Крым встал в пробках: есть ли выход

Крым встал в пробках. Забиты улицы городов и междугородные трассы. Вечная пробка на Евпаторийской на въезде в Саки, вечно стоящий спуск в Ялту... Почему за пять с половиной лет даже с помощью опытных управленцев с материка ничего не удалось исправить, а напротив, стало только хуже, пытались разобраться РИА Новости Крым.
Подписывайтесь на РИА Новости Крым

СИМФЕРОПОЛЬ, 26 дек - РИА Новости Крым. Крым встал в пробках. Забиты улицы городов и междугородные трассы. Вечная пробка на Евпаторийской на въезде в Саки, вечно стоящий спуск в Ялту... Почему за пять с половиной лет даже с помощью опытных управленцев с материка ничего не удалось исправить, а напротив, стало только хуже, пытались разобраться РИА Новости Крым.

Симферополь. Водитель знает, куда пойти пассажиру

Города в Крыму небольшие, улицы узкие, кривые, расширить их нельзя – не позволяет то рельеф местности, то памятники архитектуры. Разогнаться в городах даже до разрешенной скорости можно крайне редко. Становится хуже: машин за последние годы стало в разы больше, дворы забиты припаркованными в три слоя авто, парковка в центре – квест с эвакуаторами.

Названы новые сроки окончания ремонта моста на Гагарина в Симферополе

Общественный транспорт - в общем потоке. Власти регулярно рапортуют о закупленных новых автобусах, низкопольных и большемерных. Но никуда не делись старые скрипучие маршрутки. Доисторический автомобиль на сорок мест, тесный и грязный, везет человек семьдесят. Окна не открываются или не закрываются, в дождь на пассажиров течет с потолка, в салоне находятся предметы, видимо, принадлежащие водителю, вроде ведра, канистры сомнительного вида, какой-нибудь метлы или ящика.

Рядом с водителем восседает "кондуктор", чаще всего это жена водителя, которая помогает ему получать плату с пассажиров и давать сдачу. В случае отсутствия таковой водитель делает это сам, виртуозно раздавая заранее приготовленные столбики монет и не отрываясь от вождения.

Некоторые традиционно в левой руке держат кофе, в зубах - сигарету, а рулят при помощи коленей, громко и нецензурно делясь по телефону с другими водителями на маршруте, кто кого обогнал и что всем за это будет. Или просто - о личном и лиричном. Над болтающим по телефону водителем висит строгая табличка с перечеркнутой телефонной трубкой.

Ведро, канистра, 7 утра

Старые автобусы "Эталон" при торможении издают звуки столь истошные, что их слышно за три квартала. Пассажиры уже не реагируют и не затыкают уши – оглохли или привыкли. Если водитель видит на остановке потенциальных льготников, он дает по газам, а если льготники пытаются пройти в салон среди других пассажиров, старается прищемить их дверью. Если и этот план не срабатывает, он всю душу вкладывает в полуцензурный монолог на весь салон, из которого следует, что ему за перевозку инвалидов и пенсионеров убытки не компенсируют.

Аксенов поручил частично открыть движение по мосту на улице Гагарина

В новых ЛиАЗах всего через пару месяцев их использования возникают та же застарелая грязь, ведро, канистра, вырванные с корнем и примотанные изолентой детали салона, ерунда на бегущей строке и полное неумение водителя разобраться с системой кондиционирования. Окна открывать нельзя, люди от духоты падают в обморок. На работу приезжают, еле передвигая ногами, долго потом приходят в себя.

Уехать в час пик можно только с конечной остановки или - обладая навыками борьбы сумо, громким голосом или сверхкомпактным телосложением.

…Семь утра, движение с окраины в центр. Зря не вышли на 5-10 минут раньше. Тогда можно было вскочить в пролетающую на рысях маршрутку, которая старается до семи обернуться и первой собрать все сливки с самых жирных остановок. Такая маршрутка и мчит на крейсерской скорости, и пробок еще нет. Но тут подвох – можно приехать на работу на полчаса раньше. А вот в семь ровно народ дружно выходит на остановки, сразу толпы и пробки. Если выйти на пять минут позже, доберешься позже на час.

"Выдохните – и я помещусь!"

 7.15, маршрутки больше не останавливаются - из всех окон выпирают части тел уехавших счастливчиков. Впрочем, иногда останавливаются из жадности, которая помогает автобусу увеличиваться в объеме.
Вот тут сумо и пригождается.

"А ну-ка на ступеньку все дружно поднялись! Середина же свободная!" - перекрывая сверлящий визг тормозов, зычно командует дюжий гражданин. Народ безмолвствует и бездействует. И он, хватая за ремень висящего в дверях мужчину и упираясь могучим плечом, вносит его на два шага в салон и помещается сам. В середине салона раздается хруст и писк. В заднюю дверь, гостеприимно распахнутую водителем, откуда тут же вылезают шубы и пуховики пассажиров, ввинчивается юркая старушка с победным криком: "Мне много места не надо, вы выдохните - я и помещусь".

