Как в современной России строят старинные деревянные корабли

Подписывайтесь на РИА Новости Крым

Андрей Киреев, корреспондент РИА Новости Крым

Долгие годы севастопольские энтузиасты мечтали о возрождении легендарного брига "Меркурий", который в далеком 1829 году вышел победителем из морского сражения с двумя турецкими линкорами, превосходящими его в вооружении почти в 10 раз – 20 пушек против 184. В прошлом году инициативу воссозданий корабля поддержало правительство РФ, поручив профильным ведомствам рассмотреть вопрос реализации инициативы ассоциации "Морколлегия информ" – создание художественного фильма "Бриг "Меркурий" и восстановление полноразмерной копии парусника. Вскоре мечта может воплотиться в жизнь. Чтобы узнать, как в современной России строят старинные деревянные парусники, корреспондент РИА Новости Крым отправился в Санкт-Петербург. Именно здесь сегодня на исторической верфи корабелы строят деревянный линейный корабль времен Петра I "Полтава".

От "Штандарта" до "Полтавы"

Воссоздание брига "Меркурий": каким должен быть легендарный парусник
Строительство любого судна условно можно разделить на три основных этапа. Первым делом должен появиться заказчик строительства корабля, который сформирует основные требования к проекту и заплатит за его строительство. После исполнитель должен разработать эскизный проект судна, который должен утвердить заказчик. Документ может подвергаться как незначительным правкам, так и серьезной переработке. Когда все разногласия учтены, начинается глубокая разработка проектной документации. Только после этого мастера приступают к строительству корабля. Примерно по такой схеме с 2013 года ведется и строительство "Полтавы". Инициатором создания исторически-достоверного деревянного корабля петровской эпохи выступила российская компания "Газпром". 

"Компания заказала историческое судно – полностью деревянное с оригинальной компоновкой, без двигателей и другого современного оборудования. Предназначение судна – корабль-музей, поставленный в конкретном месте. "Полтава" – это исторический корабль, который максимально повторяет линкор 1712 года", — сказал РИА Новости Крым мастер исторической верфи "Полтава" Андрей Бредов.

Почему выбор был сделан в пользу "Полтавы"? Он очевиден — этот парусник был первым линейным кораблем Российской империи вооруженный 54 пушками и спроектированный лично Петром I. 

""Полтава" не отличилась в морских боях, но в то время значение ее было настолько весомым, что ее присутствия в зоне конфликта могло серьезно изменить расстановку сил", — подчеркивает Бредов. 

Перед "Полтавой" питерские корабелы построили фрегат времен Петра I "Штандарт". Собственно костяк мастеров, которые в 1999 году построили этот парусник, сегодня трудятся на петровском линкоре. 

"Коммуна": царский пароход и подводные дроны
"Полтаву" со "Штандартом" сложно сравнивать. Тогда ситуация в стране была другой, законодательство было другим. К тому же первый проект всегда делать непросто. "Просто не было инструментария, знаний. Чертежей было сильно меньше. Многое решали не в 3Д модели, а "прямо на корпусе", — отметил мастер верфи.

"Полтава" строится более тщательно и подробно. Еще до начала строительства линейного корабля пришлось создавать целое конструкторское бюро, которое изготовило массу всевозможных чертежей корабля и деталей. 

Отдельный вопрос – соответствие законодательству. "При строительстве "Штандарта" не удалось организовать наблюдение за постройкой со стороны Морского Регистра. Это стало одной из основных причин того, что сегодня этот корабль находится за рубежом и не может зайти в воды России. С линкором "Полтава" таких проблем нет. Специально под корабль в морском регистре был создан раздел "исторические суда". Была проделана невероятная работа, которая открыла дорогу для строительства судов подобного класса", — подчеркивает Бредов. 

Отличаются корабли и по своим размерам. Если фрегат "Штандарт" в длину около 27 метров, а в ширину около — семи, то "Полтава" почти вдвое больше – 52 и 14 метров соответственно. 

"Несомненно, опыт, полученный при постройке "Штандарта", очень сильно помог при строительстве "Полтавы"", — подчеркивает мастер верфи. 

Необычные люди

Костяк команды "Полтавы" — профессиональные корабелы. В конструкторском бюро и руководители строительства – выпускники профильных вузов с многолетним опытом работы в судостроении.

А с рядовыми рабочими возникали определенные сложности. Для строительства "Полтавы" требовались специалисты, которых сегодня не готовит ни одно учебное заведение России – строители деревянных кораблей.

В Севастополе восстановят легендарный парусник начала XIX века
"Изначально мы пробовали брать на работу профессиональных плотников, например, рубщиков домов. Но это не привело к результату, на который мы рассчитывали. Тогда мы решили растить своих мастеров. Мы кинули клич буквально по друзьям, родственникам и знакомым: "Ребята, кто хочет строить корабль? Работа тяжелая, деньги маленькие, но все очень интересно". И под это дело народ стал приходить очень разный", — отметил Бредов. 

Как ни странно, но на верфь приходило немало ребят с гуманитарным образованием, даже после философского факультета. 

