МОСКВА, 2 ноя - РИА Новости Крым, Ольга Леонова. Четверо крымчан и двое севастопольцев стали победителями первого всероссийского конкурса "Мастера гостеприимства", прошедшего в Москве. Шестеро наших среди 62 победителей из 29 уголков большой страны. Это немало.
От туризма к гостеприимству
Конкурс при поддержке президентской платформы "Россия - страна возможностей" и Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) стартовал чуть менее года назад. И вот финал: два дня в Москве участники со всей России представляли свои проекты и показывали свои управленческие качества в области туризма.
В ноябре прошлого года никто и не знал, что 2020 станет годом потрясающего испытания для российского внутреннего туризма, а кризис, вызванный пандемией, поможет найти новые форматы работы, родит новые, самые смелые идеи.
Дело молодых
Открытый взгляд на проблемы, лидерство, умение вдохновить команду, организованность, предприимчивость – эти и многие другие качества оценивало компетентное жюри. С начала конкурса было подано почти три тысячи заявок. Самому старшему из тех, кто чувствовал в себе силы двигать индустрию гостеприимства вперед – 83 года. А это значит, что в туризме работают только молодые душой люди, другие здесь вряд ли достигнут успеха, уверен генеральный директор АНО "Россия – страна возможностей" Алексей Комиссаров:
"Конкурс собрал людей заинтересованных и неравнодушных. Среди них много молодежи: четверть заявок - люди до 30 лет. Это говорит о том, что сама по себе индустрия гостеприимства готова принимать новые кадры и вызывает интерес у молодежи".
Президент ОСИГ Грант Бабасян в беседе с журналистами уверенно заявил, что "Мастера гостеприимства" – первый подобный конкурс в России - принес не только денежные призы или сертификаты на обучение его участникам, но и стал знаковым, особенно сейчас, когда индустрия гостеприимства в нашей стране испытала существенные сложности и ищет пути развития:
"Конкурс стал площадкой, где общественные организации индустрии гостеприимства, органы государственной власти встречаются, общаются, вместе генерируют идеи. Многие регионы начали больше взаимодействовать друг с другом, общественные организации могли проявить себя и взять под опеку каких-то участников. То есть конкурс – это площадка для дискуссии в том числе о развитии туризма в нашей стране, рождающая живые проекты, некоторые из которых уже сейчас находятся в процессе исполнения".
Что нужно туристу?
Следует заметить, что в Москву на финал приехали как из регионов, где туризм развивался более ста лет, так и оттуда, где туристов пока можно на пальцах пересчитать.
"Я рассуждаю как туристка. Что мне нужно? Мне нужен подготовленный туристический продукт, нужна история, которую я посмотрю, нужна легенда, сервис, инфраструктура, мне нужна понятная ценность, которую я получу. Формирование этой ценности, работа с этой ценностью, ориентация гостя – это, наверное, самое главное. Потому что если будет ценность, то будет спрос, если будет спрос, то будут и инвесторы", - объясняет один из признанных авторитетов в отельном бизнесе Кира Захарова.
Все лидеры отрасли в один голос заявляли: в туризме крайне важен человеческий фактор. К примеру, известный телеведущий программы путешествий Джон Уоррен приводил в пример таксиста, который может испортить все впечатление об отпуске, доставляя уже уезжающих гостей из отеля в аэропорт. Последние полчаса общения могут перечеркнуть все положительные эмоции от самого хорошего отпуска.
Важна еда. Особенно местная кухня.
"Проводилось очень серьезное международное маркетинговое исследование. Практически 55% опрошенных сообщило, что они изменили мнение о стране после того, как попробовали ее кухню. Назовите мне еще какое-то обстоятельство, которое так серьезно бы повлияло на мнение людей. В нашей сфере гостеприимства это - одна из ключевых позиций, о которых надо думать", - заявил президент Международного эногастрономического центра Леонид Гелибтерман.
От каждого по способностям
Этот совет предугадала жительница Рязани Екатерина Баконина. Она создала сервис, позволяющий бронировать обед у местных в любой стране мира.
А симферопольчанка Ирина Володченко, одна из победителей конкурса, получившая сертификат на обучение в "Сколково", в Крыму развивает проект "Пойдем покажу крымские винодельни!". Один из брендов территории – крымское вино. Это – лучший сувенир, одна из достопримечательностей. Именно на такие местные "вкусности" Ирина сделала упор. И не прогадала.
Алуштинец Дмитрий Ткачев представил сервис, который уже успешно развивает: приложение для мобильного телефона поможет гостю того или иного санатория или отеля иметь в своем мобильном готовый справочник-карту отеля с возможностью онлайн-заказа тех или иных предоставляемых услуг. Заказать шашлык на пляж – пожалуйста, узнать, что сегодня будет на завтрак, лежа в кровати – посмотрите прямо сейчас. Но этот проект не получил признания экспертов.
Работать, даже если проиграл
При этом даже те, кто не завоевал награды, не унывают: они приехали на финал не только за выигрышем, но и в поисках новых идейных партнеров, инвесторов. Чтобы заявить о себе, найти приложение своим силам.
Ирина Бервиненко родом со Ставрополья, но сейчас живет в Феодосии и создает на базе этого города "Школу актуального гостеприимства ШАГ". Это некий аналог туристической википедии для начинающих работников туриндустрии.
"У начинающего, да и у любого коллеги, должен быть рядом карьерный проводник. После вуза ты тратишь очень много времени, порой совершаешь фатальные ошибки. Мы пытаемся это предотвратить. ШАГ – это всероссийская карьерная горячая линия для работников сферы со штаб-квартирой в Феодосии и одновременно электронный агрегатор карьерных возможностей".
Ирина не получила сертификат Мастера, но тем не менее она и ее партнеры не будут останавливаться в своем решении помочь тем, кто только входит в профессию.
Это только некоторые из примеров, из идей, которых тысячи существуют по всей России. И поэтому организаторы однозначно сказали: второму конкурсу обязательно быть. Может, в несколько ином формате, может, отражающем чуть иные стороны индустрии. Но он нужен как большая ярмарка туристических идей, возможностей и кадрового резерва. Это однозначно.