Водитель с довольной ухмылкой трогает перекошенный автобус с места. С задней площадки пытаются передать мелочь. Если процесс не идет, водитель останавливается и шантажирует всех, что никуда не поедет, пока у него дебет не сойдется с кредитом.

Светлое будущее "не светит"

Несмотря на заверения муниципальных властей о продлении времени работы транспорта, уехать после 20.30 в Симферополе невозможно. Прибавим сюда перманентный ремонт дорог и мостов, организованный так, что многие горожане перешли на пешие марш-броски от дома до работы. Только успеешь привыкнуть к одной схеме проезда - привыкай ко второй, к третьей - Симферополь застрял в череде ремонтов, о которых заранее не объявляют. Просто утром горожане обнаруживают очередную перекрытую трассу.

Как решат в Крыму проблему нехватки новых пассажирских автобусов

Закончился ремонт моста на Толстого, улице Невского. Но уже начался на улице Гагарина, у ж/д вокзала. Вокзал встречает первые поезда, а рядом – разобранный мост, перекрытая дорога. Глава республики велел открыть проезд по ремонтируемому мосту хоть частично. Но как пускать мощный транспортный поток по полуразобранному мосту? Кто потом ответит, если там что покосится или отвалится? Приказ губернатора добавляет ремонту скорость, но не качество.

Зато бесконечные поручения "разработать", "доработать", очередные перечни мероприятий по организации дорожного движения. А крымские города стоят в пробках.

Ялта. Ловушка для авто

В Ялту с ее запутанной сетью узких улочек и вовсе лучше прибывать морем. Также и убывать. Муниципальные власти разводят руками: проблема есть. По словам главы Ялты, Ивана Имгрунта, проблемы с транспортом вообще не решаются. Тема поднималась на всех выездных совещаниях главы Крыма в Ялте, с указанием на конкретные проблемы.  Начальник департамента муниципального контроля администрации Ялты Валентина Целентис констатирует:

На улицы Симферополя вышли десять новых автобусов "ЛиАЗ"
80% жителей Ялты недовольны работой общественного транспорта. Жалобы на очереди в час пик, поведение водителей и плохое состояние автобусов. Все те же вечерние невыходы на маршрут и хамство с льготниками.

В Ялте в этом году осуществили пилотный проект – привлекли современные автобусы с материка. Горожане оценили эксперимент и очень огорчились, когда он закончился. Начальник отдела по вопросам промышленности, транспорта и связи Константин Текин говорит: "В Ялте функционирует 39 автобусных маршрутов, которые обслуживают 8 предприятий. Есть четыре городских маршрута троллейбусов. Транспортная сеть была оптимизирована, будем сокращать дублирующие маршруты". Автобусы – не старше пяти лет, планируется закупка новых. Однако в целом, все сходятся на том, что кардинально проблему Ялты не решить.

Феодосия. Лучшее из худшего

В Феодосии – те же проблемы. "Подвижной состав надо обновлять, летом – менять маленькие автобусы на большие. У людей много нареканий, по обращениям проводятся проверки, принимаются меры реагирования по отношению к перевозчикам. Кроме того, проводятся регулярные плановые мониторинги", - сообщили в местном отделе транспорта.

Низкопольных автобусов в Феодосии нет. Вот как комментирует ситуацию председатель крымской "Ассоциация инвалидов", житель Феодосии Леонид Грабов:

На благоустройство Феодосии выделят 46 миллионов рублей
"Доступного транспорта в нашем городе нет совсем. Человеку на инвалидной коляске приходится ездить на такси, что большинству не по карману. Да и люди на костылях или мамочки с детскими колясками не всегда могу преодолеть громадные ступени. Мы поднимали этот вопрос недавно на комиссии по доступности, которая проходит в городе раз в квартал. Но вопрос не будет решен, пока не появится муниципальный транспорт".

Мэр Феодосии Сергей Бовтуненко заявил еще в начале декабря, что база для стоянки муниципального транспорта определена, город подал заявку на покупку автобусов разных категорий за счет средств республиканского бюджета. По его мнению причина бед - отсутствие конкуренции.

"У нас пока нет честной конкуренции, выбираем лучшее из худшего. Конечно, своим бюджетом мы не перекроем такие затраты, но база вся готова для того, чтобы мы зашли муниципальным транспортом. Возможно, это будет относиться к республиканскому объединению автотранспорта. Если это будет государственное муниципальное предприятие, ответственность за состояние автобусов и соблюдение графиков движения будет полностью лежать на муниципалитете",- заверил он.

По мнению экспертов, оптимальными для большинства феодосийских маршрутов могли бы стать автобусы вместимостью от 60 до 80 пассажиров.

