Мы прорабатываем скоростное сообщение со Стамбулом – директор Севморпорта

Подписывайтесь на РИА Новости Крым

После воссоединения Крыма с Россией государство приобрело пять портов в Черном море. Один из ключевых – в Севастополе – преобразован в госпредприятие и существует в условиях санкций, когда международная навигация затруднена. За счет чего живет порт, и на что рассчитывает в будущем, корреспондент РИА Новости Крым выяснял у генерального директора Севморпорта Сергея Емельянова.

- Сергей Владимирович, предприятия, которые до 2014 года были связаны с портовой деятельностью, объединили в одно — ГУП ГС "Севастопольский морской порт". Что из себя представляет это объединение?

Севастопольский порт планирует организовать стоянку и обслуживание яхт
- Предприятие создано на базе госпредприятий "Морской рыбный порт", "Севастопольский торговый порт", "Служба капитана Севастопольского морского рыбного порта" и "Севастопольский филиал Госгидрографии" им. Л.И. Митина". Сегодня порт состоит из трех районов — Камышовая бухта, грузовой терминал Инкерман, и морвокзал (гидрография). Его общая площадь — 24 га, в составе 83 причала, около 15 портальных кранов, 54 судна, из которых на ходу семь катеров, два парома, один буксир и в процессе передачи один плавкран и два плавдока. На предприятии трудятся порядка 830 человек.

После объединения портовых структур стояла задача легализации имущества. Необходимо было привести все документы в соответствие с законодательством России, прежде всего это касается гидротехнических сооружений, плавсредств и внутренней механизации. Мы планируем завершить регистрацию прав собственности и поставить все на кадастровый учет до 1 апреля этого года. До декабря 2018 – урегулируем все, что касается вопросов, связанных с регистрацией права хозяйственного ведения.

- В каком сегодня состоянии портовое хозяйство – причалы, плавсредства, оборудование?

— Большая часть судов находится в отстое. По некоторым из них ремонт сопоставим со стоимостью постройки новых кораблей. Состояние портовых кранов также желает лучшего. Краны морально и физически устарели. Есть планы по их модернизации, но сейчас покупка нового крана достаточно дорогое удовольствие. К тому же, пока объемы перевалки позволяют отложить этот вопрос. Причалы в среднем у нас изношены на 45-50%.

Подводные "шмели" Черноморского флота >>

- Часть причалов планируется реконструировать в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года"?

Cудостроительный завод "Вымпел" может открыть филиал в Севастополе
- По ФЦП предусмотрена реконструкция 15 причалов. Из них — 12 пассажирских, один грузовой и два причала для отстоя судов. В этом году завершена государственная экспертиза двух причалов, вскоре начнется конкурс на выбор генерального подрядчика, затем — строительно-монтажные работы. Также в этом году мы планируем провести экспертизу еще восьми причалов и выбрать разработчика проектно-сметной документации оставшихся пяти объектов. Причалы, которые не вошли в ФЦП, мы планируем восстанавливать своими силами – один, два в год.

- Каковы планы по обновлению портового флота?

В Севастополе возобновил работу внутригородской паром
- В первую очередь будет решаться вопрос с катерами для перевозки пассажиров. По лизинговой схеме мы планируем закупить пять новых современных катеров для внутренней перевозки пассажиров. В настоящий момент госпрограмма по обновлению парка катеров прошла согласование федеральных органов исполнительной власти и сейчас находится на подписании в правительстве РФ. Мы уже изучаем катера, которые серийно производятся в России, чтобы выбрать наиболее подходящий нам тип. Катера рассчитываем получить в 2019 году.

Те суда, которые сейчас курсируют в Севастопольской бухте, планируется перенаправить на перевозку туристов и пассажиров в Балаклаву и на городские пляжи. Перед нами стоит задача на этот год — минимум два катера направить в Балаклаву. Также необходимо обновить буксиры, но это вопрос завтрашнего дня.

- На чем сегодня зарабатывает порт?

"Комету" между Севастополем и Ялтой планируют пустить летом
- Сегодня все крымские порты, в основном из-за санкций, делают ставку на перевозку пассажиров и обслуживание яхтенного туризма. Это понятный и стабильный доход. Поэтому основные усилия направляются на обновление пассажирских катеров и реконструкцию причалов. Второе направление по стабильности доходов – это работа буксиров. Они не зависят от санкций и обслуживают все суда, которые заходят в порт.

Третий вид бизнеса – перевалка, который, к сожалению, невозможно спланировать. У нас достаточно много договоров с агентами, но никто из них не может сказать, когда, сколько и какие грузы они привезут. Сейчас мы в основном занимаемся каботажем – перевалкой грузов для внутренних нужд, и, в основном, это инертные материалы.

- Порт может заработать также на металлоломе и передаче своего имущества в аренду?

Эксперт рассказал о перспективе производства в Крыму судов на подводных крыльях
- Да, мы зарабатываем на сдаче в утиль устаревшего хлама, который ржавеет на причалах порта. Но основная задача не заработать, а очистить место. Ключевое преимущество Севастополя — незамерзающие бухты, но воспользоваться ими не получается, потому что все причалы завалены устаревшими судами. Кроме того, процедура продажи старых плавсредств и другого лома достаточно трудоемкая и длительная. Для нас это не бизнес – порежем 16 судов, и на этом все. В Инкермане на 56 причале также расположена база, где накапливается металлолом со всего Крыма. Фактически это дает возможность площадке выживать, не более того.

