СИМФЕРОПОЛЬ, 19 ноя — РИА Новости Крым, Митя Евстифеев. Госдума рассмотрела в первом чтении нашумевший законопроект о виноградарстве и виноделии в России. Ко второму чтению законопроект примет свой окончательный вид с учетом всех поправок, однако уже сейчас виноделы оценивают нововведения как "революционные". Ожидается, что они вступят в силу с 1 января 2020 года.
Накануне принятия закона РИА Новости Крым задали экспертам-виноделам самые важные вопросы о будущем российского вина. О том, как закон изменит ситуацию на российском рынке вина и какая судьба ожидает отечественные вина, рассказали руководитель центра виноградарства и виноделия "Лаборатория вина" при Севастопольском филиале МГУ им. Ломоносова Дмитрий Ковалев и руководитель консалтингового агентства Double Magnum, бывший директор крымского винодельческого хозяйства Андрей Григорьев.
- Как отразится новый закон на российском рынке вина?
Дмитрий Ковалев: Закон проведет водораздел между вином и винными напитками, имитирующими вино. Как это ранее случилось с молоком и заменителями молочного жира. Это самое главное и революционное в законе. Никто не запретит винные напитки, они останутся на полках, но не будут называться вином.
Большие преференции получат российские производители. Западные коллеги уже звонили и высказывали недовольство. Российские вина будут стоять на отдельных полках — законотворцы даже предлагают ставить их на "лучшие места" в магазинах. Хотя я не совсем понимаю, что это за "лучшие места". Но в целом, это хороший процесс — у нас будет много своего вина, и оно будет доступным. Какого они при этом будут качества — это уже второй вопрос.
Андрей Григорьев: Этот закон сильно изменит рынок. Во-первых, более чем в два раза вырастут акцизы на вино. Если вкратце, то российские виноделы получат существенные льготы по сравнению с импортными производителями. Речь идет в первую очередь о недорогом вине, которое составляет большую часть российского рынка.
В результате, как я слышал от компаний-импортеров, станет невыгодно ввозить в Россию вино по 2-3 евро за бутылку. Поэтому ниша достанется российским производителям.
Однако самое важное, что закон запрещает использование импортного виноматериала для производства вина в России. Да, мы все боролись за то, чтобы запретить делать из иностранного виноматериала так называемое "российское" вино, на котором потом пишут, что оно сделано в Крыму или Краснодарском крае. Но проблема в том, что закон де-факто вводит запрет на использование иностранного виноматериала в принципе. Боюсь, что у российских виноделов нет сырьевой базы, чтобы компенсировать нехватку подобного вина.
Дмитрий Ковалев: Цена нормального российского вина начинается от 200 рублей. Такие недорогие вина популярны во всем мире, и невысокая цена в разных странах достигается одинаково: используется сорт винограда высокой урожайности, ягоды собираются не вручную, а машинами, используется не очень концентрированный сок. Такое обычное, массовое российское вино получит возможность заполнить прилавки.
Что касается дорогого российского вина, то его цена часто абсолютно не оправдана. Эти вина пока не до такой степени сложны в производстве, как западные вина в той же ценовой категории. Если потребитель хочет покупать российское вино за 5-6 тысяч за бутылку, то ради бога. Но нужно понимать, что в стоимость подобного вина просто заложены сотни процентов маржи.
Но, как я уже упоминал, поскольку импортное вино составляет около 40% всего вина в России, то российского вина может не хватить для того, чтобы удовлетворить потребности населения. Пока наша сырьевая база недостаточна и нуждается в расширении.
- Чего в этой ситуации стоит ожидать Крыму?
Дмитрий Ковалев:Сегодня все больший спрос получают сухие вина. Качество крымских сухих вин растет — хоть и не быстро, зато неуклонно. В Крыму открываются новые винодельни: только за последнее время появились две, еще три недавно получили все необходимые для запуска разрешения.
Главное теперь — восстановить виноградники: со 100 с лишним тысяч гектаров мы "сползли" до 17 тысяч. Это меньше, чем на Кубани. Так что пока Крым, конечно, не напоит вином всю Россию. Хорошо бы хватило на несколько миллионов ежегодно приезжающих туристов.
Но, в любом случае, у Крыма есть земли, климат и своя богатая история. Это признают даже на Западе. Поэтому крымское виноделие будет неизбежно развиваться. А законопроект поможет крымским винам выходить на прилавки в России.
Однако в Крыму слишком мало виноградников. А многие из тех, что включены в статистику, были заложены в советское время и не отвечают современным стандартам. Поэтому нужно время и господдержка.
Но, в любом случае, Крым должен воспользоваться нынешним шансом. В республике есть около 10 хороших брендов, которые неплохо смотрятся на рынке. У них есть возможность показать себя более эффективными и укрепить свою экономику.
- Будет ли Россия поставлять свое вино на экспорт и в каких странах могут заинтересоваться отечественным вином?
Дмитрий Ковалев:Ситуация такова, что Западная Европа традиционно пьет свое вино. Поэтому я считаю, что нужно ориентироваться на Азию: Китай, Сингапур, Юго-Восток Азии. Это огромное население, которое с каждым годом все больше приобщается к культуре вина. К России там относятся доброжелательно, санкций нет.
Недавно свыше 10 виноделов из Крыма и Краснодарского края ездили в Шанхай на выставку, их там хорошо встретили. Поэтому мне кажется, что России надо идти на Восток.
Андрей Григорьев: Стоит задать очень простой встречный вопрос: зачем? Зачем нам куда-то продвигать продукцию, если у нас есть свой огромный рынок, который нуждается в хорошем вине.
Однако, если говорить о построение репутации на международном рынке, то перед глазами есть хороший пример — Австрия. За последнюю четверть века австрийцы грамотно спрогнозировали "винную революцию" и приход на рынок вина из новых стран. Поняв, что их местные виноделы потеряют позицию, они запустили рассчитанную на 20 лет программу поддержки виноделов с упором не на количество производимого вина, а на его качество. Да, они потеряли часть внутреннего рынка, но смогли это вино продавать на экспорт под маркой "австрийское вино".
С репутационной точки зрения нам тоже важно продвигать российское вино на зарубежные рынки, чтобы показать миру, что в России делают хороший и качественный продукт. И в этом плане Крым, как место с тысячелетней историей виноделия, имеет свои преимущества. Крымом интересуются, но про него мало знают. В мире вина осталось мало неиспробованного, а настоящие любители стремятся попробовать что-то новенькое.