МОСКВА, 1 мар — РИА Новости, Филипп Прокудин. Пришедшие на волне Майдана к власти украинские политики внезапно оказались коррупционерами. В Вашингтоне начинают "прозревать": окружение Порошенко наживается на войне в Донбассе. На самом деле, Соединенные Штаты доходчиво объясняют политикам в Киеве: вы нужны, пока отвечаете нашим интересам. Вчерашние герои в любой момент могут превратиться в коррупционеров и противников реформ. Особенно если они не в состоянии выполнять свою основную задачу — противостоять "русской угрозе".
Ленинская кузница украинской оборонки
В Верховной раде в ближайшие дни собираются рассмотреть проект закона о национальной безопасности. Его активно проталкивает Вашингтон: этот нормативный акт должен повысить прозрачность закупок в военной сфере. Соединенные Штаты оказывают Украине помощь и, естественно, хотят знать, доходит ли она по назначению.
Украинский военный эксперт Олег Жданов выразил мнение, что программа перевооружения флота "сверстана" под интересы "Кузницы на Рыбальском". "Идея москитного флота (малых кораблей. — Прим. ред.) поддерживается потому, что "Ленинская кузня" производит катера "Гюрза". И поэтому нам не нужны американские корабли береговой охраны, которые уже год стоят в Штатах", — считает он.
В докладе общественной организации "Публичный аудит" отмечалось, что "в 2016 году возник новый тренд перераспределения оборонного рынка, при котором львиная его доля перестала быть государственной: доля концерна ("Укроборонпром") в 2015 году — 67% рынка, за 9 месяцев 2016 года — только 38%".
Эксперты "Публичного аудита" заподозрили, что военные заказы контролируются окружением Порошенко. Комиссию по политике военно-технического сотрудничества возглавляет бывший бизнес-партнер президента Олег Гладковский, "Укроборонпромом" руководил глава херсонского предвыборного штаба Порошенко в 2014 году Роман Романов.
Чуть ранее депутат Рады и бывший глава запрещенной в России организации "Правый сектор"* Дмитрий Ярош поведал о реалиях ведения бизнеса в стенах Минобороны Украины.
"Йонас (литовский волонтер. — Прим. ред.) рассказывал, что когда они заходят в какие-то кабинеты и предлагают представителям украинской власти какие-то вещи, сразу слышат об откатах. И в Министерстве обороны, и в других структурах", — утверждал Ярош.
Два года назад лидер Радикальной партии Олег Ляшко обвинил Порошенко в коррупции из-за того, что украинские силовые ведомства закупают белорусские МАЗы вместо украинских КрАЗов. МАЗы собираются на заводе "Богдан" в Черкассах, который принадлежит бизнес-партнеру президента — все тому же Олегу Гладковскому.
"Никому не интересна правда"
Критика Киева за чрезмерную коррупцию вроде бы противоречит известному американскому принципу "да, это сукин сын, но это наш сукин сын". Лидеры постмайданной Украины могут задать Вашингтону вполне резонный вопрос: зачем же тогда была нужна "революция гидности"? Но открытого возмущения пока нет, действия параллельных "антикоррупционных" силовиков саботируют тихой сапой.
С другой стороны, как отмечает профессор политологии в американском университете Род-Айленд Николай Петро, "государственная политика формируется различными министерствами, у которых разные цели". "Для Госдепартамента приоритетной задачей может быть укрепление стабильности существующего правительства, для Минфина — финансовые реформы. Совет национальной безопасности и высшие советники президента должны согласовывать различные приоритеты для практических действий", — говорит Петро.
Джеймс Джатрас подчеркивает, что в Вашингтоне прекрасно отдают себе отчет в том, что "борьба с коррупцией" бьет по интересам украинских элит. "Слова о "коррупции" и "реформах" — часть их (политиков США. — Прим. ред.) инструментария. Это как действия Советского Союза в таких странах, как Мозамбик и Эфиопия: национализация средств производства, коллективизация сельского хозяйства и борьба с религией. Это часть их политического ДНК, и никого не волнует, имеет это смысл в сложившихся условиях или нет. США делают то же, что и ЕС, разница только в приоритетах. И неважно, что на Украине это неэффективно", — говорит он.
*Экстремистская организацию, запрещенная в России.