Ржавый "призрак" Севастополя >>

По поводу аренды. Компании, в основном, интересует аренда причалов. В помещениях заинтересованы фирмы, профессионально занимающиеся перевалкой грузов – помимо причалов им требуются склады. Но пока ведется работа по упорядочиванию этого бизнеса. Кроме того, мы планируем сдавать в аренду наши плавдоки. Севастопольский морской порт не планирует заниматься судоремонтом. В городе достаточно компаний, которые профессионально занимаются этой деятельностью.

- Каковы итоги работы предприятия в 2017 году, а также портовой отрасли Севастополя в целом?

— Общий объем перевалки портами Севастополя в 2017 году – порядка 800 тыс тонн. На Севастопольский морской порт пришлось порядка 280-285 тыс тонн (в основном инертные грузы), на "Авлиту" (специализируется в основном на перевалке зерна) — около 300 тыс тонн, судоремонтный завод "Южный Севастополь" (в основном переваливал зерно) – порядка 200-220 тыс тонн.

- С какими странами работает порт?

— На экспорт мы отправляем зерно в Сирию и Турцию. По импорту к нам из Турции завозят цемент.

Тоннель или мост: как соединить два берега Севастополя >>

- Какие финансовые результаты работы порта по итогам 2017 года?

— Мы получили чистый убыток в размере 96 миллионов рублей. При этом у порта нет долгов по зарплате и по налогам. Есть небольшая текущая кредиторская задолженность – в разрезе одного месяца. Это так называемый бухгалтерский убыток, вызванный начисленной амортизацией, какими-то внутренними затратами. Он не отражает фактическое состояние дел на предприятии. Ко второму кварталу 2018 года мы планируем его убрать.

- Каковы ваши планы по перевалке грузов на 2018 год?

Верность по-севастопольски. Полжизни ради ржавой подлодки
- Планируем увеличить объем перевалки примерно в три раза – до 800 тыс тонн. В 2019 году — довести его до 1,2 млн тонн. В этом нам поможет строительство в Севастополе федеральной трассы "Таврида", которая нуждается в поставке инертных материалов – песка, щебня, цемента, арматуры, металлоконструкций. Всего рассчитываем переработать для "Тавриды" 2 млн тонн грузов. Эта стойка поможет загрузить порт и поднять зарплату сотрудникам. Также планируем привлечь инвесторов к модернизации портовой механизации, включая портовые краны.

- Какая сегодня средняя зарплата в порту?

— Около 21 тыс рублей в месяц. С поставкой грузов для "Тавриды" мы планируем довести среднюю зарплату до 35-40 тыс рублей.

- Как на работе порта скажется запуск Крымского моста?

— Все будет зависеть от экономики: если будет выгоднее привезти морем, объемы останутся, если экономичнее будет привезти автомобильным транспортом, — тогда мы потеряем тот небольшой объем перевалки. Но в целом прогнозируется, что после реализации трассы "Таврида", объемы перевалки сократятся.

- В прошлом году между курортами Краснодарского края и Крыма запустили круизный лайнер "Князь Владимир". Порт как-то принимает участие в развитии этого направления туризма?

30-я батарея: вросший в Севастополь линкор
- Мы активно участвуем в этом процессе. Фактически, бесплатно предоставили "Князю Владимиру" причал в районе морвокзала. Кроме того, с июня этого года планируется открыть скоростное сообщение по Черному морю на катерах с подводными крыльями "Кометах". Они также будут приходить на этот причал. Здесь же, на территории морвокзала, будет находиться оператор скоростных перевозок.

- В этом году планируется провести приватизацию порта, если быть точным — акционирование со 100% государственной долей. Как вы оцените перспективу передачи части акций частному инвестору?

— Просто так предприятие никому не отдадут. Если появляется частный инвестор – с ним заключается жесткое инвестиционное соглашение, которое предполагает поэтапное вложение значительных средств. Тогда акционер определяет, какой процент передать инвестору. В любом случае, это решение владельца порта –Севастополя.

- Портовые тарифы в Севастополе отличаются от стоимости аналогичных услуг в портах Краснодарского края?

— У нас тарифы не выше, чем в портах Крыма и Краснодарского края. Более того, действует гибкая система скидок, которая зависит от объема грузов. А в этом году внедряется система, которая позволит спланировать заходы судов – чем точнее будет указан срок захода плавсредства, тем большую скидку получит компания.

- Как отмена санкции скажется на развитии порта?

Бетонные рукава Севастополя: как ЧФ защитили от штормов и диверсантов
- Это бы существенно увеличило объем перевалки. Все направления деятельности порта стали бы развиваться гораздо активнее. Сейчас мы прорабатываем идею скоростного сообщения между Севастополем и Стамбулом. Это как, например, вы приехали в Прагу, и за три-четыре часа доехали до Вены. Вопрос организации такой линии не в технических или экономических моментах, а в политике, санкциях.

Рекомендуем