Дорогое небо: что происходит с ценами на авиабилеты в Крым

Подписывайтесь на РИА Новости Крым

Алексей Гончаров, корреспондент РИА Новости Крым

Минувший курортный сезон в Крыму стал самым успешным для него за все постсоветские годы. Регион принял рекордное число отдыхающих: по данным Минкурортов РК, это 6,8 миллиона человек, что на 26% больше показателя 2017 года. С запуском автодорожной части моста через Керченский пролив улучшилась транспортная доступность полуострова. Положительную роль также сыграли политика сдерживания цен в данной сфере, повышение качества обслуживания гостей, открытие новых объектов размещения и туристических маршрутов.

Путин поручил к лету продумать рост субсидий на авиаперевозки в Симферополь
По прогнозам экспертов отрасли, предстоящий высокий сезон, который стартует уже через несколько недель, будет как минимум не хуже предыдущего. В то же время комплекс определенных факторов не позволяет курортно-туристической отрасли региона полноценно развиваться. Один из таких факторов – стоимость авиаперелетов в Крым, которая продолжает оставаться очень высокой на протяжении всех пяти лет нахождения полуострова под российской юрисдикцией, что вызывает немало нареканий со стороны отдыхающих и местных жителей.

Данная проблема регулярно обсуждается как на региональном, так и на федеральном уровне – в правительстве, Госдуме, Совете Федерации, администрации президента страны. Так, Владимир Путин поднял вопрос высокой стоимости авиабилетов в Крым на встрече с представителями местной общественности, состоявшейся в Симферополе в честь пятилетия воссоединения полуострова с Россией. Глава государства назвал возможные механизмы улучшения ситуации в этом вопросе. Свои рецепты предлагают и крымские власти, представители Ростуризма и специалисты отрасли.

О тарифах и проверках

Путин предложил реалистичный план снижения цен на авиабилеты
Россиянам, планирующим отдых в Крыму этим летом, но еще не позаботившимся о покупке авиабилетов, стоит поторопиться. По данным основных поисковых интернет-агрегаторов, дешевых билетов в Симферополь уже практически не осталось. Например, средняя стоимость перелета из Москвы и обратно при раннем заказе составляет во второй половине июня порядка 11,5 тысяч рублей, в июле и первой половине августа – более 13 тысяч рублей. При этом в отдельные летние дни стоимость при раннем бронировании доходит до 14-15 тысяч рублей. А для петербуржцев полет на самолете в крымскую столицу, включая обратный путь, при заказе в эти дни обойдется от 13,5 тысячи до 16,5 тысяч рублей (вторая половина июня), 15-17 тысяч рублей (июль) и от 12 до 17 тысяч рублей (первая половина августа).

Особенно остро проблема дороговизны авиабилетов в Крым стоит для жителей отдаленных регионов – Сибири, Урала, Дальнего Востока. Так, в ходе состоявшейся недавно трансляции "VKLive с Дмитрием Медведевым" к российскому премьер-министру обратился житель города Братска Иркутской области, который пожаловался на очень большую стоимость перелета в Симферополь и обратно – 90 тысяч рублей.

Эксперты российского сервиса путешествий Tutu.ru отмечают: в стоимость авиабилета входят тариф, сборы и таксы. Размер тарифа определяет авиаперевозчик, его величина зависит от политики компании, протяженности маршрута, класса бронирования и сезона (например, весной и летом, в сезон отпусков, тарифы повышаются).

Также в структуру цены билета входят аэропортовые сборы за наземное обслуживание воздушных судов. К этому относятся плата за обслуживание самолетов и пассажиров, обеспечение безопасности и т.п. Таксы устанавливаются комиссией воздушной гавани. В сборы входят: топливный, страховой, сервисный (сбор за оформление билета, устанавливается авиакомпанией или ее агентом). Существуют сборы за полет над иностранной территорией, за вылет самолета из "чужого" аэропорта.

Россия в этом году потратит 15 млрд рублей на субсидирование авиаперелетов
По словам специалистов, стоимость билетов может "скакать", если меняется цена на топливо или мировой курс валют. Цена может зависеть также от заполняемости самолета, от акций и скидок, которые организовывает авиакомпания.

Стоимость перелетов в Крым в период высокого туристического сезона по отечественным меркам считается довольно высокой. К примеру, на другой популярный российский курорт – Сочи – путь на самолете из Москвы и обратно в пик сезона обойдется в 8-9 тысяч рублей (июль) и 8-10 тысяч рублей (первая половина августа), если билеты покупать сейчас. Учитывая, что в Крым, как правило, ездят отдыхать целыми семьями, денежная сумма только на перелет будет весьма значительной для бюджета отдельно взятого путешествующего семейства.

