СЕВАСТОПОЛЬ, 15 мар – РИА Новости Крым. Осенью 1854 года поперек фарватера Севастопольской бухты по решению командования Черноморского флота были затоплены семь русских военных кораблей. Позже на дно ушел и остальной деревянный флот России. Сделано это было, чтобы закрыть проход в гавань англо-французскому флоту. Весной 2014 года история повторилась – моряки-черноморцы затопили свои корабли поперек фарватера залива Донузлав севернее Евпатории, где располагалась база Военно-морских сил Украины. В этом случае задача была не выпустить украинские боевые корабли из гавани. Как проводилась морская операция – выяснял корреспондент РИА Новости Крым.
В МИД Украины рассказали, почему Киев не забирает военную технику из Крыма >>
Как сопротивлялся "Очаков"
Отличительная черта действий российских военных в период "Крымской весны" — оперативность и точность. Это признавали многие украинские военные и политики, которые заявляли, что русские опережают их буквально на шаг. Скорость при принятии решения о блокаде военных кораблей в Донузлаве — не исключение.
Для затопления выбирали корабли, которые находились в отстое. Таких судов в севастопольских бухтах около 40. В итоге выбор пал на большой противолодочный корабль "Очаков" и несколько мелких судов.
"Ширина фарватера Донузлава около 200 метров. Можно было топить несколько небольших кораблей, но выбор был сделан в пользу "Очакова". Только этот корабль длиной 173 метра и шириной 18,5 метров закрывал большую часть прохода", — поясняет один из собеседников.
"Внутри "Очакова" не было фактически ничего – даже дверей и трубопроводов. Можно было зайти через корму и беспрепятственно пройти к носу. По сути, буксир тянул для затопления пустую болванку", — вспоминает участник тех событий.
Ще не вмерли. Что происходит с украинскими кораблями в Крыму >>
Пока корабли подходили к заливу, выход из гавани контролировали флагман ЧФ "Москва" и ракетные катера. На тот момент в бухте базировались корабли пятой бригады надводных кораблей ВМСУ: корвет "Винница", тральщики "Чернигов", "Черкассы", "Геническ", большой десантный корабль "Константин Ольшанский", противодиверсионный катер "Феодосия" и другие суда.
"Почему было так важно закрыть проход. В море боевые возможности кораблей значительно выше, чем в месте стоянки. Корабль может маневрировать, вести огонь, представлять реальную угрозу. Стояла задача не допустить кровопролития, и такая морская блокада позволяла ее решить", — подчеркивает один из руководителей операции.
Но топить корабли – дело непростое. Во-первых, в судах используются специальные системы, которые придают им остойчивость – способность плавучего средства противостоять внешним силам. Во-вторых, корабль тонет определенным образом – теряя поперечную остойчивость, судно заваливается на борт и только потом уходит кормой или носом на дно.
На затопление БДК "Очаков" ушло чуть больше часа.
"На случай активных действий украинских военных российские моряки были готовы взорвать корабль. Были готовы заряды и места, где их требовалось установить. Но во время затопления украинские корабли оставались на местах", — вспоминает один из участников тех событий.
Вместе с "Очаковым" на дно ушло вспомогательное судно. Но этого оказалось недостаточно.
"Когда уже был затоплен "Очаков" и одно небольшое судно, в Донузлав возвращалась гражданская рыболовецкая шхуна. Она немного повертелась возле кораблей и пробралась в озеро. Тогда мы поняли, что могут пройти и другие небольшие корабли. В итоге затопили еще два небольших вспомогательных водолазных судна", — рассказывает собеседник РИА Новости Крым.
Уже после того, как все завершилось, к затопленным кораблям подошли тральщик "Черкассы" и буксир ВМСУ.
"Украинские моряки завели на один из затопленных водолазных судов канат и пытались тащить его, но сил на это явно не хватило", — отметил он.
Вывести украинские боевые корабли из Крыма помешал завод Порошенко — Сенченко >>
Время собирать корабли
"Для подъема требовалось повернуть корабль на ровный киль, затем загерметизировать и осушить. На словах просто, на деле не очень", — подчеркивает один из собеседников.
"Операции по подъему судов очень дорогостоящие. Затраты значительно превышают стоимость металла и оборудования корабля. Обычно корабли поднимают по трем причинам: когда судно заграждает проход или затонуло у причала, когда представляет какую-то угрозу, например, опасные ракеты, ядерный реактор, или чтобы захоронить моряков", — подчеркнул участник подъема "Очакова". В случае с БДК "Очаков" речь шла об освобождении прохода в Донузлав.
В 1905 году в море недалеко от набережной Приморского бульвара Севастополя был открыт памятник затопленным русским кораблям, которые преградили вход в бухту англо-французскому флоту в период первой обороны города 1854-1855 годов.
СБУ не сделала ничего, чтобы сохранить Крым — главком ВМС Украины >>