Слияние Крыма и Севастополя: возможно ли и к чему может привести

После слов Марата Хуснуллина о неправильности принципа административно-территориального деления России пошла новая волна слухов, какие субъекты укрупнят и могут ли стать одним субъектом Крым и Севастополь.
Подписывайтесь на РИА Новости Крым

СИМФЕРОПОЛЬ 28 апр – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. После слов Марата Хуснуллина о неправильности принципа административно-территориального деления России пошла новая волна слухов, какие субъекты укрупнят и могут ли стать одним субъектом Крым и Севастополь. Конкретно о Крыме вице-премьер не говорил, но многие эксперты и медиа восприняли его слова как намек на предстоящую административную реформу.

В Севастополе высказались по поводу объединения с Крымом >>

Чтобы было проще управлять

"Нам 85 регионов не нужно. Вот я Еврейской автономной областью не хочу заниматься, не хочу с точки зрения трудозатрат. Ее надо соединить либо с Хабаровским краем, либо еще с кем, и пусть губернаторы ей занимаются. Или Курган: почему курганцы должны жить хуже тюменцев? У одних есть нефтяные доходы, у других нет. У нас что, это жители другой страны?", – сказал замглавы правительства.

Правда, позже в пресс-службе вице-премьера уточнили, что вопрос объединения регионов в кабмине не обсуждается и не рассматривается, а Хуснуллин лишь "подчеркнул важность создания равных возможностей для развития населенных пунктов вне зависимости от административного деления и природных ресурсов".

Красота и норма: как изменился Крым за эти годыВода и стройки, дороги и больницы, вовремя или не вовремя сдаются, сколько средств потрачено – ключевые темы, когда речь заходит о Федеральной целевой программе для Крыма и Севастополя. Сергей Назаров, замминистра экономического развития РФ, курирующий ФЦП, в интервью РИА Новости Крым подводит итоги "первой пятилетки" и обозначает базовые задачи полуострова на ближайшие годы.
Крым и Севастополь, несмотря на разные судьбы, вошли в состав России с примерно равными возможностями. Оба субъекта серьезно пострадали от хозяйствования украинских времен. Оба находятся под жесткими санкциями, входят в число дотационных регионов и получают из центра огромные суммы на развитие.

Дискуссии об их слиянии возникают регулярно: в 2016 году при подписании межправительственного соглашения о сотрудничестве двух регионов; в 2018-м незадолго до выборов президента РФ; в 2019-м в период обострения внутриэлитного конфликта в Севастополе; в 2020-м на фоне объединения Ненецкого округа и Архангельской области.

Ссылались даже на некую "аналитическую записку" одного из институтов, якобы поддержанную администрацией Путина и кабмином. В результате реформы Севастополь должен был стать "столицей", а Симферополь – "деловым центром" нового субъекта.

Официальные власти республики и города федерального значения называли эту информацию вбросами и решительно отвергали саму идею слияния.

"Объединение Крыма и Севастополя могло бы решить ряд проблем, прежде всего, упростить систему управления крымским регионом, – убеждены сторонники укрупнения. – Один бюджет вместо двух, в том числе в рамках ФЦП и нацпроектов, центру будет легче контролировать расходы и решать острую для полуострова проблему дефицита квалифицированных управленцев. Проще будет развивать общие отрасли, например, судостроение и туризм. Даже управления федеральных ведомств – одни на оба субъекта, например, Следком, ФСБ, Роспотребнадзор, УФАС и так далее".

Главы Крыма и Севастополя утвердили границу между регионами >>

"Будет война элит"

С другой стороны, есть немало причин, по которым такое слияние вряд ли произойдет, по крайней мере, в ближайшее время. Потому что этому резко воспротивятся элиты обоих субъектов. Между ними неизбежно возникнет острое соперничество, которое рискует перерасти в открытый конфликт. Не в восторге будут и простые жители, особенно севастопольцы, обладающие отличной от крымчан идентичностью и определенным высокомерием.