"Спрашиваем у парня: "Чем занимался до "Полтавы"? Отвечает: "Охраной аэродромов от птиц, держал сокола и кречета". Один отличный мастер в свободное время гоняет яхты из порта в порт, другой путешествует по миру – не так давно неделю жил в палатке на пляже в Португалии", — подчеркнул мастер верфи.

В итоге, после долгих проб и ошибок, были выработаны критерии отбора. "Если человек бородатый, у него есть татуировки, опыт высотных работ, права на мотоцикл и если он сумасшедший – то это точно наш клиент", — шутит Бредов.

В районе Балаклавы обнаружено древнее парусное судно
По словам мастера, поначалу парни (девушки непосредственно в строительстве корабля не участвуют) много учились, допускали ошибки. "В результате через год-полтора после начала строительства корабля у нас была очень грамотная команда, заточенная на строительство деревянного корабля", — отметил он.

В пик работ над строительством "Полтавы" работало более 160 человек. Сегодня, когда корпус линейного корабля готов на 100%, а такелаж (вооружение мачты) на 90% — здесь трудится около 30 человек. 

Помимо кораблестроителей на верфи ежедневно несут боевую вахту две собаки – рыжий пес Аякс и сука Лола. Вместе с ними на рангоутном (устройства для постановки парусов) участке следят за порядком от пяти до 20 котов. "Аякс беспородный, но разумный, а Лола, вроде хаски – характер вредный. Животным на корабль проход строго запрещен ", — смеется мастер. 

Современные технологии

Конечно, при строительстве "Полтавы" полностью соблюсти технологии начала XVIII века нельзя. Они известны, но слишком трудоемки и требуют больше материалов. Сегодня такой же корабль можно сделать быстрее, дешевле и долговечнее. 

"Ничего сложного в технологиях строительства кораблей того времени не было. Инструменты те же — пилы, рубанки, дрели, топоры. С другой стороны, в какой-то момент строительства я понял, что не знаю, как Петр строил корабли. Что он делал без рулеток и карандашей, без грузоподъемного оборудования, без электричества? Многим вещам приходилось учиться по ходу дела. Например, шпангоут (элемент обшивки корабля) – крупная, сложносоставная деталь. Первый шпангоут мы делали четыре недели, следующий – 3,5 недели, потом уходило уже по две недели на шпангоут", — рассказывает Бредов. 

По словам главного строителя линкора "Полтава" Михаила Плеханова, современный мир настолько далеко ушел в технологических решениях, что на многие вещи уже не можешь смотреть как прежде. "Мы настолько впереди со своим техническим образованием, пониманием техники, физики, математики от своих предков, что многие вопросы решаем чаще всего сложнее, чем раньше", — подчеркивает он.

Особая сложность при строительстве старинного линкора – дерево. "Водоизмещение корабля примерно 1,2 тысячи тонн. Для его строительства потребовалось 4,5 тысячи кубометров леса. Пропорция один к четырем, четырем с половиной. На стадии изготовления кривых деталей расход доходил до 11 кубов на один кубометр деталей", — отметил Плеханов.

Часто речь идет не о сосне, а дорогостоящем дубе и лиственнице. Дерево приходилось вести в Санкт-Петербург со всей России – Саратова, Тулы, Брянска, Краснодарского края. "В деталях шпангоута у нас использовался дуб, которому более 100 лет", — подчеркнул Бредов. 

Старейшее судно ВМФ уходит в море: пять интересных фактов о "Коммуне"
В отличие от времен Петра в современной реплике "Полтавы" использовался резьбовой крепеж. Только в наружной обшивке насчитывается 12 тысяч болтов и столько же гвоздей. "В целом железа на корабль ушло порядка 45 тонн. Это и петли, и крепеж, и гайки, и шайбы, и кованые болты", — отметил Плеханов. 

При покраске судна использованы самые современные краски, смеси и пропитки. "При Петре корабль служил около 20 лет. Я думаю, мы сильно превысим этот срок. При строительстве "Полтавы" мы использовали все самое лучшее, что смогли найти", — подчеркивает Бредов. 

Особенная гордость линкора – декор корабля. Все деревянные скульптуры выполнены профессиональными резчиками и смотрятся невероятно красиво. А также 54 орудия трех калибров (6, 12 и 18 фунтов), которые уже ожидают погрузки на линкор. "Все пушки могут давать шумовые салюты", — заверил собеседник РИА Новости Крым. 

Мастера верфи полагают, что если поставить реплику "Полтавы" с оригиналом, то визуально современный корабль смотрелся бы более аккуратно. 

"На самом деле мы очень мало знаем об оригинальной "Полтаве". Есть одна записка мастера Федосея Скляева с основными размерами, а также две гравюры. Чертежи парусника разрабатывались на основе этих документов, а также по параллельным проектам голландцев и англичан. Петр учился строить корабли у них. Мы считаем, что наша "Полтава" такая, какой ее построил Петр, но проверить это невозможно", — подчеркивает Бредов.

Уже этим летом на корабле планируются поднять все паруса и пройтись по Финскому заливу. А на день ВМФ "Полтава" должна стать главной "звездой" морского парада в Санкт-Петербурге. 
Рекомендуем