В Крыму предложили открыть авиасообщение с Дамаском и Ереваном
При этом цены на авиаперелеты, не только по крымскому направлению, но и в масштабах всей страны, растут. Так, в марте этого года Федеральная антимонопольная служба проверила опубликованную в прессе информацию о подорожании авиабилетов на внутренних направлениях. Проведенный антимонопольщиками мониторинг показал, что с начала года цены выросли на 5%. Причинами, по словам представителей ФАС, стали увеличение топливного сбора и сокращение предложений авиабилетов по льготным ценам и промоакциям.

Депутаты Госдумы регулярно направляют в адрес антимонопольной службы обращения с жесткой критикой высоких цен на авиабилеты и просьбой проверить их обоснованность. Так, накануне минувшего курортного сезона депутат ГД от Севастополя Дмитрий Белик обратился к вице-премьеру России Дмитрию Козаку и руководителю ФАС Игорю Артемьеву с просьбой разобраться с ценообразованием на авиабилеты. По его словам, несмотря на выделяемые государством субсидии, авиакомпании повышают цены в пик сезона, что негативно влияет на туристическую привлекательность Крыма.

В том, что их стоимость, включая направление Крыма, устанавливается исключительно на основе объективных факторов, сомневается и президент России. "Я, честно говоря, не уверен, что билеты, когда они формируются, что они формируются справедливо и рыночным способом", — сказал Владимир Путин на упомянутой выше встрече с представителями крымской общественности в марте этого года.

Однако результаты проверок ФАС свидетельствуют об отсутствии нарушений со стороны авиакомпаний при установлении стоимости перелетов. Так, антимонопольщики провели анализ динамики средней стоимости перелетов в Крым за 2015-2018 годы. По его итогам представители ведомства заверили, что ни одна из авиакомпаний не занимает на рассматриваемом рынке доминирующего положения, а цены на билеты формируются в условиях конкуренции.

Полмиллиарда на субсидии

Летаем выгодно: эксперты рассказали, как сэкономить при покупке авиабилетов
С целью сделать авиабилеты более доступными для граждан, правительство РФ ежегодно выделяет бюджетные деньги на субсидирование авиаперелетов по внутренним направлениям. Программа по реализации субсидированных авиабилетов в Симферополь из других регионов России была запущена еще в 2014 году. Авиакомпании, давшие согласие на участие в программе, должны выделять пассажирские места (до 30% от общего числа посадочных мест в экономном секторе) эконом-класса по льготной стоимости – со скидкой в 50%.

Однако воспользоваться этой программой и купить билет по скидке на данный момент могут только льготники: инвалиды I группы любого возраста и сопровождающие их лица; инвалиды с детства II и III групп; лица, сопровождающие детей-инвалидов; пенсионеры и молодые люди не старше 23 лет. С 2019 года в этот перечень включены и многодетные родители. При этом льгота не распространяется на жителей Москвы и Санкт-Петербурга.

Программа субсидирования авиаперелетов продолжится и в этом году. Премьер-министр страны Дмитрий Медведев сообщил, что на эти цели из бюджета будет выделено вдвое больше средств, чем в прошлом году.

"Мы программу по субсидированию авиаперелетов начали несколько лет назад, она принесла очень хороший результат. Мы в прошлом году потратили порядка семи миллиардов на эту систему компенсации билетов для отдельных категорий граждан — а это студенты, пенсионеры, инвалиды — из одной части страны в другую. И в этом году потратим на поддержку такого рода полетов 15 миллиардов рублей. Мы эту форму субсидирования наращиваем", – заявил Медведев в конце марта текущего года.

Программа действует круглый год. Помимо Крыма, субсидирование воздушных перевозок распространяется на Дальний Восток и Калининград. В этом году на выполнение субсидируемых перевозок в Крым по 63 маршрутам из федерального бюджета выделено 570 миллионов рублей.

Впрочем, не стоит исключать, что списки, как льготных категорий граждан, которые смогут купить билеты со скидкой, так и регионов, из которых можно будет дешевле летать в Крым, будут расширены. Задачу проработать этот вопрос поставил глава государства.

"Существует субсидирование билетов для отдельных категорий граждан и по отдельным направлениям, из отдельных городов России в Крым. Самый реалистичный план, если не обещать неисполнимого, надо расширять количество таких регионов и, может быть, расширять категорийность субсидирования", — сказал Путин в ходе встречи с общественностью в Симферополе.

Чартеры в помощь

В Крым возобновятся поездки по "единому" билету через аэропорт Анапы
Добиться улучшения ситуации с доступностью авиабилетов также планируется путем более тесного взаимодействия с туроператорами и организации сетки чартерных рейсов, формируемых под конкретные запросы туристов.

"Есть конкретные направления, туроператоры, которые готовы в деталях разложить, из какого региона сколько необходимо дополнительно рейсов. Желающие (приехать в Крым) есть. Готов собрать совещание под конкретные предложения. Уверен, что сможем найти какие-то индивидуальные решения", – сказал журналистам глава Республики Крым Сергей Аксенов на VIII туристском форуме "Открытый Крым".

