Алексей Гончаров, корреспондент РИА Новости Крым
Минувший курортный сезон в Крыму стал самым успешным для него за все постсоветские годы. Регион принял рекордное число отдыхающих: по данным Минкурортов РК, это 6,8 миллиона человек, что на 26% больше показателя 2017 года. С запуском автодорожной части моста через Керченский пролив улучшилась транспортная доступность полуострова. Положительную роль также сыграли политика сдерживания цен в данной сфере, повышение качества обслуживания гостей, открытие новых объектов размещения и туристических маршрутов.
Данная проблема регулярно обсуждается как на региональном, так и на федеральном уровне – в правительстве, Госдуме, Совете Федерации, администрации президента страны. Так, Владимир Путин поднял вопрос высокой стоимости авиабилетов в Крым на встрече с представителями местной общественности, состоявшейся в Симферополе в честь пятилетия воссоединения полуострова с Россией. Глава государства назвал возможные механизмы улучшения ситуации в этом вопросе. Свои рецепты предлагают и крымские власти, представители Ростуризма и специалисты отрасли.
О тарифах и проверках
Особенно остро проблема дороговизны авиабилетов в Крым стоит для жителей отдаленных регионов – Сибири, Урала, Дальнего Востока. Так, в ходе состоявшейся недавно трансляции "VKLive с Дмитрием Медведевым" к российскому премьер-министру обратился житель города Братска Иркутской области, который пожаловался на очень большую стоимость перелета в Симферополь и обратно – 90 тысяч рублей.
Эксперты российского сервиса путешествий Tutu.ru отмечают: в стоимость авиабилета входят тариф, сборы и таксы. Размер тарифа определяет авиаперевозчик, его величина зависит от политики компании, протяженности маршрута, класса бронирования и сезона (например, весной и летом, в сезон отпусков, тарифы повышаются).
Также в структуру цены билета входят аэропортовые сборы за наземное обслуживание воздушных судов. К этому относятся плата за обслуживание самолетов и пассажиров, обеспечение безопасности и т.п. Таксы устанавливаются комиссией воздушной гавани. В сборы входят: топливный, страховой, сервисный (сбор за оформление билета, устанавливается авиакомпанией или ее агентом). Существуют сборы за полет над иностранной территорией, за вылет самолета из "чужого" аэропорта.
Стоимость перелетов в Крым в период высокого туристического сезона по отечественным меркам считается довольно высокой. К примеру, на другой популярный российский курорт – Сочи – путь на самолете из Москвы и обратно в пик сезона обойдется в 8-9 тысяч рублей (июль) и 8-10 тысяч рублей (первая половина августа), если билеты покупать сейчас. Учитывая, что в Крым, как правило, ездят отдыхать целыми семьями, денежная сумма только на перелет будет весьма значительной для бюджета отдельно взятого путешествующего семейства.
Депутаты Госдумы регулярно направляют в адрес антимонопольной службы обращения с жесткой критикой высоких цен на авиабилеты и просьбой проверить их обоснованность. Так, накануне минувшего курортного сезона депутат ГД от Севастополя Дмитрий Белик обратился к вице-премьеру России Дмитрию Козаку и руководителю ФАС Игорю Артемьеву с просьбой разобраться с ценообразованием на авиабилеты. По его словам, несмотря на выделяемые государством субсидии, авиакомпании повышают цены в пик сезона, что негативно влияет на туристическую привлекательность Крыма.
В том, что их стоимость, включая направление Крыма, устанавливается исключительно на основе объективных факторов, сомневается и президент России. "Я, честно говоря, не уверен, что билеты, когда они формируются, что они формируются справедливо и рыночным способом", — сказал Владимир Путин на упомянутой выше встрече с представителями крымской общественности в марте этого года.
Однако результаты проверок ФАС свидетельствуют об отсутствии нарушений со стороны авиакомпаний при установлении стоимости перелетов. Так, антимонопольщики провели анализ динамики средней стоимости перелетов в Крым за 2015-2018 годы. По его итогам представители ведомства заверили, что ни одна из авиакомпаний не занимает на рассматриваемом рынке доминирующего положения, а цены на билеты формируются в условиях конкуренции.
Полмиллиарда на субсидии
Однако воспользоваться этой программой и купить билет по скидке на данный момент могут только льготники: инвалиды I группы любого возраста и сопровождающие их лица; инвалиды с детства II и III групп; лица, сопровождающие детей-инвалидов; пенсионеры и молодые люди не старше 23 лет. С 2019 года в этот перечень включены и многодетные родители. При этом льгота не распространяется на жителей Москвы и Санкт-Петербурга.
Программа субсидирования авиаперелетов продолжится и в этом году. Премьер-министр страны Дмитрий Медведев сообщил, что на эти цели из бюджета будет выделено вдвое больше средств, чем в прошлом году.
"Мы программу по субсидированию авиаперелетов начали несколько лет назад, она принесла очень хороший результат. Мы в прошлом году потратили порядка семи миллиардов на эту систему компенсации билетов для отдельных категорий граждан — а это студенты, пенсионеры, инвалиды — из одной части страны в другую. И в этом году потратим на поддержку такого рода полетов 15 миллиардов рублей. Мы эту форму субсидирования наращиваем", – заявил Медведев в конце марта текущего года.
