Александр Хроленко, военный обозреватель
Военно-морские силы Украины 20 апреля провели очередные учения вблизи границы с Крымом. Как правило, в подобных мероприятиях всего понемногу: желания выглядеть "как НАТО", наивной дерзости и профессиональных заблуждений. В последние годы Запад вкладывает в развитие украинской армии миллиарды долларов и немало иных ресурсов – с единственной целью "сдерживания" России. И Киеву приходится имитировать боевую стойку.
В формате Global Firepower украинская армия замыкает первую европейскую десятку. Впереди оказалась даже компактная Греция с населением 10 миллионов человек. Очевидно, "революция достоинства" негативно повлияла на оборонный потенциал Украины, и помощь Запада погоды не делает. Для сравнения, Беларусь и Узбекистан в том же рейтинге за год благополучно поднялись на девять позиций.
Украинское военное строительство по стандартам НАТО явно не ладится. Отчего же не в коня печенье?
Железный поток
Все познается в сравнении. Впередиидущая Греция располагает сопоставимым военным бюджетом (6,54 миллиарда долларов) и гораздо меньшим войском (161 тысяча человек). Греческие вооруженные силы имеют в строю 567 летательных аппаратов (в том числе более 210 ударных), 1345 танков, 4200 боевых машин, более 1000 артиллерийских и 150 ракетных установок. ВМС страны представлены 115 единицами (в том числе 13 фрегатов и 11 субмарин). В сравнении с ВСУ – у греков чего-то больше, чего-то меньше. Однако государственная система Греции по-настоящему "армирует" национальные вооруженные силы: не мечется между Варшавским договором и НАТО, десятилетиями развивает кооперацию с традиционными партнерами, загружает заказами судостроительный комплекс в Больших Афинах, а также предприятия авиационной, бронетанковой, химической и боеприпасной отраслей промышленности.
Очевидно, "железный поток" вооруженных сил сам по себе никуда не потечет. С адекватным руководством и 10 миллионов человек (население Греции) в сфере обороноспособности могут сделать больше, чем 42 миллиона человек (на Украине). А 29 место в рейтинге Global Firepower больше похоже на комплимент Запада симпатичным президенту и правительству, стараниями которых жертвами вооруженного конфликта в Донбассе стали уже более 2540 мирных жителей. Кстати, за это циничное уничтожение украинской армией украинских граждан США, Великобритания и Франция почему-то не планируют ракетных ударов по Киеву.
Крымский фактор
На Украине в 2018-м, как и годом ранее, насчитывается 182 тысячи действующих военнослужащих (в Польше – всего 109 тысяч). Вместе с военнослужащими (специалистами) запаса оборонный потенциал выглядит внушительно – 1 миллион 182 тысячи человек. И, на всякий случай, более 15 миллионов украинцев считаются годными к военной службе по возрасту и состоянию здоровья. Мобилизационные ресурсы страны явно избыточны, то есть крымская история никак не могла повлиять на падение украинского рейтинга военной мощи.
Рейтинг учитывает более 55 отдельных параметров, присущих каждой стране. Полагаю, проблема обороноспособности Украины носит не локальный, а системный характер. И человеческий фактор имеет большое значение в том смысле, что сила армии – в политике правительства. Объективно у слабого и зависимого государства не может быть сильной армии.
Чудо не состоится
Петр Порошенко планирует завершить переход ВСУ на стандарты НАТО до 2020 года и явно настроен на экспорт войны. Пожалуй, ничего другого в промышленных масштабах Украина производить не может, и в системе международного разделения труда пытается участвовать лишь военным противовесом России – под контролем Запада.
С учетом стремления Киева в НАТО, воинственных заявлений президента Петра Порошенко и увлеченности секретаря СНБО Александра Турчинова разработкой новых вооружений, основная украинская интрига на перспективу: когда, на каком направлении и в каких масштабах будут развернуты боевые действия против России? Некоторые украинские политики предлагают для начала приехать на танках в Крым.
Случись подобная экзотика, Москва вряд ли станет истощать ресурсы в многомесячных маневрах и боях местного значения. Полагаю, на крымском направлении ответ будет очень быстрым и жестким. В случае ракетно-артиллерийского обстрела приграничных районов РФ или прямого вторжения украинских войск в Крым классической войны мы не увидим. Вероятно, на первом этапе Россия ответным ударом крылатыми ракетами воздушного и морского базирования уничтожит основные пункты управления ВСУ и позиционные районы ПВО (быстрый глобальный удар в миниатюре). При этом Киев утратит управляемость войсками. Российская авиация разрушит важнейшие объекты тыловой инфраструктуры: уцелевшие арсеналы, топливные базы, подъездные пути и мосты. Небо Украины станет бесполетной зоной (даже для западных партнеров). Остатки авиации ВСУ будут надежно блокированы российскими средствами ПВО и радиоэлектронной борьбы, а сохранившие боеспособность части сухопутных войск – подавлены и рассеяны дистанционно (компьютеры НАТО будут загружены анализом на ближайшие годы).
В условиях жестких военно-политических провокаций Россия по-прежнему делает ставку на разумные добрососедские отношения с ближними и дальними соседями, но у всякого терпения есть предел.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции