На дне: кто и что находит в затонувших кораблях

Подписывайтесь на РИА Новости Крым

СИМФЕРОПОЛЬ, 23 ноя - РИА Новости Крым, Наталья Дремова. У берегов Крыма лежат тысячи затонувших кораблей — от античных и византийских судов до погибших во время войны транспортов, "сторожевиков", пароходов, подлодок. Где-то в районе мыса Лукулл должно быть и последнее пропавшее без вести в Черном море судно — сейнер САОР-3. Судьба его с 1996 года неизвестна. По одной из версий, корабль подорвался на пойманной сетями глубинной бомбе или мине времен Великой Отечественной.

Крымские археологи начали проводить подводные исследования в Сирии

А еще на дне находятся десятки, если не сотни самолетов.

Место, где находят амфоры

В украинские времена все, что лежало на доступных глубинах, привлекало внимание мародеров. Сувениры с морского дна — от тарелок из корабельных сервизов до приборов из рубок самолетов - были ходовым товаром. Да что там тарелки — тащили орудия и технику!

Тринадцать лет назад дельцы из Николаева разрезали на металл и продали эсминец "Фрунзе", затонувший в Каркинитском заливе в сентябре 1941 года. Никто, конечно, разрешения не давал — тем более, в том последнем походе погибло 160 человек экипажа. Мародеры действовали быстро и нагло. И, видимо, имели покровителей.

На территории крымской Атлантиды может появиться подводный музей
В украинские времена у мыса Тарханкут на небольшой глубине был обнаружен штурмовик Ил-2. За два месяца, пока собиралась экспедиция по его подъему, охотники за металлом разрезали и утащили почти весь самолет. Подводным археологам достался только хвост…

На знаменитой севастопольской Горке, где торгуют "вещами с историей", и сейчас можно встретить изъеденные морем пуговицы и пряжки, оболочки снарядов, черепки античных амфор. Предметы более ценные, например, личные вещи вроде часов, планшеток, наград, сюда не несут. Для этого есть закрытые форумы для любителей раритетов.

Подводная карта для всех и специалистов

Примерно с 2015 года в Крым зачастили различные поисковые экспедиции, нацеленные на подводные объекты времен Великой Отечественной. В сентябре этого года, например, военные водолазы подняли с румынского транспорта "Santa Fe" артиллеристскую установку, еще одну планируют извлечь в следующем году.

А куда девается все это?

Крымская Атлантида: ученые раскрыли подробности раскопок Акры
Условно все подводное наследие делится на то, что относится к археологии, возрастом старше ста лет, и остальное.

Для подводных археологов, пояснил замдиректора по научной работе Черноморского Центра подводных исследований Виктор Вахонеев, действуют те же требования, что и их коллег на суше. Они должны обосновать, почему хотят обследовать то или иное судно, обязаны вовремя предоставлять отчеты, а все находки направлять в крымские музеи. Так же обязаны поступать и экспедиции, приезжающие из-за пределов Крыма: результаты должны переходить музеям полуострова.

"А вот затонувшие корабли и самолеты времен Великой Отечественной войны являются собственностью Министерства обороны РФ, — пояснил Виктор Вахонеев. — Ведомство сейчас по всей стране создает парки "Патриот", есть такие, например, в Москве, Севастополе. Они могут на свое усмотрение выбрать место для работы, конкретный объект, поднять вещи с него, увезти туда, куда посчитают нужным. То же самое с поисковым движением России. Они передают находки в музеи, но по своему усмотрению выбирают, куда именно. Тем более что сдать, например, самолет в какой-то обычный музей невозможно — требуется не только место, но и реставрация, консервация. Это могут обеспечить военные музеи".

В Феодосии уничтожили больше 60 000 боеприпасов с затонувшего корабля
Вместе с боевыми кораблями на морское дно ушло немало оружия и боеприпасов. Поэтому без специалистов по разминированию приближаться к таким судам не стоит. Не так уж редко механизмы в выброшенных морем боеприпасах находились в отличном состоянии и были готовы сработать.

На базе Севастопольского госуниверситета скоро начнется работа по созданию геоинформационной системы подводного культурного наследия в акватории Черного моря, рассказал Вахонеев. Там будет собран весь материал, связанный с подводной археологией, - от карт до данных археологических исследований. И можно будет делать какие-то выборки: например, о немецких самолетах, о средневековых судах, о погибших, но не найденных на известных координатах и так далее.

Как уточнил ученый, существовать такая информационная база будет в двух вариантах. "Подводная карта" в открытом доступе станет доступна в обобщенном виде. А вот закрытый вариант - с точными координатами, местами разведок, новыми находками - предназначен для специалистов.

"Страна у нас огромная, есть сотни тысяч дайверов и водолазов с достаточным опытом работы на приличной глубине, — пояснил Вахонеев. — Место новой находки неизбежно привлечет как тех, кому просто любопытно осмотреть ее, так и желающих что-то поднять. Ведь все тут: тарелочки, чашечки, компас, машинный телеграф, оружие… Такое "внимание" нам точно не нужно".

"Отважный": 45 лет трагической странице истории Черноморского флота >>
Пока специалистам известно о примерно 2 тысячах подводных объектов. Изучены около сотни. Из них два-три десятка — археологами. Не найдены сотни и тысячи - главным образом корабли, погибшие в античное и средневековое время.

Самолеты уплывают

Военного историка Сергея Ченныка, горячего почитателя советских штурмовиков Ил-2, больше всего волнует ситуация с самолетами. У берегов Крыма их погибло немало. Какие-то разграбили в украинское время, какие-то уже в российском Крыму извлечены из моря и… увезены за пределы полуострова.

"Перед началом строительства Крымского моста начались поиски в Керченском проливе, я был, мягко говоря, удивлен тем, что происходило, — говорит историк. — Приезжали экспедиции с московскими адресами, завозили кучу техники, поднимали то, что хотели — и увозили за пределы Крыма".

При строительстве Керченского моста нашли Ил-2 с останками пилотаПо данным поисковиков, самолет был сбит в воздушном бою над Керченским проливом 1 ноября 1943 года.
Куда?

Один из поднятых Ил-2 — в Дагестане. За штурвалом этого самолета сидел герой Советского Союза, уроженец Дагестана Юсуп Акаев. В том бою, когда был сбит штурмовик, экипаж спасся, около восьми часов летчики провели в шлюпке в Керченском проливе, были подобраны нашим катером.

"Самолет лег на дно почти целенький, и то, какой мемориал создали в Махачкале с прекрасно отреставрированным самолетом, - пример для нас, — говорит Ченнык. — Вокруг много других примеров. Я познакомился с легендарным Борисом Осетинским — человеком, который разыскивает сбитые во время войны самолеты, восстанавливает их, ставит на крыло. Я очень хотел бы, чтобы как-нибудь 9 мая его самолеты прошлись над Севастополем… С ним мы разговаривали о судьбе самолетов, извлеченных из воды".

Как поднимали со дна Черного моря штурмовик Ил-2 времен войны: видео В Крыму со дна моря подняли штурмовик Ил-2, сбитый немцами над Керченским проливом. Он находился на глубине около 6 метров.
Отреставрированный фюзеляж ещё одного штурмовика - его пилотом был младший лейтенант Александр Ударов - сейчас находится в филиале парка "Патриот" в подмосковной Кубинке.

Два штурмовика (один с останками погибшего экипажа) оказались в Геленджике. О планах на один из них рассказали три года назад: отреставрировать и поставить в качестве памятника освободителям Крыма. Это было три года назад. Видимо, еще реставрируют...

Ченнык не первый год пытается заинтересовать крымские власти созданием музея Ил-2. Был бы он — и хотя бы несколько погибших в море самолетов осталась бы в Крыму.

От духов до презервативов

Соленая вода милосерднее всего относится к керамике, фарфору, фаянсу, в общем, всему, что изготовлено из глины. Металл и дерево сохраняются хуже. Почти нет шансов у ткани, а вот бумага иногда, пролежав десятки лет, а то и век, в воде, остается целой.

В поисках Айвазовского: мнение экспертов о найденных в Черном море картинах
Специалисты Черноморского центра морских исследований сталкивались уже с такими случаями.

Например, были извлечены инструкции и другие документы с погибшего во время Первой мировой войны корабля "Лейтенант Зацаренный". В коллекции музея центра есть страховой сертификат на якорь и цепи, датированный 1867 годом. Документ был найден в сейфе парохода "Генерал Коцебу". Корабль затонул в 1895 году — у мыса Тарханкут столкнулся с другим пароходом.

В разное время любители сувениров поднимали газеты, документы, книги. Но неизвестно, удалось ли им сохранить свои находки: высохнув, такие бумаги просто рассыпаются. Дайверы рассказывали, что в числе "трофеев" с кораблей Второй Мировой оказывались флаконы с одеколоном, бутылки с алкоголем.

С немецкого транспорта "Wolga-Don" как-то вынесли коробочку с неразборчивой надписью. В ней оказались… презервативы. С виду даже неповрежденные.

У берегов Севастополя обследуют затонувший век назад императорский корабль
А вот рассказы про находки вроде амфор с вином и оливковым маслом, найденные дайверами или поднятые рыбацкими сетями, — "завлекалово" для туристов. Тысячи лет такое сохраниться не может.

Сейчас к затонувшим кораблям и самолетам могут спускаться не только люди, но и управляемые аппараты. Доступны большие глубины, где уже находится "мертвый", сероводородный слой. А вот как в нем сохраняются "подводные сокровища", еще только предстоит выяснить.

Рекомендуем