В Ростуризме инициативу руководителя региона поддерживают и выражают готовность оказать всю необходимую поддержку и помощь.

"Решить проблему дороговизны перелетов в Крым можно сделать следующим образом: под определенный поток, который формируется, можно ставить региональные перевозки. Соответствующий запрос есть. Необходимо расширять полетную сетку. В Крыму построен шикарный аэропорт, строятся новые отели, сюда заходят туроператоры. Логично будет предположить, что они (туроператоры – ред.) также будут ставить и свои перевозки, – отметил в комментарии РИА Новости Крым замруководителя ведомства Алексей Конюшков.

На развитие аэропорта "Симферополь" добавят три миллиарда рублей
К слову, такой механизм уже реализуется крупнейшим российским туроператором – компанией "Библио-Глобус". Пакетные туры пользуются все большей популярностью, в том числе благодаря тому, что перелет на полуостров в этом случае становится значительно дешевле по сравнению с регулярными авиаперевозками.

"Мы выполняем чартерные рейсы в Крым из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Казани, Тюмени, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Омска, Перми, Уфы и Челябинска. Цена в пакете заложена оптимальная, спрос высокий, – рассказала РИА Новости Крым руководитель направления "Россия" туроператора "Библио-Глобус" Светлана Кашиц. – У нас динамическое ценообразование. Стоимость зависит от спроса, количества оставшихся билетов, количества свободных номеров в средствах размещения. Если брать отдельно проживание и перелет, конечно, будет намного дороже, нежели приобретать пакет, в который включен и перелет, и проживание, и питание".

По мнению специалистов отрасли, влияние на стоимость воздушных пассажирских перевозок в Крым должно оказать открытие железнодорожной части Крымского моста. Конкуренция с поездами, считают они, вынудит авиакомпании снизить цены на билеты.

"Дополнительные условия для железнодорожного транспорта оказывают решающее влияние и на авиасообщение. Если железнодорожники будут продолжать совершенствовать свою тарифную политику, в том числе запускать перевозки железнодорожным транспортом в режиме, близком к лоукостерам, то это окажет стимулирующие влияние на поведение авиакомпаний", – полагает заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Прогноз на снижение

В Крым на самолете без пересадок: откуда можно добраться в сезон
Впрочем, некоторые эксперты считают, что стоимость авиабилетов в Крым сопоставима с ценами на другие туристические направления, популярные среди россиян. По мнению главного редактора портала для отельеров Prohotel.ru Эдуарда Демидова, в плане цен на перелеты полуостров не только не проигрывает конкуренцию другим южным курортам страны, но и смотрится более выигрышно на фоне ближнего зарубежья.

"Те же Азербайджан, Армения, Грузия и Казахстан вариативно не побеждают Крым, поскольку там стоимость авиаперевозок в несколько раз выше. Тот же Казахстан стоит почти в четыре раза дороже и падение цены там невозможно. А в Крыму при этом достаточно высокий комфорт авиапоставщика. Но, конечно, цены нужно понижать. Когда речь идет о групповом, семейном заказе билетов, цены необходимо в большей степени моделировать, потому что этот курорт посещается не индивидуально, а группами. Введение специальных тарифов позволило бы увеличить турпоток в регион", – отметил он в комментарии РИА Новости Крым.

Автобусные кассы в аэропорту Симферополя стали круглосуточными
В то же время эксперт не разделяет оптимистических прогнозов по поводу конкуренции с железнодорожниками и снижении стоимости авиабилетов под влиянием открытия ж/д-сообщения с Крымом.

"У наших авиаперевозчиков нет объективно обоснованных цен на билеты. Но эти цены гораздо лучше, чем у железнодорожных перевозчиков. Авиакомпании в большей степени готовы к работе в конкурентной среде, а на железной дороге цены более высокие. К примеру, я могу спокойно улететь из Москвы в Питер за 1200 рублей, а уехать на поезде меньше чем за 3 тысячи уже не могу. Что нас ожидает, когда будет открыта железнодорожная часть Крымского моста, мы совершенно не знаем", – пояснил Демидов.

Тем не менее определенное незначительное снижение цен на авиабилеты, по мнению эксперта, в ближайшей перспективе вполне возможно.

"Мы все боимся, что систематика работы, связанная с сиюсекундным заработком, касается она отельеров или авиаперевозчиков, в нашей стране, к сожалению, сегодня превалирует. Есть надежда, что менеджмент авиакомпаний подходит к этому более серьезно и структурно, нежели слабо организованные отельные сообщества. Думаю, цены на авиаперевозки должны идти на понижение – не обвальное, но понимаемое, в пределах 5-15%. Я уверен, что понижение будет" – спрогнозировал Демидов.

Рекомендуем