Какой должна быть копия брига "Меркурий": мнение строителей линкора "Полтава"

Подписывайтесь на РИА Новости Крым

Андрей Киреев, корреспондент РИА Новости Крым

В прошлом году правительство РФ поддержало инициативу ассоциации "Морколлегия информ" по воссозданию полноразмерной реплики легендарного брига "Меркурий". К реализации проекта пока не приступили – нет заказчика, который сформирует требования к паруснику и профинансирует его строительство. Впрочем, определенные подготовительные работы уже ведутся. Конструкторское бюро исторической верфи в Санкт-Петербурге, где сегодня завершается строительство полноразмерной копии линейного корабля эпохи Петра I "Полтава", за свой счет подготовило эскизный проект брига "Меркурий". Каким видят копию героического парусника мастера, создавшие не один крупный деревянный корабль, узнал корреспондент РИА Новости Крым.

Покоритель морей

Как в современной России строят старинные деревянные корабли
В отличие от линкора "Полтава", который строится как неходовой музейный корабль – максимально соответствующий оригинальному паруснику, "Меркурий" должен выходить в море.

"Задача — сделать мореходное судно, поэтому корабль будет частично соответствовать оригинальному бригу. Современный корабль нужно укомплектовать различным оборудованием и двигателями, поэтому внутренние интерьеры повторить не получится. Скажу так: от ватерлинии – корпус и парусное вооружение будет абсолютно соответствовать истории, ниже ватерлинии и внутреннее оснащение – современный корабль", — рассказал РИА Новости Крым главный строитель копии "Полтавы" Михаил Плеханов.

Если численность корабельного состава на оригинальном бриге составляла 150 человек, то современный экипаж не превысит 40 человек.

Эскизный проект "Меркурия" определяет ключевые решения, которые станут основой будущего корабля. "Главная задача эскизного проекта – провести необходимый минимум инженерных расчетов и проработок, чтобы можно было сказать — каким будет корабль, сколько он будет стоить. В проекте определяется конструкция корпуса, проверяется остойчивость, непотопляемость корабля, подбирается механическая установка, определяется конфигурация основных систем", — пояснил собеседник.

Прорыв "Меркурия". Чем знаменит бриг, давший имя новому корвету ВМФ России
Основа нового "Меркурия" – композитный корпус. "В нашем проекте килевая балка, нижняя часть шпангоутов должны быть выполнены из металла, остальной корпус — деревянный. Благодаря современным решениям корабль сядет в воду, и будет вести себя гораздо ближе к оригиналу, чем корабль, полностью выполненный из металла", — отметил мастер.

По мнению строителей линейного корабля "Полтава", а до него фрегата петровской эпохи "Штандарт", бриг "Меркурий" при благоприятном стечении обстоятельств (стабильном финансировании, необходимом количестве рабочих рук и материалов) можно построить за два-три года.

"Строительство "Полтавы" длится шестой год. Бриг "Меркурий" можно построить гораздо быстрее. Во-первых, этот корабль значительно меньше "Полтавы" – в длину он около 30 метров, а линкор – 52 метра. Соответственно и в ширину он будет значительно меньше. Во-вторых, линкор – полностью деревянный корабль, а бриг планируется с композитным корпусом, что упрощает строительство", — сказал РИА Новости Крым мастер исторической верфи "Полтава" Андрей Бредов.

Воссоздание брига "Меркурий": каким должен быть легендарный парусник
Параллельно с созданием проектной документации строителям необходимо будет решить вопрос с соответствием парусника требования морского регистра для соблюдения современных требований безопасности, чтобы не повторилась ситуация с фрегатом "Штандарт" (деревянный корабль петровской эпохи, построенный в конце 90-х годов прошлого века), который не может заходить в воды России из-за проблем с законодательством.

"Бриг "Меркурий" — корабль очень необычный и применять напрямую к нему правила морского регистра нельзя. Параллельно с созданием проектной документации необходимо будет согласовывать с ведомством специальные технические условия, чтобы парусник смог получить разрешение на строительство, а затем – на выход в море. Когда эти вопросы будут решены, можно начинать строить", — подчеркнул Плеханов.

Где строить

Важный вопрос — место строительства "Меркурия". Севастопольская инициативная группа считает, что он должен возводиться в Севастополе, где создавался и оригинальный бриг. Специалисты исторической верфи "Полтава" говорят, что это может вызвать определенные сложности.

"Коммуна": царский пароход и подводные дроны
"Сегодня организовать сварку корпуса можно практически на любом судостроительном предприятии. С этим проблем не будет и в Севастополе. А вот с рангоутом (устройства для постановки парусов) и такелажем (вооружением мачты) возможны сложности. Чтобы построить инфраструктуру для изготовления мачт, рангоута нужны значительные средства. Доставить готовые конструкции в Севастополь будет непросто – их не возят ни на каком другом транспорте, кроме водного. Кроме того, существует масса других обслуживающих производств. Все это развертывать на голом месте — дорогостоящая задача", — отметил главный строитель "Полтавы".

В Севастополе восстановят легендарный парусник начала XIX века
Более того, возникает проблема с доставкой в Севастополь не только мачт, но и самых простых материалов – леса, крепежа. Для строительства "Полтавы" лес возили со всей России.

"Есть масса вещей, которые в Крыму будет просто невозможно купить. Например, корабельный крепеж. Начиная с металлопроката: кузня, потом завод, где нам нарежут резьбу, гальваника. Если есть уверенность, что это можно найти в Севастополе или в Крыму – хорошо. Но такой уверенности нет. Чего нет в Питере, мы заказываем в Москве – это 600 километров. Сколько потребуется времени и средств, чтобы доставить товар в Севастополь?", — задается вопросом Бредов.

В районе Балаклавы обнаружено древнее парусное судно
Конечно, можно сэкономить на ангаре и строить корабль под открытым небом. "Штандарт" строился на улице. Но надо понимать, что как только мы начинаем работать под открытым небом, то сильно зависим от погоды. Краска не сохнет, если температура ниже +5, тем более, если ее поливает дождиком. Наличие ангара, особенно с грузоподъемным оборудованием, очень сильно облегчает жизнь", — подчеркивает мастер.

Еще одна сложность – в Севастополе нет специалистов, способных изготовить парусное вооружение. Их надо вести в город, обеспечивать жильем, что также скажется на конечной стоимости парусника.

По словам Плеханова, строительство брига на готовой площадке в Санкт-Петербурге составит порядка 500-600 млн рублей. "Строительство инфраструктуры на новом месте потребует как минимум еще 30-50% от суммы строительства корабля", — отметил он.

Рекомендуем