30 лет без СССР: хроника распада великой страны

ГКЧП 30 лет спустя: были ли у путчистов шансы на победу

Подписывайтесь на РИА Новости Крым
СИМФЕРОПОЛЬ, 17 авг – РИА Новости Крым. Хотя организаторы ГКЧП СССР боролись за личную власть в августе 1991 года, их стремление сохранить страну было искренним. Путчисты проиграли эту борьбу в силу ряда ошибочных решений, но и их победа вряд ли бы уберегла Советский Союз от развала. Такое мнение высказали историки политические эксперты в ходе видеомоста Симферополь – Москва в мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня", посвященного 30-летию августовского путча.
Член Общественной палаты Крыма, историк и политолог Вадим Петров убежден, что в 1991 году ни победа ГКЧП, ни победа Бориса Ельцина и его сторонников не могла принести пользу СССР.
Сенатор рассказал, почему Ельцин не присоединил Крым в 1991 году
"В результате поражения ГКЧП Союз развалился на два-три месяца быстрее, чем он мог бы развалиться, если бы путчисты одержали победу. А победа Ельцина и его окружения обрекла страну на поражение, которое растянулось почти на девять лет. Мы пережили 90-е годы, развал экономики и падение жизненного уровня страны. Победа ГКЧП лишь отсрочила бы распад СССР. Если при Ельцине Союз развалился в декабре 1991 года, то при ГКЧП и Горбачеве он бы развалился весной 1992 года", – полагает эксперт.
Авторитарный демократ: Борис Ельцин и его эпоха
По мнению историка, главной грубейшей ошибкой ГКЧП, которая предопределила поражение путча, стал вывод танков и бронетранспортеров на улицы Москвы. В результате этих действий от путчистов отвернулись сотни тысяч людей. Петров убежден, что в этой ситуации лидерам ГКЧП нужно было действовать силами спецподразделений, которые могли бы решить задачи более эффективно.
"ГКЧП действовал бездарно. Они могли арестовать Ельцина в тот момент, когда он находился у себя на даче в Архангельском. Группа спецназа, которая контролировала его передвижения, докладывала Крючкову (главе КГБ СССР – ред.), что он на месте и можно его задержать. Но Крючков не отдал приказ о его задержании. Ельцин уехал в Белый дом, и потом завертелось все то, что в итоге привело к поражению ГКЧП", – считает Петров.
Доцент Крымского федерального университета, кандидат исторических наук Виктор Харабуга полагает, что путчисты приступили к активным действиям слишком поздно – в 1991 году развал СССР было уже невозможно остановить.
"ГКЧПисты ставил перед собой цель сохранить СССР. Другой вопрос, смогли бы они этого достичь теми методами, которые они использовали. К тому же, они начали действовать с большим опозданием. Годы перестройки очень сильно расшатали СССР и создали великолепные предпосылки для его развала. Для СССР с его сверхцентрализованной системой управления отмена статьи о руководящей роли партии, дискуссии о том, кто президент и каковы его полномочия, какова роль Верховного Совета – все это расшатало фундамент государства до предела", – убежден историк.
Кроме того, по его мнению, не стоит недооценивать роль западных спецслужб в развале страны.
Кто развалил СССР: мнение Горбачева
"Спецслужбы разных стран для того и созданы, чтобы вмешиваться во внутреннюю политику других государств. Говорят о том, что внешнего вмешательства в развал СССР якобы не было. Это неправда. Целый ряд мемуаров и документов свидетельствуют о том, что цели такие ставились. Всем, кроме ГКЧП, такая геополитическая реальность как СССР была не нужна", – уверен Харабуга.
Ректор Российского государственного гуманитарного университета, профессор Александр Безбородов считает поражение августовского путча закономерным ходом событий, исходя из сложившейся на тот момент ситуации во властных структурах Советского Союза.
Back in the USSR: мечтают ли крымчане о Советском Союзе
"Реформы перестройки привели к расколу власти, а ГКЧП – средоточие этого раскола. СМИ и очень сильные драйверы в народе были против ГКЧП, они не понимали этого подхода", – уверен специалист.
