МОСКВА, 11 мар — РИА Новости Крым. С этого воскресенья у православных верующих начинается Крестопоклонная неделя. Крест — главный символ христианства, "знак спасения". Торжественное поклонение ему всегда приходится на середину Великого поста. О происхождении и смысле этой традиции — в материале РИА Новости.
"Взойдя на половину горы"
Как и на первой неделе Великого поста, в эти дни полагается особенно строго поститься. В то же время сам чин выноса креста Господня и поклонение ему, совершаемые во всех православных храмах, призваны воодушевить и укрепить верующих к продолжению поста.
Известный церковный деятель Русского зарубежья, протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983) в своей книге "Великий пост" замечал, что во всех песнопениях этого воскресенья говорится о кресте, но не о страданиях на нем, а о победе и радости. Некоторые песнопения прямо взяты из пасхальной службы.
Об этом жизнеутверждающем значении поклонения кресту говорится и в богослужебных текстах. Сам же Великий пост сравнивается в них с 40-летним пребыванием евреев в пустыне: "Как евреи (Ветхий Израиль) страдали тогда от жажды, а вода в Мерре (месте их стоянки. — Прим. ред.) оказалась горькой, и Моисей, по указанию Божию, бросил в воду дерево, и вода сделалась сладкой, так и православная церковь посредине Четыредесятницы выносит на поклонение Животворящий Крест, услаждая пост для верующих и насыщая духовную жажду христиан (людей Нового Израиля)".
"Между небом и землей": символика креста
"Почему именно крест? Во-первых, сказано в Законе Божьем: "проклят висящий на древе". И Он повис на древе, чтобы взять на себя проклятие наших грехов. Потом в Писании сказано: "не бывает прощения грехов без пролития крови". И Он истекает кровью на кресте. Затем сказано: "за грех — смерть". Он умирает на кресте", — поясняет отец Олег.
Но самое необычное в том, что Христос умирает в пространстве, которое представляет собой как бы "дворец дьявола": в Библии небо считается принадлежностью Бога, земля отдана Творцом "сынам человеческим". А Христос умирает на кресте, в пространстве между небом и землей — в понимании Его современников и первых христиан, именно "в поднебесной" обитают силы зла.
"Таким образом, Он на кресте разрывает царство дьявола, побеждает его, сокрушает это пространство, захваченное воздушными духами, и обеспечивает нашим душам легкое прохождение мытарств (препятствий на пути души к Богу. — Прим. ред.) после смерти тела. Поэтому крест очень символичен", — добавляет Стеняев.
Святые отцы также сравнивают крест Христов с райским "древом жизни", чьи плоды даруют бессмертие, и называют его "новым живоносным древом".
"Все спасенные — крестоносцы"
Многочисленные кресты человеческие он подразделяет на три основных вида. Первый — это "кресты внешние" (разнообразные скорби, беды, лишения), второй — "кресты внутренние" (рождающиеся из борьбы со страстями и грешными желаниями) и третий — это крест полной преданности в волю Божию, на который, по словам святителя, "восходят уже совершеннейшие христиане".
Неслучайно к окружавшим Его ученикам и народу Иисус Христос обращался со словами: "Возьми крест свой и следуй за Мною". У каждого человека — свой крест и свои обстоятельства.
"Нам не надо мериться тяжестью креста: мы не знаем весь вес креста другого человека, — развивает эту мысль настоятель храма мученицы Татьяны при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский. — Мы должны с большим сочувствием, солидарностью и уважением относиться к кресту каждого. И для великого разбойника есть этот крест, и, наоборот, для святого человека, и для всех людей. Вот мы говорим: "богатые тоже плачут". Это как раз разговор о кресте, который есть у всех".
Чтобы не отчаиваться из-за выпавших испытаний и не преувеличивать веса собственного креста, внимательный христианин должен замечать то, что делается вокруг. Отец Владимир, обладающий более чем 20-летним священническим "стажем", делится своим личным опытом:
"Священник, как и врач, как никто другой, знает, сколько вокруг страдания и какие мы баловни судьбы. Как нас Господь держит, как мы говорим, "у Христа за пазухой" — в горсти лелеет, буквально дышит на нас, смотрит и сожалеет! Чтобы это понять, нужно посмотреть вокруг — что делается у других людей, какие у них испытания, какие страшные кресты они несут".