СИМФЕРОПОЛЬ, 24 июл – РИА Новости Крым. 21 июля на Украине состоялись внеочередные выборы в парламент страны. Борьбу за 424 депутатских мандата вели почти шесть тысяч кандидатов. В этом перечне фигурируют и уроженцы Крыма, которые какое-то время жили и работали на полуострове, а также те, кто волею судеб так или иначе был связан с этим регионом, занимая здесь различные государственные должности. В основном это политики и общественники, которые не приняли результаты мартовского референдума 2014 года и воссоединения Крыма с Россией, выехали на Украину и заняли жесткую русофобскую позицию.
"Крымский" квартет
Бывший глава запрещенного в России "меджлиса крымско-татарского народа"* Мустафа Джемилев сохранил за собой депутатское кресло. При этом к нему присоединился заместитель председателя этой организации Ахтем Чийгоз. Оба прошли по спискам партии экс-президента Петра Порошенко "Европейская солидарность". В бытность нахождения Крыма в составе Украины меджлис*, не имевший официального правового статуса, в периоды предвыборных парламентских кампаний регулярно заключал альянсы с националистическим Народным рухом Украины и проводил своих представителей в Верховную раду. Меджлис* благодаря большому влиянию на крымских татар предоставлял Руху электоральную поддержку на полуострове, а взамен получал несколько проходных мест в списке. Благодаря такому альянсу мандатами чаще всего обзаводились сам Джемилев и его верный соратник Рефат Чубаров, который впоследствии и стал у руля этой незаконной структуры.
Компанию Джемилеву в парламентской фракции "Европейской солидарности" составил еще один записной крымско-татарский активист Ахтем Чийгоз. Предводитель меджлисовской* ячейки Бахчисарайского региона, в 2008 году стал заместителем главы меджлиса*. Чийгоз считался одним из реальных претендентов на пост председателя данной организации после отставки Джемилева, однако в итоге свою кандидатуру не выдвинул и поддержал Чубарова.
В начале 2015 года Чийгоз был задержан по обвинению в организации массовых беспорядков под стенами крымского парламента 26 февраля 2014 года. Напомним, в этот день произошли столкновения между представителями меджлиса* и сторонниками партии "Русское единство". В результате погибли двое и пострадали более 70 человек.
Депутатским мандатом обзавелся еще один крымский татарин – Рустем Умеров, шедший по списку партии "Голос" под номером 18. Данного персонажа также можно отнести к окружению меджлиса*. Хотя Умеров и не является членом данной структуры, но является делегатом так называемого курултая (национального съезда) крымских татар. По сведениям оппозиционных меджлисовцам организаций, Рустем Умеров и его брат Руслан, будучи солидными бизнесменами, являлись советниками народного депутата Джемилева по экономическим вопросам и вносили весомый финансовый вклад в деятельность меджлиса* через учрежденную в 2011 году структуру "Фонд развития Крыма". К слову, оба брата получали образование в США и активно участвовали в международной общественной деятельности. Имея связи за рубежом, они в том числе организовывали встречи руководства меджлиса* с иностранными дипломатами, политиками и меценатами.
"Пролетевшие"
Также в списке непрошедших в парламент бывших крымчан – общественница, крымская активистка Евромайдана Александра Дворецкая ("Голос") и член "меджлиса"*, медиаменеджер Гаяна Юксель ("Партия зеленых Украины").
Мнение эксперта
Исключение, по словам эксперта, составляет партия Порошенко "Европейская солидарность" включившая в проходную часть списка Джемилева и Чийгоза.
"Порошенко и его партия хотят использовать крымско-татарский фактор в качестве политического ресурса нагнетания русофобских настроений и мобилизации украинцев на тему возвращения Крыма. Они по-прежнему собираются активно эксплуатировать этот вопрос, поэтому в Раде им нужны именно крымские татары. Этот фактор сегодня имеет международное звучание как инструмент давления на Россию", – полагает Форманчук.
"Очевидно, Зеленскому тоже не помешает крымчанка, которая может быть использована в качестве пиара. Зеленский тоже любит говорить о возвращении Крыма в состав Украины. Его риторика не такая агрессивная, как у радикальных националистов, но, тем не менее, она остается той же, что была и при Порошенко", – заключил политолог.
*Запрещенная в России экстремистская организация