Александр Хроленко, военный обозреватель
На саммите НАТО 11 июля вновь обвинили Россию в провокационной деятельности у границ альянса, включая "наращивание военного потенциала в Крыму". Подобные заявления выглядят совершенно оторванными от реальности, в которой Североатлантический альянс запланировал увеличение военных расходов на 266 миллиардов долларов в ближайшие шесть лет, и организовал очередные маневры ВМС у границ России.
В ходе маневров под руководством многонационального штаба по планированию и ведению морских операций в соответствии со стандартами НАТО, в Одесской и Николаевской областях и в северо-западной части Черного моря отрабатывают задачи военнослужащие Болгарии, Великобритании, Греции, Грузии, Дании, Эстонии, Канады, Литвы, Молдовы, Норвегии, Румынии, Польши, Турции и Швеции. И все это – в непосредственной близости от российского Крыма. Кто к кому приближается?
Маневры Sea Breeze с участием ВСУ проходят ежегодно (уже более 20 лет), в соответствии с меморандумом о взаимопонимании и сотрудничестве в военной сфере между министерствами обороны Украины и США. Возможно, именно поэтому в Киеве так настойчиво генерируют инсинуации о захвате Россией Азовского моря и предлагают ввести санкции против российских портов в Черном море.
Непростая имитация
Угрозы обозначены вполне традиционные. Накануне командующий фактически несуществующими на ТВД военно-морскими силами Украины вице-адмирал Игорь Воронченко заявил: "Украинско-американские учения Sea Breeze 2018 – наш общий ответ идеологам, организаторам и спонсорам "гибридных войн", за которыми кроются угрозы человечеству, государственный терроризм и вооруженная агрессия". Не к лицу танкисту подобное словоблудие.
Между тем, украинское Минобороны не сообщает, какие корабли отправил в море Киев. Вроде бы, Украина располагает фрегатом "Гетман Сагайдачный", корветом "Винница" и ракетными катерами, но боевых единиц, способных взаимодействовать с ВМС партнеров по стандартам НАТО, практически нет. Сегодня о боевых возможностях украинских ВМС можно рассуждать чисто гипотетически.
Американские особенности
Штабной корабль Mount Whitney лишен ударных систем, он создавался как плавучий командный центр для управления, координации действий ВМС и подразделений морской пехоты. Mount Whitney располагает десятками каналов связи и обмена данными для управления боевыми действиями на море, на земле и в воздухе. Внешне напоминает научно-исследовательское судно: огромная палуба щедро усеяна белыми колпаками антенн. И все же это боевой корабль, который активно участвовал в различных операциях в Индийском и Атлантическом океанах, Средиземном и Карибском морях. Не раз бывал и в акватории Черного моря (которое входит в зону ответственности 6-го флота ВМС США).
Водоизмещение Mount Whitney — 18400 тонн, длина — 189 м, ширина — 33 м, максимальная скорость — 23 узла. Вместимость корабля, включая его экипаж, составляет 930 человек.
Ударный американский эсминец четвертого поколения Porter является одним из четырех американских эсминцев ПРО, размещенных на постоянной основе в Европе. Вместе со строящимися наземными базами ПРО "Иджис" в Польше и Румынии такие корабли являются составной частью программы построения европейской адаптивной системы противоракетной обороны. Корабль несет до 60 крылатых ракет Tomahawk с дальностью стрельбы более двух тысяч километров. И в апреле 2017 года он атаковал авиабазу правительственных войск в Сирии. Эсминец имеет водоизмещение 8915 тонн, длину – 153 метра, ширину – 20 метров, скорость хода 32 узла, автономность плавания – свыше 4 тысяч миль, экипаж – 337 человек. На что намекают подобные "бродяги морей" вблизи российских границ?
Маневры эсминца представлены американцами как укрепление военного потенциала союзников по НАТО, но этот поход – часть провокационной стратегии сдерживания России в Черноморском регионе.
Нестыковка ВСУ и ВМС США
Согласно Конвенции Монтре американские боевые корабли и основные военно-морские силы НАТО не могут свыше трех недель находиться в акватории Черного моря. И США подталкивают к противостоянию с Россией своих разнокалиберных причерноморских партнеров. Новые маневры свидетельствуют всего лишь о повышенном интересе ВМС США к российскому Крыму и Черноморскому флоту РФ.
Средиземноморский 6-й флот ВМС США — это шесть оперативных групп, серьезная сила. За исключением штаба, отделов обеспечения и флагманского корабля Mount Whitney, комплектуется кораблями, самолетами и частями морской пехоты, прибывающими в Средиземное море на срок от полугода до 8 месяцев. Зона ответственности — Средиземное и Черное моря, прилегающие воды Атлантики, побережье Африки (Гвинейский залив). Когда 6-й флот США проводит совместные учения с двумя украинскими катерами, возникает ощущение, что Киев здесь просто "для мебели". Ведь невозможно дружески похлопать по плечу партнера, у которого отсутствует плечо ВМС. А опыт флотского строительства молодых демократий – стран Балтии, Болгарии, Румынии и других – показывает, что в росте военно-морского могущества младших партнеров США и НАТО не заинтересованы.
Черноморская крепость
Американо-украинские учения проходят под контролем сил и средств Черноморского флота, и российские военные моряки отслеживают маневры действующих сил и средств с помощью стационарных (береговых) средств наблюдения (с марта 2014 года российские противокорабельные ракетные комплексы "Бастион" держат под контролем большую часть Черного моря вплоть до турецких берегов и все побережье Украины).
Надеясь на силу и ловкость в зоне между компромиссом и конфронтацией, Пентагон последовательно повышает опасность прямого военного столкновения с Россией. Однако Крым – не лучшая точка для подобных экспериментов. Черноморский флот по тоннажу и огневой уступает мощи 6-му флоту США. Однако с учетом береговой и авиационной составляющих черноморской группировки российских войск силовые акции Пентагона и НАТО в регионе крайне маловероятны. Причем аэродромы Крыма позволяют значительно увеличить российскую авиационную группировку и завоевать господство на Черноморском театре военных действий.
Широкомасштабная война маловероятна, и все же отдельные конфликты возможны. Североатлантическому альянсу разумнее проявлять сдержанность. Соединенные Штаты надеются на разведывательные полеты и походы НАТО, на русофобию и консолидированную военно-морскую мощь причерноморских государств, однако российский Крым крепнет день ото дня. Черноморский флот остается неприступной крепостью и ключом России к Средиземноморью, главным и решающим элементом региональной стабильности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции