортимент "прелестей". Штормовая волна ковида, холодный июнь, серия потопов, закрытые пляжи и грязное море на южном побережье, комары, "низовка", охладившая море до +15 градусов, и, на сладкое, 40-градусная жара. Южный берег Крыма захлестнуло водой, западный – волной туристов...

"Этот город еще несколько лет назад был памятником, точкой с достопримечательностями, местом базирования военных. Но никак не курортом. Заехали на день, осмотрели Панораму, посмотрели парад, сфотографировались у Графской пристани, поехали дальше. Лишь последние года три Севастополь стал рассматриваться как город южного туризма, временного или постоянного. Сначала сюда на жизнь стали перебираться пожилые люди с материка, уставшие от промозглости и серого неба 10 месяцев в году. Или сами, или с помощью детей они покупали здесь квартиры и оседали. Дожить под южным солнцем", - говорит Андрей из Москвы.

"Ну, с этим поспорю! – семья Ирины принимала курортников в Севастополе в течение трех десятилетий. – Очень много с Украины семей приезжало, со многими по-настоящему подружились, расписывали лето, кто и когда приедет. Из Сибири семьи. Мини-гостиниц тут много, и они не в 2014 году появились. И таких частников, как мы, полным-полно с тех пор, как город открыли в 1995-м. Кстати, с Украины и сейчас приезжают".
Андрей и Ирина сходятся во мнении: после 2014-го в Севастополь стали наезжать те, кто бывал здесь в советские времена, когда город был еще тихим, чопорным, закрытым. Кто служил здесь при Союзе, бывал в разные годы. Вспоминали тишину Херсонеса, прогулки по бульварам…
А затем возникли те, кто хочет быть в двух городах одновременно. Например, в Севастополе и Питере, в Севастополе и Москве. И их все больше, они приезжают на 3-5 месяцев, потом возвращаются в холод. Приезжают вновь. Или работают в Крыму, постоянно навещая семьи на севере. И чопорный, по-военному строгий Севастополь начал превращаться в динамичный, деловой Севас.
Артбухта в Севастополе

Хабалки, куркули, интеллигенция

Дарья – уроженка Джанкоя, постоянно живет в Москве, недавно купила квартиру в новом доме с видом на Херсонес.
"За столько лет я знаю массу вариантов, как уютно разместиться в Севастополе, но решила купить жилье, притом, что в Москве живу в съемном", - говорит она.
"Те, кто обладает культурным потенциалом и хотят жить на юге, рассматривая для себя постоянный или временный переезд, скорее предпочтут Севастополь, - рассуждает уроженец Севастополя Андрей. - Это выбор в пользу культуры, истории. Человеческий капитал в Севасе, действительно, более высокий, чем в других местах Крыма".
Севастополь
А как же Ялта, казалось бы?
"Не, - отмахивается Андрей. - Ялту интеллигенты либо не тянут, либо не хотят. Там мало что осталось от интеллигентности..."
Хотя нельзя сказать, что наивно-нахальная хабалистость не встречается и в Севастополе.
У Памятника затопленным кораблям, громко:
"Тю! А на фотках он такой здоровенный! А тут такая цяточка! Тоже мне"…
В давке на Приморском в День ВМФ кто-то вскрикивает: "Пропустите, пожалуйста, ребенку корабли не видно, мы аж с Чукотки ехали на этот парад посмотреть…". А в ответ непробиваемое, с южным акцентом и локтем под ребра: "Та мы и сами из Чукоткы, шо вы лезете, нам тоже не видно!".
Но флот, как становой хребет, держит осанку города. Из классов кадетского училища видны белые яхты на синих волнах. Строем проходят матросы по Приморскому. Иллюзия движения притаилась в линиях серых бортов боевых кораблей в бухте.
В историческом центре на каждом шагу туристы, которым нужны море, солнце и пляж. Они не бросаются в глаза друг другу – но дико раздражают коренных жителей развязностью и деятельным любопытством. Куда благосклоннее воспринимают тех, кто ищет здесь спокойствие Тосканы и бывает, находит хемингуэевский кайф в хорошем бокале вина с бликом уходящего за холмы солнца.
"Мечтаю купить хибару в Учкуевке или в Любимовке, - говорит Юрий, который уже девятое лето подряд приезжает в отпуск из Ульяновска. – Чтобы летом приезжать с друзьями, принимать все лето у моря гостей, а зимой – в тишине тут работать. Подыскиваю варианты, деньги коплю".
Застройка Севастополя: конфликт между красотой и деньгамиСевастополь живет по Генплану 2005 года, который сильно устарел. Новый пытаются принять уже несколько лет, но никак. Первый проект прошел общественные слушания еще в 2017 году и получил множество замечаний. Был отправлен на доработку... и больше его никто не видел.

Виноградники, а не Тоскана, лаванда, а не Прованс

"Я тут впервые. У меня пока в голове просто топонимическая каша: Инкерман, Балаклава, Кача, Фиолент, Радиогорка, Херсонес, Казачка, Омега… Успел побывать где-то мимолетно, по верхам. Хочется систематизировать, для себя разобраться", - Игорь на арендованной машине путешествует с товарищем-европейцем. Рафа из Испании, живет в провинции Аликанте, и Крым предсказуемо поразил его внешней схожестью с родиной, не считая запустения и бардака.

"Природа похожа очень, но все эти стройки, нет какого-то единого плана, порядка", - говорит он. Рафа дегустирует все местные вина и делает фото в соцсети на тему "Угадайте, где я?" И никто из его друзей-испанцев не угадывает, что эти холмы с виноградниками в закатных лучах – не Италия, эти лавандовые поля до горизонта – не Прованс, этот скалистый берег – не Греция.

Лавандовые поля в Крыму
На вопрос о купаниях в море друзья рассмеялись.
"Фиоленто! Санта Джорджо! – закричал Рафа. – Больше никогда!"
"Мы спускались на знаменитый Яшмовый пляж от монастыря Святого Георгия по этим ужасным ступеням, – поясняет Игорь. – Машину оставили наверху. Когда спустились, у меня ноги гнулись коленями назад с непривычки. Очень красивый пляж – но потом нам пришлось подниматься обратно! А местные туда приплывают на катерах из Балаклавы, примерно за 250 рублей с человека. Мы даже хотели уплыть в Балаклаву и оттуда на такси вернуться за машиной!"
Ступеньки да, это отдельная достопримечательность Фиолента. Но если раз спустился и поднялся, можно гордиться собой – такие физупражнения не скоро забудутся.

Фонтан названий

Если спрашиваешь у севастопольца, где в городе искупаться, лучше приготовить заранее диктофон или стенографистку: на тебя сойдет лавина советов! Оказывается, вариантов масса, у каждого горожанина свои излюбленные местечки. Кажется, из этого ассортимента можно выбрать идеально подходящий пляж для любой цели и компании.
"Завяжите мне, пожалуйста, купальник", - обращается к вам пожилая, загорелая до бразильских оттенков дама в панаме. На вид ей лет 70 было в год распада СССР. Опираясь на клюку, она по скользким ступеням, трясясь, идет к воде у самого Памятника затопленным кораблям. И – раз! – уже элегантно рассекает волны. Круто, бабушка!
Здесь есть риск украсить купальник нефтяным пятном – в бухте постоянно ходят и военные корабли, и буксиры, и паромы… Но горожанам преклонных лет, живущим в центре, проще всего сюда – две остановки на троллейбусе, а то и одна. И внучат сюда ведут. Неподалеку – обустроенные пляжи мыса Хрустальный, там полно людей, настоящее тюленье лежбище. От дикого и экстремального Фиолента с высокими осыпающимися берегами до пляжей Учкуевки, куда традиционно едут семьями, от деревушек на Северной до Ласпи на юге – моря в Севастополе много, надо только выбрать по себе.
Пляж на Северной стороне Севастополя

"Дорого-богато" и "милое быдлячество"

Те, кто ищет в Севастополе отели мировых "сетевиков" вроде Хилтона и Рэдиссона, их не найдут. Где остановиться на неделю-другую? Крупных гостиниц лишь две, мелких много, но они не всех устраивают по уровню сервиса.
"А как же три звезды, которые мы обычно брали в Тоскане?!" - удивленно выкатывают глаза те, кто повидал мир и теперь поехал по родине, пока все остальное дорого-закрыто.
"У нас есть "дорого-богато", а мелкие гостиницы в Севастополе – это какая-то смесь совка и украинского прошлого, - разводят руками сами горожане, побывавшие в своей жизни дальше Перекопа. – В общем, помесь прошлого с прошлым…"
При упоминании мыса Фиолент одни стыдливо опускают глаза, другие изображают на лице деловую озабоченность. "Милое быдлячество", назвал один севастополец то, во что за годы Украины превратили красивейшее, уникальное место: адский Шанхай, который продолжает множиться и строиться. Жалко и больно…
Есть еще одна особенность, которую нужно учитывать.
"Почти все достопримечательности, гостиницы и объекты культуры расположены на юге, а лучшее море – на севере. То есть в любом случае придется ездить: или от моря к достопримечательностям, или наоборот, - объясняют местные. – Бензина уходит уйма".
Да и доступных пляжей – боль для севастопольцев – становится все меньше. Где-то доступы к морю закрывают богатые, где-то – военные.
Степи, курганы, шашлык: кого тянет в юго-восточный КрымСтепные пейзажи плавятся от июльской жары. В прохладе навесов, растянутых над пластмассовыми столиками, обедают утомленные курортники. Сезон-2021 в разгаре. Какой он – отдых на юго-востоке Крыма? Сколько стоит и стоит ли он того? Опустошив тарелку с окрошкой, идем искать ответы.

Перерыто-перекрыто

В городе сейчас идет бум реконструкций. Горожане ждут их окончания, чтобы вернуться в любимые места.
"Парк Победы развален, Исторический бульвар закрыт, в Омеге тракторы ездят, в Херсонесе купаться запретили, - сетует Ольга. - Народ едет в основном в Балаклаву. Купаются не в самой бухте, а на катерах уходят в окрестности: на Васили, на Яшмовый, на Золотой и Серебряный пляжи. Едут в Орловку, Учкуевку, но там в августе вода температуры совершенно некупабельной – напоминает чуть остывший бульон".
Жалуются местные и на новый подвид приезжих – "бомжи класса люкс": люди едут с палатками и ставят их на все лето на пустырях, или снимают на семью гараж, сарай, справляют произвольно бытовые нужды, с мылом моются в море…
"Возле нашего дачного участка недавно появилась… юрта! Обычная юрта, - говорит Сергей. – На них, видимо, нет статьи в законе. Соседство очень странное, грязь, вонь! Им тут все нравится – климат, море, фрукты, пятый месяц живут, думаю, и зимой не уедут".
Пляж в Севастополе
В Севас продолжают ехать туристы. Вокруг города к тому же бурно развивается индустрия виноделия. Наконец в России стали доступны винодельни, как в Италии, Франции, Штатах.
Люди, повидавшие мир, глядя на милый пасторальный пейзаж, откидываются на кресле, держа в руке бокал очень приятного местного – крымского! – вина, ведут беседы с друзьями и… мечтают о Тоскане.
Виноделие и гастротуризм в Крыму: спецпроект >>
Рекомендуем