По мнению Безбородова, поражение путча во многом было предопределено участием в нем председателя КГБ Владимира Крючкова.
"КГБ СССР не действует методами манифестаций, призывов, красивых и нормальных лозунгов, которые могут увлечь людей. Он действует своими методами, характерными спецслужб. Конечно, речь шла о спасении Советского Союза, но ГКЧП применил для этой цели негодные методы", – полагает историк.
Историческая справка
Государственный Комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) был создан во время политического кризиса в стране в ночь с 18 на 19 августа 1991 года представителями высшего руководства государства, несогласными с политикой реформ президента страны Михаила Горбачева и проектом нового Союзного договора. Основная цель членов ГКЧП и их сторонников заключалась в том, чтобы не допустить ликвидации СССР, которая, по их мнению, должна была начаться 20 августа во время подписания Союзного договора. Согласно договору, СССР должен был трансформироваться в федерацию.
Новое федеративное государство предполагалось назвать Союзом Суверенных Советских Республик, с прежней аббревиатурой – СССР. В ГКЧП вошли вице-президент СССР Геннадий Янаев, премьер-министр СССР Валентин Павлов, министр внутренних дел СССР Борис Пуго, министр обороны СССР Дмитрий Язов, председатель Комитета государственной безопасности (КГБ) СССР Владимир Крючков, первый зампред Совета обороны СССР Олег Бакланов, председатель Крестьянского союза СССР Василий Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Александр Тизяков.
О создании ГКЧП СССР для управления страной передали СМИ 19 августа 1991 года в "Заявлении советского руководства". В нем же было объявлено о якобы неспособности Михаила Горбачева по состоянию здоровья исполнять обязанности президента и о переходе полномочий президента СССР к Геннадию Янаеву, а также о введении чрезвычайного положения в отдельных местностях страны на срок шесть месяцев с четырех часов по московскому времени 19 августа 1991 года.
Президент СССР Михаил Горбачев, находившийся на отдыхе в Крыму, был изолирован на правительственной даче в Форосе. В крупные города были введены войска. Ответом стали массовые демонстрации и митинги протеста. ЦК КПСС и Политбюро бездействовали.
Сопротивление действиям ГКЧП возглавил президент РСФСР Борис Ельцин. Он подписал указы, в которых создание ГКЧП было квалифицировано как попытка государственного переворота, а союзные органы исполнительной власти, включая силовые структуры, были переподчинены президенту РСФСР. По призыву российских властей у Белого дома собрались массы москвичей.
Ельцин объявил все решения ГКЧП незаконными и потребовал немедленного созыва чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР. Он объявил всеобщую бессрочную забастовку и потребовал независимого медицинского освидетельствования Горбачева. Началось сооружение баррикад у здания Дома Советов России.
Вечером 19 августа по телевидению была показана пресс-конференция членов ГКЧП, которые выглядели напряженными. У Янаева дрожали руки и голос, когда он отвечал на вопросы журналистов. 20 августа ГКЧП принял решение о введении в Москве комендантского часа. Столкнувшись с решительным сопротивлением, члены ГКЧП не знали, что им делать. Попытка государственного переворота вызвала противоречивую реакцию в регионах России и республиках СССР. Часть руководителей признали ГКЧП, часть – выжидали. ГКЧП решительно осудило большинство стран Запада. Верховный совет России объявил ГКЧП вне закона. Оказавшись в политической изоляции, лидеры ГКЧП не решились на штурм "Белого дома".
Через три дня стало ясно, что попытка госпереворота провалилась. Ночью 21 августа при передислокации войсковой колонны в Москве погибли три человека из числа сторонников Ельцина. Утром того же дня ГКЧП объявил о выводе войск из Москвы. Его лидеры отправились в Форос договариваться с Горбачевым. Им вслед была направлена вооруженная делегация сторонников Ельцина во главе с вице-президентом РСФСР Александром Руцким. 22 августа Горбачев с семьей вернулся в Москву. В тот же день была прекращена деятельность ГКЧП. Его членов и ряд других деятелей, поддержавших ГКЧП, в том числе председателя Верховного Совета СССР Лукьянова, арестовали.
Рекомендуем