Как следствие – рост социальной напряженности, который будет на руку тому же Киеву и другим противникам российского Крыма.  

Декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов полагает, что сегодня укрупнение субъектов, в том числе в Крыму, может подорвать стабильность регионов и спровоцировать межнациональные и межтерриториальные конфликты.

Застройка Севастополя: конфликт между красотой и деньгамиСевастополь живет по Генплану 2005 года, который сильно устарел. Новый пытаются принять уже несколько лет, но никак. Первый проект прошел общественные слушания еще в 2017 году и получил множество замечаний. Был отправлен на доработку... и больше его никто не видел.
"Почти все попытки объединить те или иные территории встречаются местными элитами в штыки. Особенно если брать Крым и Севастополь, новые субъекты РФ с разным функционалом и приоритетами развития. Севастополь – военно-морская база Черноморского флота, у него в большей степени военно-политическая миссия. Крым – это  социально-экономические приоритеты, не без определенного политического антуража. Элиты двух регионов традиционно были разделены. Поэтому такого рода инициативы способны спровоцировать на региональном уровне войну элит и породить недоверие к федеральному центру", – сказал политолог РИА Новости Крым.

По его мнению, такие серьезные проекты лучше осуществлять, находясь на "спокойном, мирном и благополучном векторе" развития, но не в нынешней ситуации новой холодной войны с Западом и усиленного пандемией глобального экономического кризиса.

Хотели внимания, а получили исчезновение из повестки

Политолог Илья Геращенков не видит серьезных проблем при укрупнении регионов в целом и напоминает, что процесс начался еще в начале "нулевых". Так, с 2003 по 2008 годы были объединены несколько граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов. В итоге появились Забайкальский, Пермский, Красноярский, Камчатский край и другие.

По мнению Геращенкова, в России в результате такой реформы могло бы остаться 30-40 регионов. Объединение могло бы произойти по принципу, где два-три менее развитых региона присоединяют к одному более развитому. Например, к Тюмени могли бы присоединить Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и Курганскую область, к Новосибирску – Томск, Алтайский край, Республику Алтай и Кузбасс. Архангельская область, Ненецкий АО и Коми могли бы составить единый северный округ, в который также могли бы войти Карелия и Мурманск.

"Изначально такая реформа оправдывается экономией на госаппарате. Но помимо этого, пространственное развитие удобнее осуществлять в рамках крупных территорий. Особенно при появлении нового типа – федеральных территорий. Так что Хуснуллин озвучивает свое мнение, но оно явно имеет широкую поддержку в правительственных кругах", – считает политолог.

"Крым – задача нетривиальная"Каким станет Крым в будущем, как идет реализация ФЦП и почему продлен срок действия программы, в чем ловушка региона и как ее избежать - в интервью РИА Новости Крым рассказывает руководитель Дирекции по управлению ФЦП Минэкономразвития РФ Андрей Никитченко.
Экс-мэр Якутска Сардана Авксентьева констатирует: у России огромный опыт по укрупнению регионов, как позитивный (Пермская область + Коми-Пермяцкий АО, Камчатка + Корякский АО), так и негативно-конфликтный (Агинский Бурятский АО + Читинская область). Поэтому невозможно сказать, идет ли укрупнение в плюс или в минус региону. Но есть одна общая черта: в обмен на согласие люди в автономных округах хотели получить особое внимание со стороны центра, а по факту получили исчезновение из федеральной повестки. Поэтому к вопросу укрупнения надо подходить очень взвешенно.

"Очевидно, что регионы слишком разные, общего унифицированного подхода быть не может. Однако точно понятно: главным итогом всей этой деятельности по укрупнению, главным мерилом ее эффективности должна стать комфортная жизнь людей в регионе, а не макроэкономические показатели и не снижение трудозатрат федеральных чиновников", – убеждена политик.

Рекомендуем