СЕВАСТОПОЛЬ, 13 мая — РИА Новости Крым. История создания регулярного Черноморского флота уходит корнями в эпоху раннего средневековья. Во времена Киевской Руси наши предки использовали Черное море для торговли. Русские ратники на кораблях совершали военные походы против Византии. Со становлением и расширением Османской империи, доступ русским к Черному морю был временно перекрыт.
Выход в Черное море
В мае 1771 года началась первая военная кампания за выход к Черному морю. В задачу флотилии входило обеспечение переправы войск на Арабатскую косу и содействие в овладении крепостями Арабат, Еникале и городом-портом Керчь. К концу лета русские контролировали весь Крымский полуостров.
Осенью 1772 года Крымское ханство объявлено независимым от Турции под покровительством Российской империи. В этот период были заложены два 58- и три 42-пушечных фрегата, восемь гальотов (малых транспортных судов). В мае 1773 году боевые действия продолжились – русские корабли успешно пленяли и сжигали вражеские фрегаты и шебеки.
Все это время османы не оставляли надежд вернуть контроль над Крымом. Ежегодно в Ахтиарскую бухту (ныне Севастопольская) султан посылал военные корабли.
Понимая стратегическое значение Крыма, императрица решила включить его в состав Российской империи. Выполнять задачу поручили российскому полководцу Александру Суворову. По его приказу в ночь на 15 июня 1778 года у входа в бухту русские солдаты возвели земляные укрепления. Когда турки увидели их — поспешили покинуть бухту, не желая становиться легкой мишенью.
8 апреля 1783 года Екатерина II издала манифест, согласно которому Крым стал частью Российской империи. А 13 мая под грохот пушечного салюта в Ахтиарскую бухту вошла легкая эскадра (11 кораблей) под флагом вице-адмирала Федота Клокачева для постоянного базирования. 14 июня 1783 года был основан Севастополь – база Черноморского флота.
Славные страницы
На борьбу с русским флотом турки выделили большую часть своих кораблей – 19 линейных судов, 16 фрегатов и 5 бомбардирских кораблей. Черноморский флот на тот момент мог противопоставить османам четыре линейных корабля, 18 фрегатов и один бомбардирский корабль.
1 октября 1787 года турецкая эскадра устраивает бомбардировку русских укреплений на Кинбурнской косе, на берег высаживается почти 6 тысяч янычар. Но войска Александра Суворова разгромили неприятеля.
17-18 июня 1788 года в Днепровском лимане происходит крупное сражение, в ходе которого турки теряют часть своего флота.
После еще ряда ярких побед Черноморского флота Турция уступила – 29 декабря 1791 года был подписан Ясский мирный договор, согласно которому османы признают Крым, Тамань и Кубань частью России и уступают земли между Бугом и Днестром.
В 1798 русская эскадра под командованием вице-адмирала Федора Ушакова вместе с турецкими кораблями выступает в Средиземное море для борьбы с французами. Русские моряки заставляют капитулировать крепость Корфу, выполняя множество успешных операций в Италии, Мальте, островах Ионического моря. В ходе похода Черноморский флот не потерял ни одного корабля.
К этому времени Европа активно переходила на пароходы, которые обладали значительным преимуществом перед парусными кораблями. К началу Крымской войны в состав флотов Англии и Франции входило около 150 паровых колесных и винтовых судов. У России же было всего 15 пароходов.
В ходе первого этапа войны русская эскадра под командованием адмирала Павла Нахимова разбила турецкий флот. Однако противостоять современным английским и французским пароходам корабли Черноморского флота не могли. Чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и защитить Севастополь от вражеского флота, в период в 1854-1855 годах были затоплены все русские военные парусники.
С 1 октября 1871 года по приказу великого князя Константина Николаевича на Черном море начали восстанавливать военный флот. К началу ХХ века в его состав входили семь эскадренных броненосцев, две "поповки" (броненосцы береговой обороны круглой формы), крейсер, три минных крейсера, 22 миноносца, шесть канонерских лодок, девять миноносок, три парохода и восемь транспортов.
Смена флага
Революционные события в России в начале XX сказались и на Черноморском флоте. В 1905 году произошли восстания матросов на броненосце "Князь Потемкин-Таврический" и крейсере "Очаков".
Сопоставимые с иностранными кораблями линкоры и дредноуты Черноморский флот получил уже в ходе войны – "Императрица Мария" и "Екатерина Великая". "Император Александр III" был введен в строй чуть позже.
Революция 1917 года нанесла тяжелый удар по Черноморскому флоту. Тогда матросы без суда расстреляли в Севастополе около одной тысячи офицеров, включая отставников. Флот переходил под контроль "красных", УНР, "белых". Часть кораблей затопили по приказу Ленина, чтобы они не достались немцам. После капитуляции Германии часть Черноморского флота была взорвана и затоплена войсками Антанты.
К началу Великой Отечественной войны Черноморский флот располагал линкором "Парижская коммуна", шестью крейсерами, тремя лидерами, 14 эсминцами, четырьмя канонерскими лодками, двумя сторожевыми кораблями, двумя минными заградителями, 47 подводными лодками и другими боевыми судами. Черноморский флот принимал активное участие в обороне Одессы, Севастополя, битве за Кавказ. Проводил множество десантных операций.
После победы над Германией флот стал получать новые ракетные корабли, вышел в Средиземное море и мировой океан.
Развал СССР запустил процесс раздела флота между Россией и Украиной. 12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.