"Сейчас на линиях работают "Богдан", "ПАЗ", "Эталон". Когда-то они пришли на смену "ГАЗелям" и стали настоящим прорывом. Но у большинства автобусов срок эксплуатации истек", - говорит Юрий Брынза, который большую часть жизни работает в транспортной сфере города.
В Ялте перестали работать два автобусных маршрута

По его словам, появление автобусов большей вместимости снимет еще одну проблему – дефицит водителей категории "Д". "Автобусов понадобится меньше, таким образом, уменьшится и число водителей", - поясняет эксперт и добавляет, что в городе открыть эту категорию негде.

Властям Феодосии удалось договориться с перевозчиками об увеличении числа автобусов на самых загруженных маршрутах летом. Перевозчики частично обновили автопарк. Также заменены 22 остановки. Социальную напряженность частично удалось снять.

Что думают по поводу перспектив появления муниципального транспорта  в компании ООО "Никифоров", обслуживающей феодосийские маршруты №5 и 6, выяснить не удалось. Руководитель компании отказался от любых комментариев.

Крым. Специалистов нет

Резонный вопрос: что мешает властям полуострова навести порядок в транспортной сфере? Увеличить число автобусов в час пик, более тщательно планировать перекрытие улиц при ремонте дорог, обучить водителей, найти подрядчиков, которых не придется потом преследовать по закону.

Наконец, провести полную ревизию автотранспортной сети в ключевых городах Крыма и заняться организацией движения, максимально безопасной и оптимальной как для транспорта, общественного и частного, так и для пешеходов?

На этот вопрос РИА Новости Крым не ответили ни в Управлении транспорта и связи Симферополя, ни в министерстве транспорта РК.

Анатолий Цуркин был первым министром транспорта Республики Крым. После него за пять лет на этом посту сменилось пятеро чиновников.

"Минтранс выполняет свои функции по части организации и стратегии по всей отрасли, включая организацию движения, строительство, ремонт республиканских дорог, но городские управления ему не подчиняются", - поясняет Цуркин.

Вторая беда Крыма - отсутствие квалифицированных специалистов, которые разбирались бы в логистике и управлении потоков. "Надо считать трафики. Если у нас нет каких-то автоматических датчиков, надо считать вручную. Ставить людей, привлекать студентов, у нас есть Транспортный техникум, который может дать студентов для этого".

Сколько потратят на содержание дорог Феодосии в 2020 году

Цуркин считает, что перспективы с пробками Симферополя таковы. Долгосрочные - вынос за город центрального рынка, а также так называемого правительственного квартала. Что вряд ли возможно в ближайшие годы. Краткосрочные - организация движения в односторонних режимах для увеличения пропускной способности улиц, в односторонних режимах для увеличения пропускной способности, а также организации реверсивного движения. Количество эвакуаторов также надо увеличить.

"На центральных городских магистралях - полностью запретить парковки, - уверен Цуркин. - Технически это решение принимается так: в схему организации дорожного движения вносят знаки запрещения парковки. Пришли, вкопали знаки, оповестили. Почему этого не сделать, почему это не приоритет? Все боятся принятия решений".

В 2014-15 годах, вспоминает эксперт, пытались создать государственное бюджетное учреждение, которое занималось бы функциями контроля. "В Москве именно так и организовано, - говорит Цуркин. - Но однако профильный комитет Госсовета РК отказался поддержать данную инициативу. Мы предлагали передать полномочия в части организации пассажирской сети в муниципалитетах в Минтранc РК, тем самым последний бы управлял всей пассажирской сетью республики. (Сейчас Минтранс РК управляет лишь междугородными и пригородными перевозками, но не организацией пассажирского сообщения в муниципалитетах - прим ред.).

Крым получит 20 млрд рублей на ремонт дорог в 2020 году

Справедливости ради, нужно сказать, что Крым не единственный регион, утопающий в пробках. Москва перед Новым годом, как происходит каждый год, встает в 9- и 10-бальных заторах. А ситуация, которая сейчас наблюдается в Крыму, в столице существовала 10-15 лет назад.

Однако за проблему, в конце концов, взялись. Пробки не сняли, для любого мегаполиса это нереально, но движение организовали. Перевели улицы в одностороннее движение, разобрались с парковками, организовали тротуары, отрегулировали светофоры, добавили множество новых маршрутов общественного транспорта, провели радиальные транспортные кольца.

Крыму в ближайшее время тоже придется решать транспортные проблемы, которые от "Тавриды" перейдут именно в города. Часть этих проблем, похоже, отнесут в федеральную целевую программу. Однако региону все равно придется рано или поздно заняться анализом городской инфраструктуры и найти специалистов по логистике, чтобы снять социальное напряжение, ежедневно возникающее на полуострове.

Читайте также:

Рекомендуем