Программа действует круглый год. Помимо Крыма, субсидирование воздушных перевозок распространяется на Дальний Восток и Калининград. В этом году на выполнение субсидируемых перевозок в Крым по 63 маршрутам из федерального бюджета выделено 570 миллионов рублей.
Впрочем, не стоит исключать, что списки, как льготных категорий граждан, которые смогут купить билеты со скидкой, так и регионов, из которых можно будет дешевле летать в Крым, будут расширены. Задачу проработать этот вопрос поставил глава государства.
"Существует субсидирование билетов для отдельных категорий граждан и по отдельным направлениям, из отдельных городов России в Крым. Самый реалистичный план, если не обещать неисполнимого, надо расширять количество таких регионов и, может быть, расширять категорийность субсидирования", — сказал Путин в ходе встречи с общественностью в Симферополе.
Чартеры в помощь
"Есть конкретные направления, туроператоры, которые готовы в деталях разложить, из какого региона сколько необходимо дополнительно рейсов. Желающие (приехать в Крым) есть. Готов собрать совещание под конкретные предложения. Уверен, что сможем найти какие-то индивидуальные решения", – сказал журналистам глава Республики Крым Сергей Аксенов на VIII туристском форуме "Открытый Крым".
В Ростуризме инициативу руководителя региона поддерживают и выражают готовность оказать всю необходимую поддержку и помощь.
"Решить проблему дороговизны перелетов в Крым можно сделать следующим образом: под определенный поток, который формируется, можно ставить региональные перевозки. Соответствующий запрос есть. Необходимо расширять полетную сетку. В Крыму построен шикарный аэропорт, строятся новые отели, сюда заходят туроператоры. Логично будет предположить, что они (туроператоры – ред.) также будут ставить и свои перевозки, – отметил в комментарии РИА Новости Крым замруководителя ведомства Алексей Конюшков.
"Мы выполняем чартерные рейсы в Крым из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Казани, Тюмени, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Омска, Перми, Уфы и Челябинска. Цена в пакете заложена оптимальная, спрос высокий, – рассказала РИА Новости Крым руководитель направления "Россия" туроператора "Библио-Глобус" Светлана Кашиц. – У нас динамическое ценообразование. Стоимость зависит от спроса, количества оставшихся билетов, количества свободных номеров в средствах размещения. Если брать отдельно проживание и перелет, конечно, будет намного дороже, нежели приобретать пакет, в который включен и перелет, и проживание, и питание".
По мнению специалистов отрасли, влияние на стоимость воздушных пассажирских перевозок в Крым должно оказать открытие железнодорожной части Крымского моста. Конкуренция с поездами, считают они, вынудит авиакомпании снизить цены на билеты.
"Дополнительные условия для железнодорожного транспорта оказывают решающее влияние и на авиасообщение. Если железнодорожники будут продолжать совершенствовать свою тарифную политику, в том числе запускать перевозки железнодорожным транспортом в режиме, близком к лоукостерам, то это окажет стимулирующие влияние на поведение авиакомпаний", – полагает заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
Прогноз на снижение
"Те же Азербайджан, Армения, Грузия и Казахстан вариативно не побеждают Крым, поскольку там стоимость авиаперевозок в несколько раз выше. Тот же Казахстан стоит почти в четыре раза дороже и падение цены там невозможно. А в Крыму при этом достаточно высокий комфорт авиапоставщика. Но, конечно, цены нужно понижать. Когда речь идет о групповом, семейном заказе билетов, цены необходимо в большей степени моделировать, потому что этот курорт посещается не индивидуально, а группами. Введение специальных тарифов позволило бы увеличить турпоток в регион", – отметил он в комментарии РИА Новости Крым.
"У наших авиаперевозчиков нет объективно обоснованных цен на билеты. Но эти цены гораздо лучше, чем у железнодорожных перевозчиков. Авиакомпании в большей степени готовы к работе в конкурентной среде, а на железной дороге цены более высокие. К примеру, я могу спокойно улететь из Москвы в Питер за 1200 рублей, а уехать на поезде меньше чем за 3 тысячи уже не могу. Что нас ожидает, когда будет открыта железнодорожная часть Крымского моста, мы совершенно не знаем", – пояснил Демидов.
Тем не менее определенное незначительное снижение цен на авиабилеты, по мнению эксперта, в ближайшей перспективе вполне возможно.
"Мы все боимся, что систематика работы, связанная с сиюсекундным заработком, касается она отельеров или авиаперевозчиков, в нашей стране, к сожалению, сегодня превалирует. Есть надежда, что менеджмент авиакомпаний подходит к этому более серьезно и структурно, нежели слабо организованные отельные сообщества. Думаю, цены на авиаперевозки должны идти на понижение – не обвальное, но понимаемое, в пределах 5-15%. Я уверен, что понижение будет" – спрогнозировал Демидов.