СИМФЕРОПОЛЬ 28 апр – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. После слов Марата Хуснуллина о неправильности принципа административно-территориального деления России пошла новая волна слухов, какие субъекты укрупнят и могут ли стать одним субъектом Крым и Севастополь. Конкретно о Крыме вице-премьер не говорил, но многие эксперты и медиа восприняли его слова как намек на предстоящую административную реформу.
В Севастополе высказались по поводу объединения с Крымом >>
Чтобы было проще управлять
"Нам 85 регионов не нужно. Вот я Еврейской автономной областью не хочу заниматься, не хочу с точки зрения трудозатрат. Ее надо соединить либо с Хабаровским краем, либо еще с кем, и пусть губернаторы ей занимаются. Или Курган: почему курганцы должны жить хуже тюменцев? У одних есть нефтяные доходы, у других нет. У нас что, это жители другой страны?", – сказал замглавы правительства.
Правда, позже в пресс-службе вице-премьера уточнили, что вопрос объединения регионов в кабмине не обсуждается и не рассматривается, а Хуснуллин лишь "подчеркнул важность создания равных возможностей для развития населенных пунктов вне зависимости от административного деления и природных ресурсов".
Дискуссии об их слиянии возникают регулярно: в 2016 году при подписании межправительственного соглашения о сотрудничестве двух регионов; в 2018-м незадолго до выборов президента РФ; в 2019-м в период обострения внутриэлитного конфликта в Севастополе; в 2020-м на фоне объединения Ненецкого округа и Архангельской области.
Ссылались даже на некую "аналитическую записку" одного из институтов, якобы поддержанную администрацией Путина и кабмином. В результате реформы Севастополь должен был стать "столицей", а Симферополь – "деловым центром" нового субъекта.
Официальные власти республики и города федерального значения называли эту информацию вбросами и решительно отвергали саму идею слияния.
"Объединение Крыма и Севастополя могло бы решить ряд проблем, прежде всего, упростить систему управления крымским регионом, – убеждены сторонники укрупнения. – Один бюджет вместо двух, в том числе в рамках ФЦП и нацпроектов, центру будет легче контролировать расходы и решать острую для полуострова проблему дефицита квалифицированных управленцев. Проще будет развивать общие отрасли, например, судостроение и туризм. Даже управления федеральных ведомств – одни на оба субъекта, например, Следком, ФСБ, Роспотребнадзор, УФАС и так далее".
Главы Крыма и Севастополя утвердили границу между регионами >>
"Будет война элит"
С другой стороны, есть немало причин, по которым такое слияние вряд ли произойдет, по крайней мере, в ближайшее время. Потому что этому резко воспротивятся элиты обоих субъектов. Между ними неизбежно возникнет острое соперничество, которое рискует перерасти в открытый конфликт. Не в восторге будут и простые жители, особенно севастопольцы, обладающие отличной от крымчан идентичностью и определенным высокомерием.
Как следствие – рост социальной напряженности, который будет на руку тому же Киеву и другим противникам российского Крыма.
Декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов полагает, что сегодня укрупнение субъектов, в том числе в Крыму, может подорвать стабильность регионов и спровоцировать межнациональные и межтерриториальные конфликты.
По его мнению, такие серьезные проекты лучше осуществлять, находясь на "спокойном, мирном и благополучном векторе" развития, но не в нынешней ситуации новой холодной войны с Западом и усиленного пандемией глобального экономического кризиса.
Хотели внимания, а получили исчезновение из повестки
Политолог Илья Геращенков не видит серьезных проблем при укрупнении регионов в целом и напоминает, что процесс начался еще в начале "нулевых". Так, с 2003 по 2008 годы были объединены несколько граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов. В итоге появились Забайкальский, Пермский, Красноярский, Камчатский край и другие.
По мнению Геращенкова, в России в результате такой реформы могло бы остаться 30-40 регионов. Объединение могло бы произойти по принципу, где два-три менее развитых региона присоединяют к одному более развитому. Например, к Тюмени могли бы присоединить Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и Курганскую область, к Новосибирску – Томск, Алтайский край, Республику Алтай и Кузбасс. Архангельская область, Ненецкий АО и Коми могли бы составить единый северный округ, в который также могли бы войти Карелия и Мурманск.
"Изначально такая реформа оправдывается экономией на госаппарате. Но помимо этого, пространственное развитие удобнее осуществлять в рамках крупных территорий. Особенно при появлении нового типа – федеральных территорий. Так что Хуснуллин озвучивает свое мнение, но оно явно имеет широкую поддержку в правительственных кругах", – считает политолог.
"Очевидно, что регионы слишком разные, общего унифицированного подхода быть не может. Однако точно понятно: главным итогом всей этой деятельности по укрупнению, главным мерилом ее эффективности должна стать комфортная жизнь людей в регионе, а не макроэкономические показатели и не снижение трудозатрат федеральных чиновников", – убеждена политик.